Творчески-исследовательская работа на тему: " Валентин Иванович Филатов... Информация к размышлению..." (Из опыта преподавания творчества В.И.Филатова). Объём 205 листов.Творчество В.И.Филатова на уроках русского языка и литературы.
Институт повышения квалификации при АГУ
Творчески – исследовательская работа
на тему:
«Валентин Иванович Филатов…
Информация к размышлению…»
/Из опыта преподавания творчества В.И. Филатова/.
/Издание третье, доработанное/
Автор:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7
Кошехабльского района
Ганагина Марина Рифкатовна
Я явлюсь в стране просветлённой…
Валентин Филатов
Памяти
Валентина Ивановича Филатова,
Владимира Высоцкого, Игоря Талькова,
Владислава Листьева, Булата Окуджавы,
Галины Старовойтовой
…
посвящается!
Посвящается Воскресшей России!
- … кажется, самую душу и самую
надежду почти в единовременье
потеряла с этими именами
российская литература…
И кажется, сама совесть
навсегда осталась с ними в литературе…
Валентин Распутин
-3-
«Правде жмут ботинки?
Снимите их-
Пусть ходит босиком.
А тесные ботинки
Пусть примерит ложь-
Посмотрим,
Не лгала ли правда?»
/Юзеф Озга Михальский/.
/эпиграф к самиздат. сб-ку В.И. Филатова/.
… Радетели пошлого сыты.
Их доля светла и легка.
А крылья Икара Разбиты
За дерзость обнять облака…
Ш. Бодлер.
От них исходит ощущение надежности. В присутствии этого человека слабый может чувствовать себя спокойно и уверенно.
Взглянешь на такого человека,
И тебе сразу ясно:
Это прочный человек,
Он не продаст друга,
Не обидит ребенка,
Не ударит собаку.
Не выступит в защиту лжи.
/Артист Леонид Филатов/.
-4-
В наше кошмарное время
только поэзия может нас удержать
в человеческом облике…
/На з. форзаце сб-ка В.И. Филатова/.
…И стоят на Руси пожарища
Выгорающей доброты.
Мы давно забыли Всевышнего,
Он для нас оказался лишний.
Мы легко обижаем ближнего,
Потому, что он саамы ближний.
«Болезнь». В.И. Филатов.
-5-
И я уже не плачу, не кричу
От осознанья боли и потери,
Но всё ещё с надеждою стучу
В пустые души, в запертые двери.
В.И. Филатов. «Беженец».
Дверям закрытым- грош цена.
Замку- цена копейка.
Б. Окуджава.
«Песенка об открытых дверях».
… Чтобы сказать Земле и небесам,
Меня явившим в мир, как есть такого,
И чьим-то понимающим глазам
То самое единственное слово…
В.И. Филатов. «Слово».
А я боюсь непонимания
В дебате, взгляде и строке…
Непонимание, как камень,
Зажатый потом в кулаке.
В.И. Филатов.
…Чернеет небо, гаснут звезды,
Надежды гаснут, гаснут люди,
А время мчится скорым поездом
В своих судах и самосудах…
…Но трудно, трудно в мире спится!
А поезд, словно гончий пес…
И ивы, как самоубийцы,
Стволами рвутся под откос.
В.И. Филатов.
«Чернеет небо, гаснут звезды».
-6-
… «Носил он совесть близко к сердцу».
Считаю себя русским патриотом,
потому что мне не безразлично, что происходит с Россией.
Игорь Тальков.
… Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что за ночь кропаю- в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу,
… Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта-
Я умру и скажу, что не всё суета!
Владимир Высоцкий.
… Мне судьба- до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней- немота.
Убежать и доказывать с песней у рта,
Что не то это все, не тот и не та.
…Только чашу испить не успеть не бегу,
Даже если разлить- все равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу,_
Не ломаюсь, не лгу- не могу.
Не могу!
Владимир Высоцкий.
-6а-
… И уходя в ночной тиши-
Без долгих слов решайте:
Огонь сосны с огнём Души
В печи перемешайте.
Пусть будет теплою стена
И мягкою скамейка-
Дверям закрытым- грош цена.
Замку- цена копейка.
Булат Окуджава.
«Песенка об открытых дверях».
-7-
«И у меня сердце есть, якоже и у вас».
Иова, 12.
/эпиграф к I сборнику, изданному посмертно
В.И. Филатова- «Полет не имеет конца»./
А на нейтральной полосе цветы
Необычайной красоты.
Вл. Высоцкий.
/слова к книге Марины Влади
«Владимир, или прерванный полет»/.
Я свами, люди.
Александр Вампилов.
Писатель- если нерв великого народа,
не может быть поражен,
как поражен народ.
…
Вот так пройдет человек по земле
без крика, без возгласов,-
поглядит на всё тут – и уйдёт.
А потом хватятся: Кто был-то!
Кто был!
Василий Шукшин.
-8-
Соплеменники, окажите честь-
Зачеркните «был»
Напишите «есть».
П. Вегин.
Нам времечко выпало то ещё,
И что еще будет- бог весть.
Одно б сохранить нам сокровище:
Оно называется честь.
Зависит всё, что в мире есть
От недоступной выси.
Но наша честь,
Но наша честь
От нас самих зависит.
…
А может быть, сегодня или завтра
уйду и я таинственным гонцом…
Игорь Тальков.
+++ ---- Может быть, потому и курим,
что думаем,- она последняя,
сигарета…
Может быть, потому и любим,
что думаем, - она последняя
эта весна…
Может быть
потому и хотим мы
свободы безумства и света,
Что жалким мгновеньем
пред вечностью жизнь нам дана.
1989 г. В.И. Филатов.
--- чёрной полосой В.И. Филатов отмечал стихи /некоторые/ уже в последние дни жизни
-9-
Напутствие.
«И дым Отечества нам сладок и приятен».
М.Ю. Лермонтов.
Живи, поэт! Стихам дороги нет:
Меняют нынче муз на проституток.
Средь сатанинских времени примет
Не потеряй божественный рассудок.
Живи, поэт! Пройди и Рим и Крым,
Судьба ж тебе подарит безответно
Отечества приятно-сладкий дым
И первый сборник, изданный посмертно.
Валентин Иванович Филатов
-10-
- Что такое счастье, ветер?
- Счастье- это жить,
А еще вести
Добрые носить!
1991 г. В. Филатов. «Что такое счастье, ветер?»
10.
+ + + Говорят, что на счастье подкова,
Я нашёл её, счастья не ждя…
Над моей головой непутевой
Серебристые нити дождя…
Валентин Филатов
Из «Дальневосточной тетради». 10.
-11-
С утра дуэль. Так может быть и лучше:
Себя судьбе представить самого…
Как тяжело! У Пушкина был Пущин.
А у него нет в мире никого!
Кому поведать все свои печали?
Заря уже искупана в крови…
Ужель конец? Ведь было лишь начало
И творчества, и муки, и любви…
И не с кем разделить уже тревогу…
Никто беду уже не отвратит.
И он один выходит на дорогу.
И сквозь туман кремнистый путь блестит.
/Валентин Филатов. «Лермонтов»./
Великий Поэт России!!!
Погиб Поэт. Да, именно погиб. 1 ноября 1998 года с нами не стало Валентина Ивановича Филатова. Он не просто умер, он погиб, защищая Землю от «чёрной чумы».
Как фреска на обугленной стене,
На дне очей распятая тревога,
Ещё надежды млеет там немного,
И капля веры теплится на дне…
И больно просыпаюсь я от сна,
Я не хочу назад, где наши зимы!
Кровь будоражит яркая весна,
И вновь ее пути неизъяснимы…
И не спастись уже, и не уйти
В своей склеп души, где раскололись плиты.
Но жизни луч, как в страшном забытьи,
Сияет нам. Ещё не всё прожито.
Ещё не все растерзаны года
На клочья
Запоздалого прозренья…
-12-
И падает горящая звезда,
И вечно длится светлое мгновенье!
1993 г. /В. Филатов. «Как фреска на обугленной стене»./
Неоднократно на белом снегу творится черное дело. «Снег, черные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням- а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый- Пушкин, отходящий- Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между чёрных безлистых деревец, убил.
Двое: любой и один, то есть вечные действующие лица: поэт и чернь.1
А.С. Пушкин… безжалостно убитый на белом снегу чёрной рукой Дантеса, светской черни, которая не могла понять Души Поэта и постоянно искала средств его унижения, жаждала его мучений.
Черные прутья деревьев и поэт со своими светлыми чувствами вновь «один выходит на дорогу». Но как ни странно, Поэт с его страстной судьбой всегда выбирает себе «чёрную долю, чёрную думу, чёрную жизнь»1.
И мечтает явиться когда-то в мир светлых грёз, светлых дум и воспоминаний, в страну гениев, «в страну просветлённую, где прекрасные облака»2.
И хотя поэта предупреждают:
«Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают- и целый мир забудет.
Страшись бесславия!»
Пугают: «Артист! И ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешить опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!»
Советуют:
«Артист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!»
-13-
Критикуют, бронят:
«Артист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями крыпя, бумаги не жалеет,
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Жержавин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет /их?/ книг, на свет едва родясь!
…
И Фебова на них проклятия печать.
Задумываются над их жизнью, забегая вперед и предугадывая, что их ждет, судьбу:
«Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбою им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка над землёй, высоки чердаки-
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов хвалят все, питают лишь журналы…
…Их жизнь- ряд горестей, гремяща слава- сон.
… Счастлив, кто ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы…
… Спокоен, весел он. Артист, он- не пиит.»
Просят: «Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным – хорошо, спокойным- лучше вдвое.»1
Поэт отвечает:
«С презреньем покачав кудрявой головою,
Когда на что решусь, уже я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт.»2
___________________________________________________________________________
-14-
Но:
Казалось мне, кругом стояла ночь.
Тем более, что так оно и было.
Вл. Высоцкий.
При жизни Валентина Ивановича не было издано ни одного стихотворения, при жизни Владимира Высоцкого - не напечатано ни одного стихотворения, не вышло ни одного тома его стихов. Ночь. Так называл он время, в которое жил.
Когда в стране моей горестно,
Позорно иметь успех. Вл. Высоцкий.
Не нравится мне век,
Не нравились мне люди.
Вл. Высоцкий.
Но толку нет от мыслей,
Когда повсюду им опроверженье.
Вл. Высоцкий.
Я маялся: быть или не быть?
И мы всё ставим каверзный вопрос.
И не находим вечного ответа.
Вл. Высоцкий.
Владимир Высоцкий понял, что практически жить невозможно. Не эти ли постоянные вопросы, которые задавал себе Вл. Высоцкий и не находил ответа на них, привели Поэта к тому, что он перестал бороться с своей болезнью, за свою жизнь. Не это ли привело его к черной черте его жизни, а А.С. Пушкина- к Чёрной речке.
И удивительно то, что Храм Спаса Нерукотворного Образа в Санкт-Петербурге- стал последней обилью и для А.С. Пушкина и, восстановленный уже в 80-е годы, для Владимира Высоцкого /здесь отпевали и А.С. Пушкина- 10 февраля 1837 г. И Вл. Высоцкого- 25 июля 1980 г.- первого барда современной России./
/А слово «бард» имеет огромное значение. Во II книге Владимира Мигре «Звенящие кедры России» в главе «Звенящий меч барда» читаю:
- Ты что это, Анастасия, фразы как-то странно строила, когда о празднике говорила? И слова произносила так, что прямо буква каждая в отдельности звучала…
- Старалась я картину праздника в деталях, в образах подробных произвести.
-15-
- Ну а слова при чем? Какое в них значенье
-За каждым словом множество событий, радостных картин воспроизвела. И все они теперь в реальность воплотятся. Ведь мысль и слово- главный инструмент Великого Творца. И этот инструмент из всех плотско живущих только человеку дан.
- Так почему тогда не всё, что люди говорят, сбывается?
- Когда с душой и словом разрывается нить.
Когда пуста душа и образ вялый, тогда слова пусты, как хаотичный звук. И ничего собой не предрекают.
- Фантастика какая-то. И надо же, всему ты, как ребеночек наивный, веришь.
- Какая же фантастика, Владимир, ведь массу же примеров можно привести из жизни вашей и твоей конкретно, какую силу слово возымеет, если за ним сформировать присущий образ?!
- Так приведи понятный мне пример.
- Пример? Пожалуйста. На сцене человек стоит перед залом и говорит слова. Актер, к примеру, одни и те же будет говорит слова, их люди слышали не раз, но только одного с дыханьем затаенным будут слушать люди. Другого не воспринимать. Слова одни и те же, но разница огромная. Как ты считаешь? Почему так происходит?
- Так то же актеры. Их учат долго в институте, одни отличники, другие- так себе. Потом они на репетициях заучивают тексты, чтоб с выражением их говорить.
- Их учат в институтах, как в образ вжиться, что стоит за словом. Потом, на репетициях они стараются его воспроизвести. И если актеру удается все же сформировать за десятью процентами произносимых слов невидимые образы, то зал с вниманием будет его слушать.
А если в половину говоримых слов кому-то образ удается вставить, то гениальным вы того актера назовёте. Ибо его душа с душами сидящих в зале напрямую говорит. И будут плакать ил смеяться люди, почувствовав душою всё то, что хотел передать им актёр. Вот что такое инструмент Великого Творца!
- А ты, когда что-либо говоришь, во сколько слов способна образы вложить? В десять процентов или пятьдесят?
- Во все. Прадедушка так и научил меня.
- Во все? Ну надо же! Во все слова?!
- Прадедушка сказал, что можно образ во все буквы. И я научилась за буквой каждой строить образы.
- Зачем за буквой? Буква смысла не имеет.
- Имеет буква смысл! За каждой буквой на санскрите,- фразы, слова. В них тоже буквы, дальше много слов, так бесконечность скрыта в каждой букве.
-16-
- Ну надо же. А мы вот просто так лопочем все слова.
- Да, часто просто так говорятся и те слова, которые прошли тысячелетия. Прошли, пронизывая время и пространство. И образы, забытые, стоящие за ними достучаться. И охраняют души наши и сражаются за них.
- И что же это за слова такие? Хотя б одно известно мне?
- Известно. Думаю, как звук. Но что стоит за ним- забыли люди.- Анастасия опустила ресницы и некоторое время молчала. Топот тихо, почти шепотом, попросила:
- Произнеси, Владимир, слово «бард».
- Бард,- сказал я.
Она вздрогнула, словно от боли и сказала:
- О, с каким безразличием и обыденностью ты произнес это великое слово! Забвением и пустотой ты дунул на трепещущий огонек свечи. Огонек, пронесенный через века, и, быть может, адресованный тебе или кому-то из живущих сегодня далекими родителями. Забвение истоков- опустошение сегодняшнего дня.
- Чем тебе не понравилось мое произношение? И что я должен помнить, связанное с этим словом?
Анастасия молчала. Потом тихо зазвучавшим голосом стала произносить фразы, идущие словно из вечности:
- Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди, наши прародители, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами.
Перед знамениями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. В присутствии друида воины кельтов никогда не обнажали оружие. Чтобы получить звание нач. ступени друидов, нужно было 20 лет индивидуально обучаться у Великого Духовного Наставника: жреца друида. Получивший посвящение- назывался бард. Он имел моральное право идти в народ и петь. Вселять в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие души.
На кельтов напали римские легионы. Последняя битва происходила у реки. Римляне увидели, что среди воинов- кельтов ходят женщины с распущенными волосами. Римские военачальники знали: когда ходят эти женщины, для победы над кельтами нужно превзойти их по численности в шесть раз! Ни опытные римские военачальник, ни сегодняшние исследователи- историки не могут понять почему. А всё дело в этих безоружных женщинах с распущенными волосами.
-17-
Римляне выставили войско в девять раз превосходящее кельтов по численности. Прижатая к реке, погибала последняя сражающаяся семья кельтов. Они стояли полукругов, за их спинами молодая женщина кормила грудью крохотную девочку и пела. Пела светлую негрустную песню, чтобы не вселились в душу девочки страх и печаль, чтобы были с ней образы светлые. Когда девочка отрывалась от соска материнской груди, из взгляды встречались, женщина прерывала песню и всякий раз ласково называла девочку «Барда».
Уже не было обороняющегося полукруга. Перед римскими легионерами на тропе, ведущей к кормящей женщине, /и, встретившись взглядами, они улыбнулись друг другу/стоял с мечом в руках окровавленный, молодой Бард. Он повернулся к женщине и, встретившись взглядами, они улыбнулись друг другу.
Избранный Бард не смог удерживать римлян, пока женщина, спустившись к реке, не положила крохотную девочку в лодку и не оттолкнула лодку от берега.
Обескровленный Бард последним усилием воли бросил к ногам молодой женщины свой меч.
Она подняла меч. Она в течение четырех часов непрерывно сражалась с легионерами, не подпуская их к реке. Легионеры уставали и сменяли друг друга на
тропе. Римские военачальники в недоумении молча наблюдали, почему опытные и сильные солдаты не могут нанести даже царапину на тело женщины?
Она сражалась четыре часа. Потом сгорела. Ее легкие высохли от обезвоживания. Не получив глотка воды, из потрескавшихся красивых губ дымилась кровь. Медленно опускалась на колени и падая, она смогла еще раз послать слабую улыбку вслед уносимой течение реки лодке с маленькой будущей певуньей Бардой и уносимую сквозь тысячелетия для сегодня живущих, спасенному ею слову и образу его. Не только во плоти суть человеческая. Неизмеримо больше и значимое, невидимые чувства, стремления, ощущения,- лишь частично отображаются в материальном, как в зеркале.
Девочка Барда стала девушкой, потом женщиной и матерью. Она жила на Земле и пела. Ее песни дарили только светлые эмоции людям, как луч всеисцеляющий, помогали они разгонять пасмурность души. Многие житейские невзгоды и лишения пытались загасить источник этого лучика. Невидимые темные силы пытались пробраться к нему, преодолеть единственное препятствие- стоящих на тропе. Суть человеческая не во плоти. Обескровленное тело Барда послало в вечность улыбку света, отображая свет невидимой сути человеческой. И сгорали легкие молодой матери, держащей меч, дымилась кровь из трещинок её губ, подхвативших светлую улыбку Барда. И сейчас, поверь мне, Владимир.
-18-
Пойми. И услышь звон невидимого меча Барда, отражающего натиск злобного и тёмного на тропе к душам его потомков. Пожалуйста, произнеси ещё раз слово «бард».
- Не смогу… пока ещё не смогу сказать его с должным значением. Потом я обязательно произнесу его.
- Спасибо за непроизношение, Владимир.
- Скажи, Анастасия, ты ведь можешь сказать. Кто из сегодня живущих является прямым потомком той, кормящей женщины и девушки- певуньи Барды, сражающейся на тропе Барда. Кто мог забыть такое, чей это род?
- Подумай, почему возник в тебе такой вопрос?
- Хочу взглянуть на него или на них, не помнящих такое. Не помнящих своего родства. Не чувствующих.
- Может быть, ты хочешь удостовериться, что это не ты- не помнящий?
- При чём здесь… Я понял, Анастасия, не отвечай. Пусть каждый думает.
- Хорошо,- ответила она и замолчала, глядя на меня.
И я молчал некоторое время под впечатлением нарисованной Анастасией картины, потом спросил:
- Почему именно это слово для примера ты привела?
- Чтоб показать тебе, как образы, стоящие за ним в реальном мире, вскоре воплотятся. Тысячи струн гитарных трепещут сейчас под пальцами сегодняшних бардов России. Ещё когда помечтала обо всем там, в тайге, они первые почувствовали. Их души… сначала только в одной загорелся трепещущий огонёк и вздрогнула тоненькая струна гитары, потом подхватили, откликнулись души других. Скоро их услышат многие. Они- барды, помогут увидеть новую зарю. Зарю просветления душ людских. Ты услышишь их песни. Новые песни, рассветные.
Вселять в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие души.- Таким был и Валентин Иванович Филатов.
Когда его хоронили, все честные люди в России понимали, что погублена жизнь ещё одного Великого Человека России, в груди которого билось сердце гражданина, борца и Поэта!
Майский (п. Майского) парк, где когда-то бегал мальчик Валя, шумел осенней листвой, и, вернувшись бог весть из каких далёких далей, пели свои весёлые песни птицы, прощаясь с последними теплыми солнечными днями.
По перелескам, по деревням
В перегоревшую траву,
-19-
Роняя красную листву,
Заголосят в ночи деревья…
Плач затеряется в ночи,
Никем не понятой и горькой,
А утром солнце по пригоркам
Качнет последние лучи…
И будет всё уже не так,
Но только мало кто заметит,
Как плачут в ночь навзрыд по лету
Больные птицы на кустах…
1971 г. В.Филатов «Начало осени»
+++ Октябрь упал в озера и замолк.
Туманом белым ночи заволок…
Я подхожу к холодному окну,
Из форточки пью залпом тишину…
Пью светлое полночное вино,
Креплёное туманом и луной…
И пламя звёзд колышется в груди,
И кажется, что вечность впереди…
1975 г. В.Филатов. «Октябрь упал в озера и замолк».
/Из цикла «Восьмой цвет радуги»/
В этот первый день ноября осеннее сияющее утро не предвещало ничего грозного. В безоблачной синеве пролетали прекрасные, самые лучшие в мире облака, заливались, беззаботные птицы, а жители поселка Майского (не отмеченного даже на карте) от мала до велика, поражённые внезапной смертью Поэта- чернобыльца, опустили в землю тело
-20-
русского Поэта. Теперь, когда его не стало, многие поняли, что этот Человек- ураган, одним казавшийся резким, насмешливовысокомерным, другим- добрым и нежным, одним- весёлым, другим- печальным, был им бесконечно дорог. И все плакали. На могиле читали его стихи, говорили прощальные слова. А дочь- Виктория Валентиновна, когда гроб опускали, навзрыд, обезумев от горя и боли, выкрикнула: «Господи! Тебе тут было так трудно! Пусть хоть там будет легче!!!»
И хотелось верить, что ТАМ ем
Автор: Ганагина Марина Рифкатовна