Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
Цели:
1. Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.
2. Познакомить учащихся с историей развития жанра.
3. Посредством театрализации продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Действующие лица:
Секретарь
Председатель
Обвинитель
Защитник
Присяжные
Муравей
Стрекоза
Эксперт по литературе
Чтец
Ход урока
Секретарь: Встать! Суд идёт.
Слушается дело №…
Председатель -…( указываются фамилия, имя и отчество учителя, ведущего урок)
Председатель: Слушается гражданское дело «Стрекоза против Муравья» об отказе в предоставлении жилплощади на период зимнего времени, опасного для жизни.
За правильностью судебного разбирательства следит суд присяжных. Ими же будет вынесен окончательный вердикт.
( В качестве присяжных на урок могут быть приглашены или учителя литературы школы, или старшеклассники. Председатель должен их представить)
Обвинение представляет - …
Защиту ведёт - …
( Обвинитель и защитник – ученики данного класса )
Председатель: Прошу обвинение изложить суть претензий.
Обвинитель: Уважаемый председатель, уважаемые присяжные! Гражданка Попрыгунья Стрекоза, чьи интересы я представляю
Лето красное пропела…
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…
Помертвело чисто поле…
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда. Голод настаёт…
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.
И что же муравей? Он цинично смеётся ей в лицо и дерзко отказывает в крове и приюте беззащитнейшему из существ, коей является пострадавшая, обрекая её на холодную и голодную смерть. И только чудо спасло её.
Председатель: Спасибо. У защиты есть вопросы к обвинению?
Защитник: Нет, Ваша Честь, но защита хотела бы задать ряд вопросов пострадавшей.
Председатель: Хорошо. Для дачи показаний приглашается Стрекоза.
( Важно, чтобы Стрекоза сыграла своё появление, изображая испуг, удивление и кротость одновременно). Стрекоза садится. Секретарь подносит классный журнал, на котором Стрекоза клянётся.
Стрекоза: Клянусь говорить правду и только правду.
Председатель: Пожалуйста, защита может задать пострадавшей вопросы.
Защитник: Скажите, пожалуйста, как Вы провели лето?
Стрекоза: Ах, лето красное я пела!!!
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час…
Защитник: Будьте любезны сказать, как Вы готовились к суровой зиме?
Стрекоза: Ну что Вы! Зачем?
Ведь под каждым листом…уж готов и стол, и дом…
Защита: У меня пока нет вопросов к пострадавшей.
Председатель: У обвинения есть вопросы?
Обвинитель : Да, если позволите, Ваша Честь.
Скажите, с какой просьбой Вы обратились к Муравью?
Стрекоза: Я сказала:
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Обвинитель: Что же Муравей?
Стрекоза: О! Мне больно это вспоминать!..
Он стал изводить меня глупыми вопросами:
- Да работала ль ты в лето?
И на моё искреннее удивление бросил:
- Ты всё пела? Это дело.
Так поди же, попляши!
Обвинитель: У меня нет больше вопросов.
Картина, по-моему, ясна.
( Защитник подаёт председателю записку)
Председатель:
Защита утверждает, что разногласия между Муравьём и Стрекозой существовали и раньше и настаивает на следственном эксперименте.
Разрешается проведение следственного эксперимента.
В классе появляется группа из подготовленных для этого выступления старшеклассников. Девушка, исполняющая роль Стрекозы, одета согласно последним требования молодёжной моды. Юноша – в телогрейке, валенках, шапке-ушанке.
Стрекоза танцует и поёт на мотив песни из репертуара Н. Кадышевой «Колдунья»:
За мои зелёные глаза
Называют все меня глазунья
Что поделать, я ведь стрекоза,
Попрыгунья я и егоза.
Муравей тоже танцуя:
Хорошо тебе, а я пашу
С самого рассвета до заката,
И фуфайку пятый год ношу,
А виноват Крылов, ребята!
Стрекоза:
Что поделать мне с собою,
Веселиться я люблю.
Это мне судьба послала
Долю грешную мою.
Вы со мной не будьте строги,
Вот такая я одна!
И налейте мне с дороги
Выпить красного вина.
Защитник: Позвольте последний вопрос пострадавшей:
- Познакомьте нас, пожалуйста, со своим зимним репертуаром.
Стрекоза: Нет, зимой я не пою.
Защитник ( в сторону с нескрываемой иронией):
Естественно,
И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Стрекоза занимает место рядом с обвинением.
Обвинитель: Я протестую: коллега допускает непозволительную в данной ситуации ИРОНИЮ.
Защитник: Извините, но моя ИРОНИЯ имеет глубокий исторический подтекст. Разыгрываемая, так называемая, драма очень напоминает басенный сюжет, о чём есть свидетельства. Предлагаю пригласить эксперта по вопросам истории литературы.
Председатель: Вниманию присутствующих предлагается литературная справка.
Выступает ученик с информацией о притче Леонардо да Винчи «Пчела и Трутни».
Примерное содержание выступления:
- Уважаемые господа, в мировой литературе существует такой жанр, как притча. Попрошу записать его определение.( Секретарь открывает запись определения, спроецированную на доску). Притча – это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий МОРАЛЬНОЕ поучение, по своей форме родственный басне. Притча в мировую литературу вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но светский характер этот жанр получил у Леонардо да Винчи ( ученик-ассистент одновременно с рассказом показывает слайды с репродукциями картин «Мона Лиза», «Тайная вечеря», с автопортретом Лианардо), известного нам учёного эпохи Возрождения: математика и механика, физика и астронома, химика и географа, анатома и архитектора, живописца и литератора.
Ваша Честь, прошу разрешения моему ассистенту прочитать притчу великого Леонардо «Пчела и трутни».
Ученик читает наизусть притчу:
- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Всё лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.
- Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.
Бездельника хлебом не корми. Дай порассуждать. Да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчёмности.
Председатель: Защите предоставляется последнее слово.
Защитник: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное впечатление на фоне трутней. Не случайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь другого труженика – муравья. Скромность не позволяет ей говорить о себе, но и не высказать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Говоря о МОРАЛИ притчи, мы сталкиваемся с тем, что автор осуждает трутня не столько за его безделье ( это само собой разумеется ), сколько именно за попытку очернить другого, причём работающего. Что мы наблюдаем и сегодня.
Председатель: Суд присяжных готов огласить своё решение о виновности или невиновности Муравья?
Присяжные оглашают своё решение о невиновности Муравья. Председатель закрывает заседание, и с этого момента урок проходит в традиционной форме.
Учитель: Задача, которую мы ставили, разыгрывая сцены из басни И.А. Крылова, - это не только вспомнить одну из наиболее любимых басен «Стрекоза и Муравей», но и выяснить особенности этого жанра.
В контексте театрализованной части урока жанровые особенности басни были обозначены. Давайте проверим, как внимательны вы были к содержательной части урока.
На доску проецируется определение басни как литературного жанра с пропущенными ключевыми словами. Ученики должны вписать недостающие слова и переписать определение в тетрадь.
______________________________________________________________
Басня -… жанр словесного искусства. Отличается краткостью, всегда носит …характер, содержит в конце или в начале… (нравоучительный вывод). Основной художественный приём … (иносказание).
______________________________________________________________
Учитель подводит итог урока. Говоря о том, что особенности жанра определили особенности пути его развития: не всегда добиваться истины легко, иногда это требовало большого мужества создателей этого жанра (сопровождается слайдами):
Александр Сумароков ( 17в.) – затравленный правительством умер в нищете;
Иван Химницер (17в.) – издавался анонимно;
Д.В.Давыдов (19в.) – поэт-гусар, герой-партизан 1812 года, вообще не мог издать, его басни ходили в списках.
Но каждого из баснописцев можно уверенно назвать человеком-гражданином и патриотом.
Автор: nadegda_ryabinina