РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА
Пережив в детстве глубокое потрясение в связи со смертью младшей сестры Нади, Бунин начал неистово «молиться, поститься», читать жития святых, часами простаивать перед иконой, мучительно думать «о том, что за гробом». «Любил я всенощное бденье», - скажет он о своем увлечении религией в раннем стихотворении «Любил я в детстве сумрак храма» (1888). На всю жизнь он сохранил в душе веру в бога, поклонение «тому, кто незримо хранит меня на всех путях моих своей милосердной волей». Он испытывал упоение от церковных обрядов.
Однако к христианской религии он относился противоречиво, находя в ней то «братскую близость ко всему живому», то «ложь», жестокость религиозных канонов.
Оставаясь православным всю жизнь, он при этом не был подобен «гробам раскрашенным», т. е. людям, механически, по привычке верующим. Ему приходилось переживать периоды увлеченности восточными религиями (разумеется, без перемены вероисповедания), полосы сомнений и компромиссов, а также моменты глубоких и светлых озарений, связанные с религиозным чувством и осознанием своей сопричастности православию. В ранней лирической прозе писателя (1898-1906) соединяются лирическое и эпическое начала. В этих произведениях, как правило, главную роль играет лирический герой, выражающий субъективное отношение к внешнему и внутреннему миру. Чувства лирического героя — главная движущая сила сюжетно-композиционного построения. Уже на раннем этапе бунинского творчества появляются мотивы слияния с миром и обретения в этом счастья и покоя. Обретение покоя и счастья в слиянии со Всебытием мира характерно для восточного миропонимания (Атман, Брама есть Всеединое, давшее жизнь множеству, то, что властвует всем существующим). Большую роль в формировании миропонимания и художественной эстетики И.А. Бунина сыграли его путешествия на Ближний Восток и на остров Цейлон, который был для художника Прародиной, колыбелью всех цивилизаций. Он видит сходство с Россией в таких разных культурах, как культура Цейлона, Ближнего Востока (Турция, Палестина).
Автор: Мишина Наталья Николаевна