Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"
Сведения об авторе:
Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельности – 35 лет. В течение последних лет работает над педагогической проблемой: применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы.
Методические рекомендации
«Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников»
В XXIвеке сделан огромный шаг вперёд в развитии новых информационных технологий. Интернет теснит «живое» речевое общение. Не может заменить его в полной мере и телекоммуникационная, и мобильная связь. К сожалению, и с экранов телевидения не всегда звучит правильная, грамотная, выразительная, то есть образцовая речь. В связи с этим в обществе, особенно среди молодёжи, теряются навыки речевого этикета, речевой культуры вместе с красноречием. Поэтому в настоящее время возрастает значение уроков литературы, способствующих развитию у учащихся навыков правильной речи и умения грамотно и связно высказывать собственное суждение, формирующих нормы этикета.
Самым «слабым звеном» в образовании учащихся является устная речь. Развитие этой формы человеческого общения – целый педагогический процесс, система методов и приёмов, направленных на формирование и совершенствование речевой деятельности учащихся. Развитая устная речь должна быть логичной, точной, выразительной, образной, интонационно насыщенной, лексически богатой. Все эти качества устная речь учащихся может приобрести в большей степени благодаря урокам литературы, благодаря изучаемым на них классическим образцам художественной литературы. Урок литературы открывает возможность овладеть духом языка, оценить и использовать его неисчерпаемые сокровища. «Сколько времени потребно единственно на то, - писал Н.М.Карамзин, - чтобы совершенно овладеть духом языка своего». Вольтер справедливо заметил, что «в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».
При организации работы по развитию речи учащихся на уроках литературы не следует забывать советы психологов. Необходимо создавать психологические ситуации, активизирующие деятельность обучающихся, организовывать их речевую практику и давать специальные речевые упражнения.
Живое слово учителя – первый наглядный пример для учащихся манеры и стиля рассказа. Они улавливают особенности устной речи, интонацию, понравившиеся слова и выражения.
Неотъемлемой частью работы учителя на каждом уроке литературы является словарная работа. Среди новых и трудных слов есть такие, которые следует лишь объяснить (околоток, тролль, ланиты), чтобы учащимися правильно был понят текст, а есть те, которые важно ввести в их активную речь (своенравна, студёный, затужил). В процессе анализа художественного произведения также проводится работа над словом. Примерные вопросы могут быть такими:
- Что означает слово в данном тексте?
- Почему оно избрано писателем?
- Чем оно необходимо для данного текста?
Большую возможность для развития связной монологической речи учащихся дают упражнения в пересказах. Виды их различны: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста), выборочный, краткий, от другого лица.
Более высокий уровень развития связной монологической речи учащихся – это высказывание собственного суждения о художественном произведении в целом, о его героях, пейзаже. Этому способствует использование на уроке иллюстраций к художественным произведениям и картин, тематически с ними связанных. Работа может происходить по-разному: рассматривание иллюстраций и ответ на вопрос: «Какой эпизод лёг в основу?»; чтение отрывков из текста, который проиллюстрирован художником, подпись иллюстрации словами из текста; рассматривание картины художника, соответствующей художественному произведению и ответ на вопрос: «Как тема картины связана с темой текста?»; сопоставление иллюстраций разных художников и осмысление их связи с данным текстом; выражение учеником собственного мнения об иллюстрации; сопоставление репродукции пейзажа и лирического произведения о природе.
Конкурс на лучшее чтение стихотворений и конкурс на лучший художественный пересказ эпизодов также способствуют развитию выразительности, яркости, образности, связности, эмоциональности речи школьников, их умения прочувствовать содержание произведения, характер героя.
Составление загадок, осмысление пословиц (например, сочинение по пословице), сочинение собственной сказки, рассказ развивают самостоятельность, неповторимость устной и письменной речи школьников, расширяют их лексический запас, развивают умение использовать художественно-изобразительные средства языка.
Доказательность, рассудительность, точность речи детей развивает развёрнутый ответ на вопрос, как устный, так и письменный.
Формированию начальных коммуникативных навыков учащихся служит инсценировка диалогов из художественных произведений. Только целенаправленная подготовка к чтению реплик героев и слов автора, которая включает в себя понимание темы и идеи диалога, характера героев и слов автора, определение отношения автора к поведению героев, психологического настроя произведения, может привести к успешной результативности.
Известно, что люди вступают в общение, имея определённую коммуникативную цель: обменяться информацией, убедить в чём-либо собеседника, побудить его к действию. Умению определять коммуникативное намерение автора текста следует учить. Перед учениками постоянно ставится вопрос: «Чего до-
бивался автор текста, какую цель преследовал?» Ответы могут быть следующими: рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, попросить, поощрить. Постепенно ученик сам будет задавать эти вопросы, научится лучше понимать собеседника, даже его скрытые намерения, научится читать между строк.
Вступая в общение, человек интуитивно подстраивает свою речь под условия общения или ситуацию. Основные компоненты ситуации таковы :
Кто? Кому? – участники общения;
Где? – место;
Когда? – время;
Почему? – мотив;
Зачем? – цель.
Задача школьного курса – научить чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения, строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации.
Начать следует с речеведческого анализа ситуации общения, зафиксированной в каком-либо тексте, по следующей схеме: Кто? Кому? О чём? Почему? Где? говорит, пишет.
Возьмём отрывок из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
- Ну, как живёшь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалование плохое… ну да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну а ты как? Небось уже статский? А?
- Нет, милый, поднимай выше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица его и от глаз его посыпались искры… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее, Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
- Я, ваше превосходительство,… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи!
- Ну, полно! - поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте… Что вы-с, - захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…
Это, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил, жена Луиза, лютеранка некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку.
Примерные вопросы для анализа:
- О чём рассказал Чехов?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Где происходили события?
- Назовите участников диалога.
- Почему и каким образом изменилось поведение тонкого в разговоре?
- Как нарушается основное коммуникативное правило – соответствие поведения участников разговора речевой ситуации?
- Зачем тонкий стал заискивать перед толстым?
- Какое впечатление и почему производит на вас толстый?
- Какие отношения между героями раскрыты при помощи этикета?
- Найдите устаревшие формы речевого и неречевого этикета.
- Определите цель автора (проинформировать, попросить, убедить, описать, охарактеризовать, рассказать и тому подобное).
- Какими средствами автор достигает поставленной цели?
Такой анализ художественного текста позволяет сделать вывод: неумение строить свою речь соответственно ситуации общения ярче всего проявляется в нарушении этикетных норм – речевых и поведенческих. Следовательно, знание основ этикета поможет избежать подобных ситуаций и не позволит выглядеть смешно. Такой довод не оставит школьников равнодушными к своему поведению во время разговора.
Следующий тип упражнений предполагает анализ использования норм речевого этикета персонажами художественных произведений.
Прочитать отрывок из романа А.С.Пушкина «Дубровский».
- Здорово, как бишь тебя зовут,- сказал Троекуров, - зачем пожаловал?
- Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин, - и зашёл к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства.
- Очень кстати заехал, как бишь тебя зовут; мне до тебя нужда. Выпей водки и слушай.
Такой ласковый приём приятно изумил заседателя. Он отказался от водки и стал слушать со всевозможным вниманием.
Ответить на вопросы:
- Какие требования этикета нарушил Троекуров? В чём это выразилось?
- Почему он так себя ведёт? Как вы прокомментируете последнюю фразу отрывка?
Анализ эпизода из рассказа А.Чехова «Размазня».
И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
- Merci, - пошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
- За что же merci? – спросил я.
- За деньги…
- Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил? Ведь я украл у вас! За что же merci?
- В других местах мне и вовсе не давали…
- Не давали? И немудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вот они в конверте для вас приготовлены!.. Чего молчите? Разве можно быть такой размазнёй?
Она кисло улыбнулась, и я прочёл на её лице: «Можно!».
Вопросы для анализа:
- Какие правила этикета нарушил хозяин?
- Зачем он так поступил?
Практические умения и навыки правильного общения, отвечающего нормам этикета, формирует дискуссия на литературную тему. Каждый ученик учится строить общение в соответствии с речевой ситуацией: оформлять фразы, вступать в диалог, выходить из него. Этот вид задания демонстрирует самый высокий уровень коммуникативной компетенции учащихся – умение самостоятельно строить общение и правильно играть свою роль в нём.
Таким образом, предложенные пути развития речи школьников на уроках литературы не только формируют нормы речевого этикета, но и углубляют работу над текстом художественного произведения, расширяют кругозор учащихся, делают их знания по литературе прочными и практически необходимыми.
Автор: Калашникова Зинаида Абдуваитовна