Главная / Старшие классы / Литература

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста
(На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста.
Цель урока: Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Постичь особенности восприятия пейзажной лирики Цветаевой на примере стихотворения «Август - астры».
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать ассоциативное (образное) мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в восприятии произведения как явления искусства.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.
Ведущие методы: эвристический, исследовательский, метод творческого чтения.
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность), музыкальные заставки, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: Мультимедийный проектор для воспроизведения иллюстративного видеоряда, музыкальный центр для воспроизведения музыкальных заставок.
Музыка : А.Вивальди «Времена года». Композиция «Лето»; П.И.Чайковский «Времена года». Пьеса «Август», «Жатва»; В-К.Глюк «Жалобы Эвридики» - фрагмент оперы «Орфей и Эвридика».
План урока.

I. Оргмомент.
II. Изложение и закрепление нового материала. Лингвостилистический анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...».
1. Формулировка задач урока.
2. Комментарий эпиграфа урока.
3. Слово учителя. Своеобразие поэтической строки Цветаевой.
4. Формулировка главной проблемы урока (проблемного вопроса).
5. Лингвостилистический анализ текста:
а) тема;
б) композиция – выделение микротем;
в) образы-ассоциации 1 микротемы;
г) образы-ассоциации 2 микротемы;
д) образы-ассоциации 3 микротемы;
е) лингвостилистический анализ композиционных частей текста.
6. Работа с изобразительным материалом (репродукции с картин художников).
7. Обращение к ассоциативным рисункам детей на тему «Август».
8. Прослушивание фрагмента композиции «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди.
III. Обобщение по уроку.
IV. Домашнее задание.
V. Поурочный балл.
Литература к уроку.

1.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.1. - М.:1999.
2.А.И.Тимофеев. Словарь литературоведческих терминов. - М.:2000.
3.А.Квятковский. Поэтический словарь. - М.:1998.
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.:1995.
5.Цветаева М. Сочинения: В 2 т. - М:1988.
6.Вольская Н.Н. О славянизмах в поэтическом языке М.И.Цветаевой // РЯШ. - 2002. - №4.
7.Гаспаров. М.Л. Слово между мелодией и ритмом (Об одной литературной встрече М.Цветаевой и А.Белого) // Русская речь. - 1989. - №4.
8.Гурова И.А. «Обольщусь сутью...» (Тема родины в лирике Цветаевой) // РЯШ. - 1997. - №5
9.Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М.И.Цветаевой. // Русская речь. - 1978. - №6.
10.Гольцова Н.Г. «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание...» (Авторская пунктуация в произведениях М.Цветаевой) // РЯШ. - 2001.
11.Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой :Лингвистический аспект.- Л.:1989.
12.Минералова.И.Г. О стиле Марины Цветаевой// Литература в школе. -2003. - №9.
13.Саакянц А. Только ли о Марине Цветаевой? Воспоминания. - М.:Аграф, 2002.
14.Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. - М., 2000.
15.Чупрова Т.А. Читаем Цветаеву. // Литература в школе. - 2003. - №9.
16.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры...» //РЯШ. - 1998. - №3.
17.Ковтунов И.И. Поэтика пунктуации (функция тире) // Язык как творчество. - М, 1996.
18.Фатеева Н.А. Поэтика противоречий Марины Цветаевой // РЯШ. - 2006. - 2006. - №4.
19.Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. // Цветаева М. Избранное. - М.,1992.
20.Цветаева А. Воспоминания. - М.: Аграф, 2002.
21.Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. - М.,1992.

Ход урока.

Звучит фрагмент мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»
(«Жалобы Эвридики»). СЛАЙД№1.



М.И.Цветаева сказала однажды: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею». Радости, простой, человеческой, в судьбе этой женщины было мало, еще меньше покоя. Но была поэзия, без которой Цветаева не мыслила своего существования. «Вся моя жизнь, - говорила Марина Ивановна, - это роман с собственной душой». Точнее и не скажешь. Она жила и дышала поэзией, у нее были исключительные предпочтения и пристрастия: не любила театр за его искусственность, боготворила Пушкина и Ахматову, преклонялась перед Блоком и Маяковским, не любила звуки скрипки и обожала флейту и виолончель; любимое мужское имя – Георгий, любимые цветы – астры и хризантемы. Любимый цвет – зеленый, любимый пейзаж – пенные волны моря, не любила слова «поэтесса» применительно к женщине-поэту. Евгений Евтушенко сказал о Цветаевой: «Ее женская любящая душа – не хрупкая свечка, не прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». (Завершается мелодия Глюка). Вот эта ее «стихийность» во всем стала «стихией» ее стиха... Цветаева резка, порывиста, дисгармонична : повинуясь интонации, она разрывает строку на отдельные слова и даже слоги, разрезает стих цезурой и при помощи тире резко отбрасывает слово вниз. Она поступает как музыкант, записывающий звуки нотами. Часто ее стих становился неизящным, жестким, резким: словно в самом поэте ощущалась какая-то пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность. Вот так женщина-поэт боролась за право иметь сильный характер. Стихотворение «Август – астры...» - самое цветаевское произведение. Послушайте, как оно звучит, и постарайтесь увидеть образы произведения и услышать особую музыку поэтических строк.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!

-Назовите ключевое слово стихотворения. (Август).(СЛАЙД№2)


- Да, это слово задает тему этого стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? (6 раз).
- Не слишком ли много для такого небольшого произведения? (Нет, первый слог этого слова будто останавливает наше внимание на самом важном).
- Что означает слово «август»? (Восьмой месяц года).(СЛАЙД№3)



- С какими понятиями ассоциируется это слово? (Финал лета, изобилие, щедрость).
- С какими словами-понятиями, образами ассоциируется это слово «август» у вас? (Конец каникул, жатва хлеба, фрукты, обильная роса на траве, на смену летним цветам распускаются осенние, прохладные вечера).
- Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (Это будет первая микротема текста). (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины).
- Хорошо. Назовите ассоциативные образы второй микротемы. (Ребенок, играющий яблоком, ласковый сердечный смысл).
- И, наконец, ассоциации третьей микротемы. (Поцелуи. Цветение роз, сверкание молний, звездопад).
- Правильно, а что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении? (Цветаева свой ассоциативный ряд начинает с предметных образов: цветы, звезды, плоды винограда и рябины; во второй строфе появляется сравнение с живым существом – ребенком, императором; третья строфа сопряжена с действием, поступками, движением).
- Да, именно к такому выводу приводят нас первые наблюдения над текстом: стихи эти необыкновенно ассоциативны – образы, словно рябиновые бусинки, нанизываются на невидимую нить и создают необычную, удивительно оригинальную картину, которую не только видишь, но и слышишь, ощущаешь, осязаешь аромат красок, предметов, движений. Вот этими превосходными сближениями, ассоциациями и интересно стихотворение Цветаевой. 11 марта 1931 года в одном из писем Цветаева признается: «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности. Принимаю укор, ибо у меня взамен мировоззрения – мироощущение и очень твердое...» Постараемся и мы хоть на мгновение погрузиться это мироощущение, путь к которому лежит через тайны мастерства поэта.
- Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? (Анафора – единоначатие).
В чем композиционное назначение этого приема? (Заострить внимание читателя на самом главном, сообщить стиху плавность, музыкальность.)
- Верно, словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему? ( Тире подчеркивает всеохватность предметов и образов). (СЛАЙД№4)



- Многие лингвисты считают тире самым музыкальным знаком препинания- создается длительная пауза, чтобы звуки предыдущего слова запечатлевались в сознании читателя как мелодия. (СЛАЙД№5)



- В первой строке – образ осеннего цветка астры, в греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? (Вероятно, Цветаева стремится избежать неоправданного повтора). (СЛАЙД№6).

- Скорее всего, так. Но поэт мыслит образами. Астры – это цветы, по форме напоминающие ... звезды. Как называется прием скрытого сравнения? (Метафора).
- Да, метафора – основное образное средство в стихотворении Цветаевой.

- Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина.
- В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии виноград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях, у Цветаевой он – символ уходящего лета. Цветаева не дает к этому слову эпитета, но во многих своих стихах ассоциирует его с античной и библейской темами, с божественным величием мира. Послушайте внимательно стихотворение Цветаевой «Ударило в виноградник». Читает ученица:
Ударило в виноградник -
Такое сквозь мглу седу -
Что каждый кусток, как всадник,
Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом -
Такое – на краснозем,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзен.

Светила и преисподни
Дитя: виноград! Смарагд!
Твой каждый листок – Господня
Величия – транспорант.

Хвалы виноградным соком
Исполнясь, как царь Давид -
Пред солнцем Массонским оком -
Куст служит: боготворит.

-Посмотрите (СЛАЙД№7). как в бронзе запечатлел античный бог Дионис с виноградной лозой : ощущаешь тяжесть налитых соком плодов на фоне зеленого малахита.



- К словообразу «рябина» (СЛАЙД№8) Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». ( Желто-бурый, рыже-бурый, оранжевый). Но почему «ржавый»? (Неспелой).
- Действительно, Цветаева этим эпитетом стремится сообщить образу не тлен и увядание, а расцвет и очарование своего любимого дерева. Постарайтесь подтвердить свои наблюдения ассоциативными явлениями жизни и поэзии Цветаевой. Почему РЯБИНА – любимый образ?


- Родилась в рябиновую пору. (Чтение стихотворения «Красною кистью...»).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(СЛАЙД№9)


-Древние славяне считали, что в рябине кроются молнии, и сулит она плодородие и благополучие.Рябина обладает целебной силой, врачует многие болезни. Есть на Руси праздник Петра и Павла-рябинника: рябиновые гроздья развешивали в избах – защита от несчастья.В народной поэзии : тонкая, красная, кудрявая, у нее просят совета : «Ой,
рябина-рябинушка, сердцу подскажи...»
- С чем ассоциируется образ рябины у Цветаевой ? (С русской судьбой, горькой женской долей). Послушайте стихотворение Цветаевой «Рябину».

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая,
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина -
Судьбина
Русская.

Итак, у Цветаевой рябина «ржавая». Приведите собственные зрительно-цветовые ассоциации. (Красная, яркая, бурая).(СЛАЙД№10)

- Приведите вкусовые ассоциации. (Горькая, терпкая, вяжущая).
- Осязательные . (Гладкие, холодные, круглые).
- Подумайте, почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы : царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»? (Для полноты картины, подчеркнуть, что рябина для нее ближе и дороже).
- Чем можно объяснить употребление слова «грозди», а не «кисти», например? ( В слове «грозди» все согласные звуки звонкие: создается образ тяжелых, налитых соком плодов винограда и рябины).(СЛАЙД№11)

- Правильно, этот образ готовит нас к восприятию второй микротемы, которая представляет нам новые образы, новые ассоциации, а значит – новые чувства. Что особенного, на внешний взгляд, во второй строфе? (Более длинные строки и слова, главный знак препинания – запятая, много прямых сравнений, много прилагательных).- Верно, строфа открывается двумя прекрасными прилагательными-эпитетами. Произведите морфемный разбор этих слов: сколько в них корней? (В словах по два корня, сложные слова с соединительной гласной).
- Как вы понимаете значение слова «благосклонный»? (Расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный).(СЛАЙД№12)


- Да, это тоже все об августе: сложные слова относятся к слову «яблоко». Почему яблоко? (Яблоко -символ рая, молодильные яблоки – символ молодости, здоровья, красоты. Жар-птица похищает яблоки, в сказках яблоня укрывает детей от беды).
- А поэтическая традиция русской литературы?(СЛАЙД№13) Приведите литературные ассоции, связанные с образом яблока. (У Есенина: «Все мы яблоко радости носим». Яблоко – символ радости).


- Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа.(«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...»).(СЛАЙД№14)

- Яблоки – символ прошлого родины, ее золотой век («Антоновские ябло -
ки» И.А.Бунина). ). - Делаем вывод : каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»?
- ЯБЛОКО – РАДОСТЬ – ДУША – СПАСИТЕЛЬ.(СЛАЙД№15)


- У Цветаевой яблоко в сочетании с эпитетом «полновесное и благосклонное» - это настоящий подарок, символ щедрого урожая богатейшего месяца. Но яблоко это имеет особый знак отличия. Какой? (Яблоко - «имперское» !)(СЛАЙД№16)

- Ассоциации приводят Цветаеву к отождествлению слова «август» с именем римского императора Октавиана Августа – отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета. Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский». (Величавый, царственный, гордый, красивый).
- Замечательно! Эпитет «имперским» передает величавость, царственность
гордой красоты, столь свойственной этому месяцу.
- Сравнение «как дитя , играешь, август...» - не слишком ли резкий переход
от царской величавости к образу ребенка? (Нет, наоборот, образ ребенка подчеркивает характер месяца : своенравность, некое безрассудство (все - для меня!) - и как у детей – беззаботность, упоение радостью жизни).
- И уж совсем «странный», внезапный переход, образный оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий - «как ладонью, гладишь сердце именем своим имперским»... Что это? (Может быть, пала завеса величия, отчужденности, высокомерия, и владыка щедрый одарил своих подданных вниманием, лаской, любовью.)
- Верно, несочетаемость «гладишь ... имперским» становится близким, понятным, милым СЕРДЦУ. Почему Цветаева ставит двоеточие? (Этот знак буд-то открывает новую грань летнего месяца.) Послушайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Среди всех летних месяцев Цветаева отдает предпочтение августу как раз в силу его царственности и даже способности изменять человеческие судьбы. (Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Чайковского) :

Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
И было что-то птичье в нас с тобой -
Когда – ночь соловьиную тревожа -
Мы обмирали – каждый над собой!

А август – царь. Ему не до рулады,
Ему – до канонады Октября.
Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
А мне таких не надо – без царя!

Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? (Вопроситель -
ных).
Август, по мнению Цветаевой, это еще и СЕРДЦЕ! Как можно условно обозначить лирическое содержание , тему третьей строфы? (Жизнь сердца).
- Какие же образы раскрывают смысл «жизни сердца»? (СЛАЙД№17)


- (Поздние поцелуи). Почему поздние? (Торопись, лови каждое мгновение любви, ничто не повторяется!).
- Почему Цветаева вводит образ «роз», ведь в августе хозяйничают астры?(СЛАЙД№18)

(Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое
красивое, волшебное, самое дорогое!)
- Что ж, убедительно. Розы у поэта – поздние, а какие у вас рождаются ассо-
циации к слову «роза»? (Алая,чайная. Благоухающая, нежная, трепетная).
- Осязательные? (Бархатистая, ласковая...).
- Отвлеченные? ( Загадочная, таинственная...).
- Можно ли сказать, что слово «поздний» - ключевое?(Да). У поэта и молнии
поздние. Почему? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж)- С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? (Со звездными ливнями). Можно ли этот образ назвать метафорой?(СЛАЙД№19) (Да). Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? (Ливень – в этом слове что-то грандиозное, большое).


- Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
- Правильно. А может быть, небо плачет звездным дождем, или это не звезды вовсе, а последний дар уходящего лета, остающийся в душе человека навсегда, как и стихи этого великого поэта. (Звучит стихотворение «Стихи растут...». )

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
И на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

«Закон звезды и формула цветка»... А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная и божественная – вот что такое поэзия.
- Стихотворение «Август – астры...» на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это? (Нет, рифмы есть, но они неточные, приблизительные, продиктован-
ные музыкой стиха).
- А какие это рифмы – мужские или женские? Почему? (Женские рифмы более слабые и более плавные, мелодичные).
- Каков же размер стиха? (Анапест с чередованием дактилических строк).
- Сравните 1 и 2 строфы стихотворения : где больше резких, взрывных зву-
ков? Где больше плавных, сонорных? (Взрывных больше в первой, а сонорных – во второй строфе, ведь речь идет о добром, ласковом и милом).
- А в третьей - «звон» - н,з,д – выражение радости.
- Понять замысел поэта можно только внимательно всмотревшись, вслушав-
шись в его творение, и тогда образы его могут вызвать самые прекрасные ассоциации. Одно слово «август» в душе гениального поэта породило целый звездный «ливень» чувств. (СЛАЙД№20)
- О чем это стихотворение? (О щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о

жизненных озарениях; о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений).
- Верно, я бы еще добавила, что в стихах этих – вся жизнь самой Марины
Цветаевой, так хотевшей быть счастливой...
- Стихи эти – очень музыкальны. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент мог бы полнее всего выразить образы этого стихотворения? (Звучит флейта).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Ассоциации, рожденные
стихотворением М.И.Цветаевой «Август – астры...»


Автор: Фомина Елена Владимировна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Фомина Елена Владимировна 5 Сен 2015
документ Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Максимова Любовь Федоровна 20 Мар 2015
документ Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс Полянских Нина Николаевна 7 Дек 2015
презентация Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства») Нифонтова Светлана Валериановна 6 Мая 2015
презентация Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства») Нифонтова Светлана Валериановна 6 Мая 2015
документ Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства») Нифонтова Светлана Валериановна 6 Мая 2015
разное Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка". Сыч Наталья Ивановна 6 Апр 2015
документ Лингвостилистический анализ текста Аверина Надежда Петровна 1 Апр 2015
документ Программа элективного курса "Лингвостилистический анализ текста" Гудыма Светлана Анатольевна 19 Апр 2015
документ Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса Полянских Нина Николаевна 20 Мар 2015
документ Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста. Воротилина Татьяна Ивановна 19 Фев 2016
разное Конспект урока литературы в 11 классе "«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)" Борискина Галина Георгиевна 20 Мар 2015
разное Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале». Асланова Александра Валерьевна 1 Апр 2015
документ Философская лирика Б.Пастернака (Интерпретация стихотворения Б.Пастернака «Сон»)» Конспект урока русского языка Тема: «Комплексный анализ художественного текста (Интерпретация стихотворения Б.Пастернака «Сон»)». Бедретдинова Светлана Владимировна 14 Фев 2016
документ Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка» Максимова Любовь Федоровна 20 Мар 2015
документ «Осень в поэтических текстах. Анализ текста» Мишутина Татьяна Петровна 20 Мар 2015
документ Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» Руденко Лидия Николаевна 20 Мар 2015
документ Комплексный анализ текста Е.И. Носов «Переправа» Новикова Надежда Николаевна 20 Мар 2015
документ «РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» Сергеева Людмила Александровна 20 Мар 2015
документ Урок-консультация «Сложное предложение. Анализ текста.» Шаяхметова Ирина Анваровна 1 Апр 2015
документ Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс Даянова Роза Ахметовна 1 Апр 2015
презентация, документ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. А.С.Пушкин «Туча» Шишкина Алена Викторовна 1 Апр 2015
документ Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента) Майкова Татьяна Петровна 20 Мар 2015
разное Комплексный анализ текста на уроках русского языка Климова Надежда Николаевна 20 Мар 2015
документ Лингвистический анализ текста на уроках русского языка Ждановская Кристина Олеговна 20 Мар 2015
документ Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы. Цветкова Людмила Николаевна 21 Мар 2015
документ Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы Арбатова Эльвира Николаевна 21 Мар 2015
документ Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах Войницкая Татьяна Алексеевна 6 Июн 2015
документ Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка. Никитина Татьяна Александровна 31 Авг 2015
документ Анализ художественного текста на уроке литературы Белова Марина Александровна 25 Июл 2015
документ Анализ художественного текста на уроках литературы Шамбанович Марина Викторовна 24 Дек 2015
документ Комплексный анализ связного текста на уроках русского языка Едакина Марина Рэстэмовна 25 Фев 2016
документ Урок русского языка в 11-м классе по теме "Комплексный анализ текста на материале заданий ЕГЭ" Баранова Галина Васильевна 1 Апр 2015
документ Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград" Васенина Тамара Александровна 2 Мар 2016
документ Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза" Васенина Тамара Александровна 19 Фев 2016
документ Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей". Контарева Светлана Анатольевна 11 Янв 2016
документ Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению» Пахомкина Валентина Викторовна 20 Мар 2015
разное Комплексный анализ текста Шевченко Елена Анатольевна 1 Апр 2015
документ Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С») Орлова Наталья Олеговна 20 Мар 2015
документ Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста» Монгуш Алла Геннадьевна 20 Мар 2015