Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
Исследование
на тему:
« Образ лошади в казачьей культуре и литературе»
Выполнил:
ученик 5 «б» класса
Соловьев Виталий
Руководитель:
Кравцова Елена Андреевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2012 год
Содержание
IВступление 3 стр.
IIЗаглянем в историю 5 стр.
IIIКонь в казачьей культуре 6 стр.
IVОбраз лошади в литературе
VВывод 24 стр.
Используемая литература 26 стр.
Приложение 27 стр.
IВступление
Во многих произведениях русской литературы, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-нибудь животного, например, собаки: И.С. Тургенев «МУМУ»,А.И. Куприн «Белый пудель»,Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»,А.П. Чехов «Каштанка»,Дж. Лондон «Белый Клык»,Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге».
Но не только этих животных изображают писатели в своих произведениях. В рассказах, повестях, стихотворениях часто встречается другое животное – лошадь.
Актуальность работы: Я живу в казачьем крае, часто с родителями мы ездим на конюшню к папиному другу (Приложенение №1), всегда восхищаюсь красотой и грациозностью этих прекрасных животных, поэтому мне стало интересно узнать, какое значение имела лошадь в казачьей культуре и в каких произведениях литературы авторы сумели рассказать об этих удивительных созданиях. Сегодня увидеть лошадь – большая редкость, и только произведения русской литературы доносят до нас этот образ.
Цель исследования:рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми.
Задачи исследования:
• найти и проанализировать произведения литературы, в которых дается описание лошади;
•определить место лошади в казачьей культуре;
•увидеть особенности изображения человека и животного;
• ответить на вопрос: « Какой нравственный урок дают писатели в литературных произведениях о животных?»;
• проиллюстрировать произведения, посвященные лошадям.
При написании работы использованы методы: словесный (беседа, работа с книгой), эмпирический (наблюдение), наглядный ( иллюстрации), практический (рисунки).
Нельзя не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова “конь” и “лошадь”, поэтому вспомним их этимологию.
В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славнс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. А что же “лошадь”? Ещё 235 лет назад А.П.Сумароков предположил и обосновал версию, что “от новых татар, принявших слово лошадь, коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался (от АЛАША — мерин+АТ — конь)”. А вот учёный Г.Ф.Одинцов обосновал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного лоший — “плохой” (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Лошадь же, вообще конь: особ. не жеребец и не кобыла, мерин.
IIЗаглянем в историю
С каждым годом человек всё более совершенствуется, он движется по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений. Никогда не стоит забывать своё прошлое наследие. Вот и мы вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой, верным другом в битвах, “собеседником” на привале... В общем, поговорим о конях (лошадях), которые вплоть до 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).
Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу).
Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.
III Конь в казачьей культуре
На Дону отношение к коню было иным. (Приложение №2) Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. В старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.
Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, условно конные игры разбивают на скачки и джигитовку. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности. ( Приложение №3)
Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».
Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании.
Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. (Приложение №4) Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке.
Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».
Использование коня в обрядах отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных».
В советское время скачки, джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах. Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием.
Игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место, конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков
IVОбраз лошади в литературе
1Сказочные лошади
Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.
Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко.(Приложение №5) В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.
Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова (Приложение №6).
Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку, чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сварился в горячей воде.
Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.
Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.
Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.
Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.
Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.
2 Таблица сравнений лошадей в литературных произведениях и существующих в реальности
Лошади и кони фигурируют как герои литературных произведений, песен, народных сказок, былин и преданий многих народов мира, в пословицах и поговорках.
Существует огромное количество пород и мастей лошадей, каждая из которых по - своему хороша. Читая какое-нибудь литературное произведение, где описываются лошади, даже порою и сказочные, можно представить примерно какими они могли быть и чем они похожи на лошадей, существующих в жизни.
Все лошади в сказках разные. Я попытался проанализировать несколько народных и литературных сказок, чтобы сравнить главных героев этих произведений – лошадей с реальными прототипами и существующими породами.
Сказочный персонаж
«Счастливо, Ивушкин!»
...Самое ужасное, что во всех этих трехкомнатных квартирах люди почему-то не держат лошадей…Теперь …что-то плохое обязательно случится с Лушей….
Списанные, значит, негодные, ненужные, ничьи. Но Луша!!! Луша умница, труженица, добрая, такая рассудительная, любимая… Ивушкин ее любил, потому что Луша его друг.
Луша скосила на Ивушкина большой лиловый глаз, передернула серой в светлых пятнышках шкурой, махнула хвостом,...
…А уж как она любила Ивушкина! Они вместе неслись через луг ...и на душе у обоих становилось весело, легко и разноцветно….А зимой! Ивушкин насыпал Луше овса, садился рядом на скамеечку, и они с Лушей беседовали...
…А что же теперь получается? Вся семья уедет в город, а она останется одна - голодная, холодная, печальная и никем не любимая? Брошенная? "Так не бывает, - думала Луша. - Разве своих бросают?"
…папа, мама и мальчик с букетом свернули в переулок и дошли до ворот с вывеской "Садово-парковое хозяйство". В это время …из низ выезжала ...запряженная в телегу серая со светлыми пятнышками лошадь.
Существующая масть или порода
Масть серая в яблоки.
По серому фону разбросаны белые пятна. В молодом возрасте яблок больше и они темнее. Ближе к старости у некоторых лошадей они пропадают и лошади становятся светло-серыми или серыми в гречку, а у других яблоки и насыщенный серый цвет сохраняется до конца жизни.
Астрид ЛИНДГРЕН
«Пеппи длинный чулок»
На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинныйчулок…
...Вилла «Курица» — так назывался этот старый дом…
...Пеппи могла бы шутя поднять лошадь, если б захотела, — и знаете, она это часто проделывает. Ведь у Пеппи есть лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в своей вилле. Пеппи всегда мечтала о лошади. Лошадь живет у нее на террасе. А когда Пеппи хочется после обеда выпить там чашечку кофе, она, не долго думая, выносит лошадь в сад.
Существующая масть или порода
Чубарые (крапчатые, пятнистые) лошади -яркая экзотическая масть
Народная СКАЗКА
«Сивка-БУРКА»
Жил-был старик; у него было три сына…
Третий сын Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел…
Старик свистнул - гайкнул богатырским посвистом:
- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. - Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил.
Иван-дурак … поехал в чисто поле, в широко раздолье…
… сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом:
- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!
Сивка-Бурка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез - напился-наелся, в друго вылез - молодцом оделся, сел на коня и поехал.
Существующая масть или порода
Сивая масть - темно серая или вороная с проседью.
Бурая - коричневая масть.
Каурая — «дикая» масть. Окраска - рыжевато-коричневая, грива и хвост темнее корпуса.
Значит, можно предположить, что Сивка-Бурка – это серо – коричневая лошадь с темной гривой и хвостом.
Анна СЬЮЭЛ
«Черный красавчик»
Эта всемирно известная сказочная повесть Анны Сьюэлл об удивительных приключениях, которые происходят в Англии в середине XIX века с конем по кличке Черный Красавчик.Повествование ведется от его имени.
«Белый чулок на передней ноге и белая звезда во лбу красиво оттеняли мою черную шерсть, которая стала теперь шелковистой и мягкой» - так описывает себя сам Черный Красавчик.
Существующая масть или порода
Лошадь вороной масти с белой звездочкой во лбу и белым чулком на передней ноге. "Звездочки" и так называемые "носочки" или "чулки" бывают у лошадей любой масти.
Леонид АРДАЛИОНОВ
«Конь ветерок»
Жил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почему его так называли? А как иначе? Ведь с самого раннего детства, когда Ветерок был еще жеребенком, никто и никогда не мог его обогнать. Как игривый ласковый ветерок он летел над землей, едва касаясь ее копытцами.Радуясь собственной удали, Ветерок гордо вскидывал тонкую шею: «И-оо»; и белоснежная грива развевалась, как волосы Морской Владычицы, парящей во время бури над океаном.Когда же Ветерок переходил на галоп, то казалось, что его копыта выстукивают барабанную дробь, и никто в эти моменты, кроме зорких эльфов, не мог различить мелькавших в бешеном темпе стройных ног жеребенка.
Существующая масть или порода
Светло-игреневая лошадь
Игреневая масть — рыжая или бурая всегда с белыми или дымчатыми гривой и хвостом. Длинная светлая грива имеет один и тот же цвет в течение всего года.
Константин УШИНСКИЙ
«Слепая лошадь». Сказка.
Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом…
В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади…
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего.
Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Существующая масть или порода
Раз увидев ФРИЗА, ты уже не забудешь эту породу и не спутаешь никогда ни с какой другой. Это совершенно ни на что не похожий силуэт, это мощь в соединении с энергичностью и динамизмом! Эти длинющие вьющиеся грива и хвост: казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле! Таких самобытных, ни на кого не похожих пород, как фриз, очень мало. Масть у фриза бывает только вороной.
2 Образ лошади в литературных произведениях
Лошади – удивительные целители не только души, но и тела. Именно через отношение к животному раскрывается человек, проявляются его нравственные качества. Проследим это на примере стихотворения Б.Слуцкого «Лошади в океане»
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
«Глория» - по – русски значит «Слава», -
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей толпилась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки сели.
Лошади поплыли просто так.
Как же быть и что им делать, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров,
В море, в синем, остров плыл гнедой.
Им сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их,
Рыжих, не увидевших земли,
Так и не увидевших земли…
Человек
жестокий
бесчувственный
равнодушный
бессердечные
Лошади
добрые
доверчивые
беспомощные
беззащитные
Разной была судьба как у коней, так и у их хозяев. Ведь не каждый пожертвует своей жизнью ради конька, который “даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось...”, но не досталось ему это сокровище. И поэтому не только чувства, а сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика), описанного в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.
Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они, наверное, о “прянике конём”. Это же мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...
И ребята, сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся... с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивая, звонко хохочут. Далеко разносится дружный топот — лошади бегут, “навострив уши”. Бесподобный восторг испытывали они, а мы им немного завидуем (не правда ли?), ведь “выгонять перед ночью и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для мальчишек”, когда
Погасло солнце. Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке.
Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поёт вихрастый гамаюн.
А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым луга.
VВывод
Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. У них очень добрые глаза. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать. Мне кажется, что человек должен заботиться о них, ведь они – братья наши меньшие. На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако со временем, с появлением различной техники, необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял. И ответ здесь надо искать в психологии, которая утверждает, что живые существа рядом с нами играют огромную роль в обеспечении психологического комфорта, а это отличный способ сохранить и физическое здоровье. Лошади – удивительные целители не только души, но и тела.
В своей работе мы нашли произведения литературы о лошадях, определили место коня в казачьей культуре, проанализировали несколько сказок, сравнили главных героев этих произведений – лошадей, увидели особенности изображения человека и животного, ответили на вопрос, какой нравственный урок дают писатели, проиллюстрировали анализируемые произведения. (Приложение №7).Из всего вышесказанного сделаем вывод.
• Человек и животное – это часть природы, они равноправны.
• Лошадь всегда была и будет полезной человеку, несмотря на развитие научно- технического процесса.
• Человек несет ответственность за братьев наших меньших.
• Человек становится добрее, если он общается с животными .
“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”
Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.
“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”
Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”
И мы стремимся прикоснуться к этим великим именам, прославившим Русь.
Используемая литература
1. Энциклопедия: Гл. ред. С.А. Токарев. Мифы народов мира. / – М.: Рос. Энциклопедия, 1994. – Т I А-К. – 671 с. с ил.
2. Тексты: Русские народные сказки/Сост., вступит. ст. и примеч. В. П. Аникина; Ил. И. Билибина. – М.: Дет. Лит., 1987. – с., ил. – (Сказки народов мира в 10 томах, т.I).
3. Тексты: Русские народные сказки. Дата обращения: 25.02.10. http://hyaenidae.narod.ru/story2/065.html.
4. Исследования: Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки. Дата обращения: 07.02.10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_....
5. Тексты: Русские сказки. Василиса Прекрасная. Дата обращения: 04.03.10. http://ruskazki.silacheloveka.ru/skazki/ruskazki065.php
6. Тексты: Материал по фольклорной практике кафедры истории русской литературы ДВГУ; 1979 п. 5, т. 29.
7. Тексты: Материал по фольклорной практике кафедры истории русской литературы
8.Черницын С.В. Казачьи обычаи и приметы отраженные в фольклоре // Памяти А.М. Листопадова. Ростов н/Д., 1997. С.69.
9.Уарзати В. Символика коня. URL: http:// www.anaharsis.ru./etno
10.Проценко Б.Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков. // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион.
11.Афанасьев А.Н. Баснословные сказания о зверях // Древо жизни. М., 1983. С.143.
Автор: Кравцова Елена Андреевна