Семинар - практикум «Оформление посуды кожей - всегда оригинальный дизайн»
План проведения.
1. Вводная беседа.
2. Художественная обработка кожи: инструменты, принадлежности материалы.
3. Использование технологий и инноваций в преподавании предмета
4. Практикум «Обработка посуды кожей и декорирование»
5. Обобщение, подведение итогов.
Ход урока.
1. Кожа издавна использовалась в утилитарных целях. Из нее шьют одежду, обувь, кошельки, сумочки. Мы привычно покупаем их, привычно носим. А вот художественные изделия из этого материала – дело новое, необычное. Более того, высоко художественное!
Из кожи много можно сделать интересных оригинальных вещей: настенные панно, пейзажи, композиции, вазы. Доступность материала, инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий. У некоторых народов кожаные изделия , тем более, созданные искусным мастером, считаются в полном смысле слова сакральными.
Оформление посуды кожей – это ручная творческая работа, позволяющая сделать любой предмет неповторимым и эксклюзивным. Однако одно дело – просто пойти в магазин и приобрести пусть неплохую, но все же типовую вещь, совсем другое – заказать изделие у настоящего мастера. Фантазия не знает границ, и заказчик может себе позволить самые смелые мечты. Оформление посуды кожей – один из наиболее оригинальных вариантов.
Особенно важно иметь неповторимую вещь, когда необходим подарок для дорогого сердцу человека. Он оценит ваше старание и останется доволен презентом, ведь изделия из кожи в настоящий момент – на пике моды. Оформление посуды кожей находится на особом месте, так как такой подарок чаще всего преподносят мужчинам.
Прежде, чем создать изделие, нужна интересная идея. Масса оригинальных мыслей витают в окружающем мире. Нас могут вдохновить цветы, деревья, скалы у моря или пейзаж у родной реки. Декор посуды кожей способен отразить любой сюжет. Задача – понять замысел и в полной мере воплотить его в жизнь. Владение технологией делает посуду декорированную кожей не похожую одну на другою. С помощью такого материала можно сделать невероятной красоты изделия. Кроме того, кожа прочна и эластична, притна на ощупь Не удивительно, декор посуды кожей всегда востребован.
2.Так как речь далее пойдет о технологиях, для которых нужны различные принадлежности, начнем с инструментов, используемых в этих целях. В работе с учащимися используются не все пересиленные далее, но для ознакомления я расскажу о них.
Первое – это ножи. Каждый из них имеет свое назначение. Мы используем первые два вида или же вовсе обходимся ножницами , портняжными или маникюрным, в зависимости от вида работы и толщины кожи.
Второе – это пробойники. Служат они для перфорации края изделия, с целью выполнения оплетки или отделки шнурами. Пробойник ставится перпендикулярно плоскости кожи, и затем сильно ударяют молотком по хвостовому концу. Мы используем по необходимости некоторые виды резцов по дереву.
Также существуют инструменты для техники печати; штампы, пезансоны или набойники.
Они используются для выполнения декора в технике слепой или красочный печати. С ними работают примерно также как и с пробойниками, впечатывая штамп в кожу. Работают как холодными, так и нагретыми штампами, данный вид декора мы не используем из – нецелесообразности применения в наших творческих роботах.
Также можно использовать детский выжигательный прибор.
И последнее – это клей, мы используем клей ПВА, как наиболее доступный и нетоксичный из клеев, к тому же он при высыхании не оставляет следов.
Ну, а теперь мы поговорим о техниках.
Плетение.
Два вида: первый – плетение по перфорации, отчасти оно похоже на вышивку, только вместо ниток используются шнуры из кожи. Продергивая их через отверстия на коже в том или ином порядке , на поверхности составляют орнаменты, в том числе и многоцветные.
Второй вид плетения из кожаных ремешков – мы широко используем в своих композициях в качестве фона, используемого для керамических фрагментах или фрагментах из кожи объемной или полуобъемной.
Использовать для плетения можно простейшие узлы макраме корзиночное переплетение, перехлест.
Основа их длинных шнуров натягивается на рамку по принципу основы для гобелена, а затем по горизонтали, по косой , по кругу - в зависимости от задумки выполняется переплетение.
Гравировка – является одним из самых сложных способов отделки кожи.
Это наиболее изысканный вид декора, придающий благородную роскошь. Существует несколько вариантов гравировки. Мы используем лишь упрощенный вариант гравировки, который по праву является лишь имитацией, но хорошо подходит для отделки листочков в композициях – прорезается линия, а затем обрабатывается на .
Обдирка – выполняется очень просто, само слово передает суть исполнения технологии: на коже изобретения и прорезается орнамент на одну четверть от толщины кожи, т. е. верхний слой.
Затем кожа смачивается с изнанки, и отслаивают подрезанный слой, получается сочетание.
Интарсия – инкрустация кожей по коже. Используют кожу разных цветов. Для основы используют более толстый слой, наносят рисунок, и также прорезают рисунок, но более глубоко – до половины толщины.
Фрагмент орнамента, который по рисунку должен быть цветной, обдирают.
Далее из отделочной кожи вырезают точно такие же элементы, которые должны совпадать по форме и толщине, которые вклеивают на недостающие места орнамента.
Мозаичная гофрировка или «жмурка, напоминает по своему виду задрапированную ткань.
Для этой технологии используется тонкая или мягкая кожа.
Данный вид отделки может быть и фоном и отдельным элементом композиции. Выполняется очень просто - кожа по изнанке промазывается клеем ПВА, подсушивается до половины, чтобы клей начал липнуть, а затем ложится на основу и формируются складки пальцами или маникюрной лопаточкой.
Термообработка –обработка кожи на огне – используемся тогда, когда необходимо составить объемную или полуобъемную композицию – на огне мы закручиваем лепестки цветов, делаем из кружков «пуговички», обрабатываем листочки.
Следует следить за тем, чтобы изделие не закоптилось и сохранило первоначальный цвет.
Аппликация – может использоваться как отдельный вид, так и как элемент композиции. Для ее исполнения используется работа по эскизу, причем их необходимо иметь 2 – первый разрезается на выкройки, второй служит планом сборки выкроек.
Тема сегодняшнего семинара – практикума «Обработка посуды кожей и декорирование». Я уверена, приступая к делу ,вы получите огромное удовольствие.
Практикум
И так начнем. Ваза «Абстракция» Для работы нам понадобится стеклянная прямоугольная или круглая стеклянная ваза для цветов» Флора» (ее можно приобрести в любом цветочном магазине или в отделах посуды) если нет вазы, то можно использовать интересной формы бутылку, мягкую кожу трех цветов и клей ПВА.
Начинаем с того, что делаем из бумаги развертку вазы, (бутылки) Для этого измеряем ширину и высоту граней вазы и отмечаем их на бумаге. Затем на каждой грани карандашом делаем эскиз расположения деталей и драпировки.
Приступаем к изготовлению деталей.
Черную кожу режем на тонкие полоски 3-4 мм шириной, а длиной на 5 см больше высоты вазы, чтобы оставить припуск для завязывания узелков и на подгиб концов при приклеивании.
Полоски в хаотичном порядке завязываем по всей длине несколькими узелками каждую .Потом готовим рулетики из разной величины. Можно изготовить несколько лишних рулетиков – могут пригодиться при составлении композиции. Вырезаем полоски из кожи для драпировки.
Когда все детали готовы, можно приступать к работе с вазой. Работаем с каждой гранью отдельно. Начинаем с драпировки. Намазываем полоску кожи обильно клеем ПВА и приклеиваем на вазу, формируя складки. Для большего фиксирования можно несколько минут придержать складки ладонью. Когда складки зафиксируются, можно приклеивать полоски с узелочками. Клей не нужно наносить на всю полоску. Достаточно смазать концы, которые приклеиваем на внутренней части вазы сверху и на донышко вазы снизу.
Работать с вазой удобнее, когда она находится в положении лежа.
Далее по рисунку раскладываем рулетики и приклеиваем их к вазе. Одна сторона готова. Даем ей хорошо высохнуть и приступаем к работе над следующей гранью.
После того, как ваза будет полностью готова, нужно проверить, не остались ли на стеле следы клея Их можно удалить, соскоблив аккуратно ножичком.
Также, для декора, можно тонировать вазу витражной краской. С применением вазы как светильника комната приобретет более интересный вид.
Ваза «Цветы»
Для этой работы необходима стеклянная ваза «Флора» и мягкая цветная кожа трех оттенков. Такую кожу мы приобретаем иногда и в магазинах « Сэконд – хэнд», покупая недорогие старые куртки, брюки, юбки и др.
Здесь последовательность работы немного другая. Также начинаем работу с эскиза – рисуем расположение и виды цветов на вазе, и линию драпировки кожи.
Затем готовим детали: вырезаем и обжигаем «пуговички», различные по величине цветочки, листики.
Большие цветы делаются в следующем порядке.
Вырезаем полоску из мягкой кожи шириной 5 см, длиной 15 – 20 см, делаем надрезы для лепестков и закругляем ножницами уголки. После обжига лепестков основание цветка намазываем клеем ПВА и начинаем собирать цветки в бутон. Присбориваем каждый лепесток и соединяем их в цветок, держим до высыхания.
Можно цветок собрать другим вариантом: каждый лепесток вырезать, обжигать и склеивать отдельно.
Середина лепестка делается следующим образом.
Вырезается полоска нужной длины, шириной 2-3 см, надрезается на узкие прямые лепестки. После обжига сворачивается рулетиком лицевой стороной во внутрь , чтобы загнутые лепестки заворачивались к внешнему краю. Собранные цветки оставить до полного высыхания.
Теперь приступаем к драпировке вазы. Вырезаем кусок мягкой кожи нужного цвета так, чтобы был припуск на заворот на дно вазы и на складки. Края кож, расположенные ближе к верхнему краю вазы, необходимо подвернуть, чтобы был более эстетичный вид.
После того, как наклеенная кожа высохнет, начинаем наклеивать цветы. Сначала снизу большие, затем меленькие. И переходим на «пуговички». Их можно наклеивать прямо на стекло, как продолжение букета. Также ими можно украсить серединки маленьких цветов. Когда все наклеено, приклеиваем листики, завершающие композицию.
4. Обобщение подведение итогов.
Литература
Автор: Ивлева Алла Георгиевна