Главная /
Старшие классы /
Изобразительное искусство
Конспект занятия по тестопластике "Забавные лица".
Конспект занятия «Забавные лица». Задачи. Учить лепить лица человека рациональным способом из шара путём надрезания стекой и дополнения деталями (лица мальчиков). Закрепить и усложнить способ лепки лиц человечков из шара (лица девочек). Показать возможность передачи мимики лица. Учить понимать относительность величины частей, обучить детей соблюдать принцип поэтапности — от простого к сложному — важное условие при обучение рельефной лепке. Материалы, инструменты, оборудование: Соленое тесто, стеки, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые. Презентация «Тестопластика». У педагога две модели, вылепленные заранее из соленого теста: головы-шарики; ещё один шар для показа нового способа лепки одним из ребят. Содержание занятия. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющий в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает всё многообразие человеческих потребностей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц. Растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности. Знакомство детей с историей возникновения тестопластики. Происхождение и история изделий из солёного теста пришла к нам с давних времён. Когда-то давным - давно, в старину, люди начали выпекать хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В Китае начиная, с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревян - ные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки. Один из народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым. В Чехии, Польше, Словакии очень популярны картины из теста. В Древней Руси издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу, и благоденствие, оберегают от беды. Показ презентаций о декоративно-прикладном искусстве. Показ изделий декоративно-прикладного творчества и изделий из солёного теста. Педагог показывает бумажные лица человечков, изготовленные детьми на занятии по конструированию, и сообщает, что весёлые лица можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые личики - с глазами, носиком, ротиком и причёской. Сегодня мы будем делать лица из солёного теста, используя пластический способ лепки. При этом способе изделие выполняют из целого куска (здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление). Украшать изделие мы будем используя комбинированный способ лепки. Такой способ включает в себя как конструктивный, так и пластический способы, таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска. Педагог показывает детям две формы, раскатанные из соленого теста: два шара. Спрашивает, как лучше слепить лицо девочки, и мальчика. Просит детей подсказать, какие у них отличия. Дети догадываются, что девочке нужно слепить длинные волосы, и добавить украшения в причёску (бантики, заколки). Педагог прикрепляет к личику пару хвостиков и украшает их бантиками используя цветное тесто (подкрашиваем тесто какао, кофе). Теперь добавляем к лицу воротник платьица используя мрамированное тесто (смешиваем белое и коричневое тесто). Затем педагог показывает детям шар и предлагает подумать, как лучше слепить лицо мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ лепки из шара, оформляем с помощью чеснокодавилки. Педагог соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ лепки. Показывает и комментирует: «голову, можно сделать такой же как у девочки, а причёску и мимику изменяем. Беру стеку и делаю рот, чтобы получилась улыбка. Волосы делаю не длинными, а короткими. Здесь мы используем не чеснокодавилку, а ножницы. Тогда причёска мальчика получается аккуратной и короткой». Приглашает одного ребёнка слепить личико мальчика, используя цветное и мрамированное тесто и новый способ изготовления причёскии одежды. Предлагает детям самим слепить сначала личико мальчика, а потом девочки, чтобы получились малыши и малышки. Приступая к сборке и оформлению композиций из солёного теста, учащиеся подбирают различные дополнительные материалы, способные оживить и украсить созданное ими произведение. Метод сотворчества на основе незавершенных композиций интересен тем, что позволяет детям учиться друг у друга. При этом дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность действовать всем вместе в коллективной работе, учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями. Подведение итогов. Подготовка к итоговой выставке работ учащихся.
Автор: Деркач Анна Андреевна
Автор: Деркач Анна Андреевна
Похожие материалы