Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально- интеллектуальный опыт каждого участника общения.
В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают её роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
· Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
· Контактная – готовность к приёму и передаче информации;
· Координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
· Перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
· Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Подлинная коллективность предполагает не только наличие чётких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел. Но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- неограниченность индивидуально- творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
- гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищённость личности от произвола;
- доверие и взаимопомощь ( между членами коллектива);
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
Изобразительная деятельность учащихся рассматривается во взаимосвязи с эстетическим и художественным восприятием, а также с теорией изобразительного искусства.
Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно. Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х – начале 90-х гг. Это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству.
На рубеже XIX-XX вв.педагоги большое значение отводили игровым приёмам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.
В первые годы советской власти искала свои новые методы и приёмы обучения. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, праздников.
Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги-экспериментаторы А.В. Бакушинский, С.Т.Шацкий и др. Под руководством учителя изобразительной деятельности усилиями одного класса и за один урок создавались монументальные произведения. Педагоги утверждали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду.
В 30-е гг.произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами обучения было развить умения и навыки рисования различных предметов с натуры и по памяти. Рисование с натуры стало основным методом обучения. Содержание программы обучения исключило коллективное творчество детей на уроке.
Лишь в начале 60-х гг. были предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроках рисования в начальных классах ( Г.В. Лабунская, Е.е. Рожкова, Т.Я. Шпикалова).
В 70-е гг. И.Н.Турро в рамках диссертационного исследования отмечал, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Также подчёркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.
В конце 70-х и в начале 80-х гг. выходит программа « Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, которая включает в себя перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
В конце 90-х гг. вышло учебное пособие Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова « Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства.
В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди учителей как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству.
В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм изобразительной деятельности.
Автор первой классификации – М.Н. Турро. Он выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности:
1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учётом поставленной учителем задачи или со знанием смысла композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.
К сожалению, опыт М.Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы. Популярна была лишь наиболее лёгкая форма совместной деятельности – фронтальная, которая позже получила название индивидуально-коллективной.
Вторая классификация- по признаку количества учеников, которую выделил Б.М. Неменский в ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.
Более точная классификация была представлена Т.С. Комаровой и А.И.Савенковым. в её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности:
- совместно-индивидуальная – характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
- совместно-последовательная – предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
- совместно-взаимодействующая – представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства.
Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью. Элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из учеников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.
Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композицией и её эстетическое качество.
Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут вовлечены в решение совместной задачи, тем активнее будет их индивидуальная изобразительная деятельность.
К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.
Самый простой – принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся на доске в конце урока, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордрсти, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы. По такому принципу организована работа над коллективным панно: «Зимняя ярмарка» (!!!!!!!), «Выставка дымковской игрушки» (!!!!!!!!).
Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представления детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображения, их положения в пространстве индивидуального листа.
Следующий принцип организации совместного труда над коллективной композицией предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция. Она задаётся каким-либо предметом или изображением окружающей среды, и школьникам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъёму активности детей. По этому принципу можно организовать работу детей над коллективным панно «Уроки мастера Филимона» (!!!!!!!).
Индивидуально выполненные иллюстрации к книге можно собрать в единую композицию и оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий: единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы». Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может быть выполнена группой учащихся на уроке или учителем до урока. Например: иллюстрирование русского народного костюма « Журнал мод Василисы Прекрасной». (!!!!!!!)
Достоинством совместно-индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота её организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу.
Совместно-последовательная деятельность и формы её организации на уроке изобразительного искусства.
Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением. Которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности совсем исключает творчество.
Процесс выполнения изделия на классном конвейере отличается от работы производственного конвейера тем, что учащиеся в отличии от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определённой технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например при выполнении декора сарафанов и платков кукол для композиции «Весёлый хоровод». (!!!!!!!) Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок изделия, учащиеся, работающих на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.
Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на уроке перед учащимися встаёт задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий.
Организация коллективного творчества на основе совместно-взаимодействующей формы деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества.
Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе , организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценить результаты коллективного творчества.
Деление класса на группы. Объединяющие разное количество учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной композиции различаются между собой сложностью конструкции и декора, а это приводит к неодинаковой затрате времени. Например, в коллективной работе «Город-крепость».(!!!!!!!!!)
Основные методические условия организации коллективной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения.
Организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная.
Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:
- место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока изобразительного искусства;
- возрастные особенности учащихся;
- посильность задания м доступность изобразительной технологии его выполнения.
Рассмотрим подробнее эти основные условия, учёт которых необходим при организации процесса коллективной деятельности учащихся.
Место коллективной деятельности в учебном процессе.
Коллективная изобразительная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности её участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по возможности более органично связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
В методике преподавания изобразительного искусства коллективная деятельность определяется как приём обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединённой единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти.
Включение в календарно-тематический план урока коллективной деятельности может быть вызвано общественно значимыми причинами, такими, как подготовка к празднику в школе, к выставке детского творчества, посвящённой знаменательной дате, юбилею т.п. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, среды проведения праздника, то основное требование к художественно-оформительской работе, её результату – качество и выполнение всего объёма в короткий срок. Например, украшение ёлки новогодними игрушками Дед Мороз и Снегурочка (!!!!!!!!!).
Совместная деятельность может быть использована на уроке изобразительного искусства и как игровой приём, направленный на активизацию процессов восприятия и изобразительного творчества учащихся. В этом случае тщательно продумывается:
- место организационного момента в сценарии урока – постановка цели, формирование групп, анализ этапов выполнения совместной работы, так, чтобы не разрушить эмоциональный фон игры;
- взаимоотношение индивидуального и коллективного действия, творчества учащихся в процессе практической работы и в структуре урока в целом.
На уроке изобразительного искусства игровой момент может, с одной стороны, способствовать развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизируя организационный момент коллективной деятельности учащихся. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда учащиеся или их группа, уподобляясь волшебникам, морозу, мастерам, художникам или бригадам, цехам, выполняют творческую работу, легко решая сложные учебные и технологические задачи. Например, игра «Урок мастера Филимона» - на уроке изучения филимоновской игрушки (!!!!!!!!!).
Таким образом, выбор формы и методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа урока изобразительного искусства, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания учащихся, полученные в течение нескольких уроков.
Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность.
При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретённого опыта общения учеников.
Возрастные особенности младших школьников и подростков во многом влияют на проведение коллективных занятий, поэтому необходимо их учитывать при организации и проведении коллективной деятельности.
Возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:
- высокая эмоциональность;
- целостность восприятия;
- развитое воображение;
- конкретно-образное мышление;
- увлечённость процессом деятельности;
- низкая направленность интереса на качество результата;
- лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой;
- быстрая утомляемость от однообразной работы.
Рассматривая возрастные особенности младших школьников можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов.
В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение.
Наиболее актуальными в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в её начале или в конце. Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их чётко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.
Для сохранения интереса учащихся старших классов к коллективной изобразительной деятельности сама деятельность должна обеспечить скорейший переход подростков от репродуктивной работы к творчеству. Подростки сами разрабатывают сценарии деловых игр, в которых отлаживают системы взаимосвязи между группами и отдельными учениками.
Можно сделать вывод, что наиболее актуальными для подростковых классов являются более сложные формы совместной деятельности: совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.
Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делала бы художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.
Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества учащихся на уроке изобразительного искусства.
Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов в организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. От возрастных особенностей зависит и методика организации занятий. Коллективная изобразительная деятельность для младших школьников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.
Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности учащихся к изобразительной деятельности, объёма их умений и навыков, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у учеников отрицательное отношение к совместной деятельности.
Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступными каждому из её участников, необходимо:
- знать уровень готовности учащихся к выполнению этой работы;
- индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учётом возможностей каждого ученика;
- с учётом интересов всех участников распределять роли деловых игр, которые, как правило, сопровождают коллективную изобразительную деятельность.
Автор: РЫЧКОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА