Учебный фильм "Нижняя ванна Екатерининского парка Царского Села".
Недалеко от начала трезубца аллей, идущих от террасы Верхнего сада до Поперечного (Рыбного) канала, у полукруглой аллеи находитсяНижняя ванна, которая служила мужской баней для придворных и первоначально носила наименование"Кавалерская мыльня".
Нижняя ванна построена И.В.Нееловым в 1779 году, его длинна 12 и шириною 8 ½ сажень.
Здание Нижней ванны смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом, скрывали от взглядов посетителей парка.
Своеобразное плановое решение павильона определило его внешний облик. Здание не имеет главного фасада: обращенный в сторону Екатерининского дворца фасад и противоположный идентичны. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Форма круглых окон, прорезывающих барабан, повторена и на фасадных стенах; их расположение высоко над землей обусловлено функциональным назначением здания.
Внутри павильона находилось 10 небольших помещений, сгруппированных вокруг центрального зала, где стояла большая медная ванна. Шесть комнат были круглой формы (раздевальни и комнаты для отдыха), а четыре — прямоугольными (из них 2 парильни и 2 помещения для истопников); для обогрева комнат в холодное время было установлено 2 камина.
По своему функциональному назначению Нижняя ванна аналогична Верхней, она отличалась только простотой и меньшими размерами внутренних помещений, а также разделением, видимо, на мужскую и женскую половины (в 1743 и в 1760 годах Сенат своими постановлениями запрещал совместное посещение бани мужчинами и женщинами). В Верхней ванне такого разделения нет, так как традиционно русские семьи, включая и царскую, мылись в одной бане без разделения по полу.
Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.
Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада. Обе мыльни снабжаются водою по трубам, оканчивающейся подле церковного алтаря. Кавалерская мыльня перестраивалась в 1811 году генерал-лейтенантом Бетанкуром.
Во время Великой Отечественной войны павильон "Нижняя ванна" пострадал незначительно и уже в 1944-1945 годах был восстановлен. Из послевоенной газеты "Вперед": На нижнем уступе в павильоне «Нижняя ванна» находится молочный буфет. Здесь часто за столиками сидят оживленные группы детей и взрослых, а рядом — стайки воробьев. Воробьи — повседневные посетители молочного буфета, смело с громким чириканьем налетают они на кусочки булки, которыми их угощают экскурсанты.
Состоявшаяся5 июля 2011 года летняя встреча Клуба друзей ГМЗ «Царское Село» ознаменовалась открытием после реставрации павильона «Нижняя ванна» в Екатерининском парке.
Первоначальная внутренняя отделка Нижней ванны практически не сохранилась. Лишь архивные документы говорили о существовании в некоторых помещениях росписи на стенах и плафонах, мраморных каминов в комнате отдыха и раздевальне, а также балюстрады вокруг круглой ванны в центральном зале.
Ценные исторические описи убранства, археологические изыскания, предшествовавшие проведению восстановительных работ, сохранившаяся объемно-пространственная композиция здания помогли научным сотрудникам и реставраторам в их работе. Сегодняшний зритель, зачастую утомленный «высоким» искусством, с удовольствием вглядывается в повседневную жизнь ушедшей эпохи. Ему всё интересно – как подавали воду, как топили, где раздевались, где и чем мылись, где отдыхали, какие испытывали эмоции.
Экспозиция, построенная по принципу – какими могли бы быть помещения Ванны и что могло бы их наполнять – согласуется с описями XIX века: в ванных комнатах стоит мебель карельской березы и красного дерева, помещение парильни обшито липой, ушата скреплены медными обручами, а центральный бассейн изготовлен из олова.
Деление помещений условное – хотя мужчины и женщины мылись в разные дни недели, в павильоне одновременно устроены женская ванная комната, мужская и даже детская. Так музейное пространство помогает зрителю «подсмотреть» непарадную сторону жизни императорской резиденции: он видит платья и обувь, нижнее белье и банные принадлежности, среди которых мочалки, губки, березовые и дубовые веники, а также лечебные травы, используемые в парильне.
Но не только вещи и банные принадлежности создают здесь атмосферу тепла, неги и расслабленности. Павильон словно «живет» – мы слышим звуки плещущейся воды, тихого невнятного разговора, нас «согревает» огонь в каминах, обволакивает запахом хвои в парной и легких цветочных ароматов – в женской ванной…
Илья Васильевич Неелов
(1745 — 1793)
Неелов, Илья Васильевич
— придворный архитектор. Род. в 1745 г., и был сыном Василия Ивановича Н., также придворного архитектора. В октябре 1761 года, 16 лет от роду, H. был принят в Императорскую Академию Художеств, где в 1770 г. за проект оранжерей, по данной программе, был награжден 1-й серебряной медалью и в том же году получил за проект фонтана 2-ю золотую медаль. Вскоре H., вместе с Сердюковым, Ветошниковым и Мелентьевым, был отправлен пенсионером в Рим. Находившийся в то время в Италии И. И. Шувалов поручил ему с Ветошниковым и Ивановыми заняться рисовкой планов местных церквей и др. античных зданий. В апреле 1772 г. Н. отправил в С.-Петербургскую Академию Художеств проект церкви своего сочинения, а на следующий год "прожект увеселительному дому". В феврале 1774 г. H—в был избран в члены Болонской Пио-Клементинской Академии. Секретарь Академии Б. А. Доменико-Пио, уведомляя об этом избрании Императорскую Академию Художеств, отметил выдающиеся способности Н., а в рисунках своего нового сочлена нашел "простоту греков, изящество и достоинство". По возвращении Н. в Россию, Императрица Екатерина II приказала предоставить ему место придворного архитектора, которое занимал незадолго до того умерший его отец. В этой должности Н. оставался до самой смерти. Его постройки, в некоторых из них принимали участие брат Петр и отец – Василий Неелов:
Участвует в строительстве Китайского театра, Церковного корпуса Большого дворца, Манежа, Зубовского корпуса и в оформлении интерьеров этих построек. В 1777-1782 гг. под наблюдением И. Неелова велось сооружение Орловских ворот (Гатчинских) в Екатерининском парке. Возможно, что в 1792-93 гг. участвовал в постройке Александровского дворца в Царском Селе. Илье Неелову принадлежит первоначальный проект (1792 г.) пейзажной части Александровского парка, осуществление которого после его смерти продолжил Петр Неелов. Автор генерального плана Царского Села (1777—79).
Автор: Хлопов Михаил Владимирович