Доклад на тему: «Религиозные верования скифов».
Доклад
на тему:
«Религиозные верования скифов».
Выполнила
ученица 10 «А»класса
Железова Ангелина.
По своему богатству и разнообразию религиозные верования осетин не уступают множеству археологических культур, выявляемых и исследуемых на древней земле Иристона. Всякая религия, как известно, является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Хотя религия изменяется вместе со своей совокупностью производственных отношений, вместе с реальной жизнью,она сохраняет в той или иной мере на всем протяжении своего развития накопленный ею ранее запас представлений и верований. Если божества исчезнувших религий не умирают, то они превращаются в героев народного творчества, мифы о них — в сказки, а иногда — в «историю». Таким образом, история религии есть отражение истории самих людей. Религия — форма общественного сознания, в котором искаженно отражается общественное бытие, то есть условия материальной жизни людей. Меняется это бытие, меняются и его религиозные отражения. С началом расслоения первобытнообщинного строя началось расслоение и в сонлище духов. При этом религия позднеродового общества олицетворяла силы и явления природы. В нартовском эпосе осетин нашли отражение почти все формы первобытной религии: тотелизм, магия, анимизм, и т.д.В первобытном обществе религия всегда существовала как составная часть культуры той или иной этнической общности и вместе с другими ее элементами выполняла как этноинтегрирующую, так и этнодифференцирующую функцию. Она носила совершенно четко выраженный этнический характер. Так, тот тотемический составляют как бы священную историю рода, историю его происхождения, служат идеологическим обоснованием прав рода и племени на свою землю. Религиозное же почитание небесных святил и явлений закономерно вело к общенародной религиозной обрядности, исходящей из реальной жизни общества. Обычно эти формы религиозных верований приближены к переходному от родового к классовому обществу периоду, когда боги приобретают, антропоморфные черты. Так, Яшты «Авесты» отражают период становления мифологической системы, когда стихи и явления природы постепенно начинали персонифицироваться в образах богов. От сюда, одна из характернейших черт религий переходного периода — образование пантеона богов, которая отражает положение социальных прослоек.
Для обозначения всех религиозных представлений и верований Алан — Ариев обычно употребляют термин «язычество», хотя подобно славянскому, язычество Ариев тоже являет собой часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.
Основным источником предпринимаем исследований вопрос религиозных представлений и верований Алан-Ариев для нас является духовное наследие предков осетин, последними из индоиранцев, покинувших историческую прародину. В этой связи, как нам представляется, необходимо подчеркнуть, что или все индоевропейцы — родственники, то представлений индоиранцев формируется образы демонических существ, отражавшие стихии и явления природы.
Анализ нартовского эпоса позволил восстановить имена основных персонажей осетино-аланской версии мифа. В роли охотника-отца предстает неугомонный Хамыц, совершенно ином свете дается аскетически образ Хамыцова сына, представшего в облике хозяина зверей - барса. Несомненно, более слабо рисуются и женские образы: матери Батырадза и его супруги. Грузинский фольклор выявил имя Камар — Тамар, как супруги богоборца Амирана. Прежде чем приступить к дополнительному анализу, позволим себе еще раз повторить как своего рода афоризм высказывания Л.С.Клейна о том, что «если все индоевропейцы — родственники, то греки и арии — родные братья. И у греков, и у ариев есть бог — Лучник, посылающий своими стрелами болезни и тихую смерть, но он же исцелитель. У Ариев это Рудра, у греков-Аполлон. У осетин мы находим Сафа, Батырадзе, Алаурди, Адсати и т. д.
В мифах эвенков солнце и луна выступает соответственно то как муж и жена, то наоборот, солнце-жена, а луна-муж. В греческом варианте Аполлон - солнце, а Артемида - луна , и представляются они братом и сестрой. В тоже время Аполлон очевидно, не был божеством собственно солнца. Удаление Аполлона на север отражало уменьшение тепла, ослабление рождающих сил земли, но оно не символизировало уход солнца.
Почитание «Хуыцау» относится к древнейшим временам. Самой обширной группой танаисских надписей являются надписи религиозных синодов или фиасов. Их найдено более 30. Почти все они связаны с почетанием «Бога Высочайшего». Таковым, вероятнее всего, был «Хуыцау», известный по ныне у осетин и абхазо-адыгейцев. Современное обращение к богу сохраняет древние формулировки: «Хуыцауты Хуыцау», Стыр Хуыцау», « мае сфаелдисаег Хуыцау» или « мае скаенаег Хуыцау». Первая формулировка у осетин предполагает множество богов, над которыми главенствует один. Вторая так же предполагает множество богов или, по меньшей мере, одного, по отношению которым или которому наше божество должно представляться более великим или высочайшим. Третья и четвертая формулировки воссоздают образ «бога Создателя».Соответственно, в облике божества всплывает первая функция. Стыр Хуыцау, как нам представляется, равен Зевсу-Папая скифов и является главой пантеона богов наших предков.
Культ семибожия у осетин характеризуется наличием фамильных и сельских Святилищ, и еще сохранившихся в ряде мест Осетии. Одной из них находится в селе Галиат в Дигорском ущелье. Это средневековая церковь, рядом с которой когда-то находилось село Узыкау, поэтому святилищу часто называют «Узыевское семибожие». Семибожие отмечено и в селе Регах Нарского ущелья, населенном Гиоевым. В соседнем Закинском ущелье находилось « Пуриатское семибожие». Широко известно святилище села Ерман верховьех Б.Лиахвы,которая включала следующие божества: Цыргъы дзуар, Аларды,Хъуды, Майрам.
По данным В.И.Абаева, в числе семи богов Осетин-Алан входили следующие: 1)огонь Артхурон(и пирог); 2)Афсати (Мады-Майрам); 3) Уайы(Вулка) 4) Св.Георгий; 5) Уацилла (св.Илья); 6) Фалвара-Тутыр; 7) Донбеттр.
Особенностью скифских захоронений VII-V вв. до н.э на Северном Кавказе является преобладание мужских погребений, и в первую очередь мужчин- воинов. При этом у скифских племен причерноморских степей преобладающим стал обычай хоронить покойников в вытянутом положение на спине. У Савроматов наблюдается резкое понижение процента скорченных погребений в V-IV вв. до н.э. Среди погребального инвентаря скифов и Савроматом особо место занимают бронзовые наконечники стрел, что лишний раз указывают на роль лука и стрел у степных племен. В тоже время практически все исследователи единодушны в том, что лук и стрелы не получили в VII-IV вв. до н.э широко распространения у местного населения Северного Кавказа.
Список литературы:
1.Калоев Б.А. Осетины. М., 1971
2.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Изд-2. Т-20. М., 1955
3.Токарев С.А. Религия в истории народов мира, М., 1976
4.Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология М.,1977
5.Никольская Р.А. Происхождение религии и ее первобытные формы.
7.Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977
Автор: Тотрова Лариса Казбековна