взаимосвязи и различия русского и татарского костюма на территории Поволжья
Обоснование выбора темы:
2014 год объявлен годом культуры. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать об истории своего народа. Исследование одежды народов приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа. Чтобы по-настоящему любить нашу прекрасную родину, надо хорошо знать её историю и культуру.
История всегда вызывала огромный интерес юного поколения. Этот интерес вызван потребностью каждого человека знать историю своего народа. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.»,-говорил М.Горький. Национальный костюм – это часть нашей истории, он является объектом материальной и духовной культуры народа.
В старину люди представляли одежду, как открытую книгу, где символика орнамента, красок и материала передавались из рода в род.
Мы живем в Поволжье , учимся в татарской гимназии , поэтому нам стало интересно, используются ли элементы национального костюма в современной одежде? Где встречается национальный костюм в настоящие дни? Как модельеры используют народные мотивы в своей работе?
Цель работы: узнать, как элементы национального костюма используются в современной одежде.
Задачи исследования:
- изучить основные элементы русского и татарского костюма;
- собрать информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука»;
- провести экспериментальное исследование для того, чтобы выяснить, где встречаются национальные костюмы в современной жизни.
Гипотеза исследования: народный костюм «не умер» и его элементы активно используются в современной одежде.
Методы:
– изучение литературы и Интернет-ресурсов с целью поиска информации о национальных костюмах;
– анкетирование учащихся для определения знаний детей о национальных
костюмах;
– организация мероприятий, направленных на знакомство с национальными костюмами;
- наблюдение, чтобы выяснить, сохранились ли народные традиции в современном мире;
- интервьюирование учителей татарской гимназии ответа на вопрос «С каким чувством они носят национальную одежду?»
Посещение музея хлеба в Болгарах, где представлен быт татарского народа
- обработка полученных данных в ходе исследования;
– обобщение результатов исследования.
Теоретическая часть исследования.
Начнём мы наше путешествие в удивительный мир культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке, даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.
Традиционная национальная одежда разнообразна. Это важная часть культуры народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять.
Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.
Старинная народная песня И. Ашмарина
Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Национальный костюм является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Каждая мастерица была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по пошиву одежды. Даже ткань, из которой шили одежду, была в основном домашней выработки, поэтому настоящая рукодельница должна была уметь, не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Народная одежда много могла рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, сословия, по какому случаю так одет. Одежда каждого народа имела свои особенности в орнаментах, излюбленных цветах, отделки, формах и фасонах.
Сегодня мы поговорим об истории народного костюма, познакомимся поближе с традиционной одеждой русского и татарского народов. Ведь мы живем в России, родились в Поволжье , значит должны знать и чтить традиции своих предков.
Издавна одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами.
Однако в русских деревнях в отличии от татарских, богато украшали не всякую одежду, а только праздничную. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Какую же одежду в старину носили женщины русские и татары , живущие на территории Поволжья ?
Где они могли достать шелка заморские, ведь большая часть их тогда жила в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом?
Cейчас народный стиль часто используют в моде. Зимой мы видим многообразие женских головных уборов как русских, так и татарских.
Известно, что к народным традициям постоянно обращаются модельеры, создавая современную модную одежду. Традиционную одежду можно сейчас повстречать лишь на народных праздниках, в краеведческих музеях, да в сундуках бабушек.
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем
Что же прячет бабушка в сундуке своем?
Обещала бабушка показать добро,
Хоть не накопила злато-серебро.
Побежала внучка, собрала подруг,
Окружили девочки бабушкин сундук.
Разгорелись ярко глазки у девчат.
Всем примерить хочется бабушкин наряд.
Теперь рассмотрим элементы татарского и русского костюма более подробно. Традиционной у мужчин и женщин становится рубаха-кульмек.
У мужчин она выше колена и не отличается обилием украшений. Женщины носят длинное платье-кульмек, украшенное вышивкой, орнаментом или аппликацией. Тогда же появляются широкие шаравары.
Получают распространение приталенные камзолы, распашные стеганные, длинной до колен бешметы и слегка приталенные чекмени с прямыми спинками.
Головной убор –калфак
На ногах сапоги-ичиги
Основные цвета – салатный , голубой, зелёный , розовый.
Основу русского костюма составляла тоже рубаха . Русский народ считал, что красный цвет мил на весь свет. Для них он был цветом солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. Поэтому русская рубаха была красного цвета. Она была прямой и длинной, приталенной или собранной под широкий мягкий пояс.
В русском костюме кроме рубахи присутствует понева - полотнище ткани, заменяющее юбку, а также сарафан. Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными. К большой радости любительниц сарафанов, они и по сей день остаются в моде.
Неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма, как у татарских , так и русских женщин был передник. и платок
Они были богато украшены вышивкой и кружевами. Носили передники поверх рубахи, поневы или сарафана. Передники украшались вышивкой, узорным ткачеством, лентами. Передник служил завершением красочного образа женского костюма так как, находился на виду.
У русского народа в костюме присутствовал пояс
. Его носили иногда на талии или чуть выше. Каждый пояс — это высокохудожественный образец творчества, наделенный разными гранями: декоративной, прикладной, смысловой.
В татарском костюме пояс используется только в мужском костюме.
Головным убором девушек России являлись перевязка из полоски ткани, повязка, лента с завязками на концах, украшенная вышивкой, бусами. Кроме этого русские женщины носили обруч из картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного вышивкой , богатой отделкой , золотом бисером.
Татаарские девушки же носили вышитые калфаки.
Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства. В древности у русских и татар основу костюма составляло платье из белой ткани. Она носились с поясом. Рубаха по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Прабабушками современных юбок были юбки-поневы, элемент русского костюма. Девушки любят носить меховые и трикотажные шапочки, по форме напоминающие калфак.
Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.
Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.
Практическая часть исследования.
Для проверки нашей гипотезы мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся нашей школы (всего 49 чел.). Эксперимент состоял их трех этапов:
1 этап: начальный – октябрь 2014 г.; 2 этап: подготовительный –ноябрь 2014г.;
На начальном этапе мы провели анкетный опрос учащихся вторых-четвёртых и 5классов для определения знаний учащихся о национальных костюмах. На вопросы анкеты (приложение 1) отвечали учащиеся 2-4 (23 чел.) и 5 кл (26 чел.). Результаты по двум классам наглядно отображает диаграмма в приложении 1.
Анкетирование показало, что все учащихся имеют представление о национальном костюме.
15 из 49 не представляют, как одевались их прабабушки и прадедушки. Такое понимание истории и культуры своего народа, говорит о чувства патриотизма и любви к родному краю.
Просмотр интервью с педагогами школы, через выпуски школьных программ студии «Репортёр» , работающей в нашей школе
и которые снимались 1, 5 года говорит о огромном уважении учителей к национальной одежде.
Педагоги с удовольствием выступают в школе в татарской одежде ,носят её на праздники. Даже есть педагоги, которые сами шьют себе народные костюмы.
Автор: Луч Ирина Ваисовна