ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".
Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.
В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в котором было слово design с 18 века. Оно означало замысел, чертёж или узор , а также процесс проектирования и конструирования.
Эпоха проектной культуры началась в период Возрождения, сменив тысячелетнее господство канонической культуры , к которой можно отнести культуру древних цивилизаций Средневековья и культуру стран Востока: Индия,Китай, Япония.Каноническая культура была ориентирована на устойчивый уклад жизни, который воспроизводился на протяжении веков и даже тысячелетий . Формой воспроизводства традиционной канонической культуры является ритуал.Каноническая культура была анонимной и передавалась в результате непосредственного контакта учителя и ученика.В качестве подражания служили традиции , возникшие в далёком прошломю . Проектная же деятельность яявляется авторской и в ней субъект приобрёл право на"проектирование", которое было прежде Божественной прерогативой. Созидание нового в проектной культуре невозможно без разрушения старых канонов: без этого нет творчества ни в технической, ни в гуманитарной , ни в художественной областях. Дизайн - одно ёмкое понятие , а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт , архитектурный дизайн, промышленный дизайн, web- дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футура-дизайн , прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный сайнс-дизайн, текстовый дизайн.
Корни дизайна уходят к началу 19 века - в эпоху массового роста машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия.
Шесть принципов работы было у кустаря : социологический, инженерный, оргономический , эстетический ,экономический , экологический. Индустриальное производство ( конец 18 века - начало 19 века) создало "нечеловеческие , холодные " предметы. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры , а дизайнеры отвечали лишь за её эстетический вид. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертёжников, модельщиков, инженеров, архитекторов, и специалистов по изучению рынка.
Практика показывает , что там где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации , продукция отличаеися высоким качеством. Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была остаётся эстетика , что объясняется двумя принципиальными моментами : особенностями появления дизайна и спецификой развития государства в 20 веке. В отличии от зарубежного дизайна , который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производствеников и конструктивистов. Художники и теоретики направлений дали толчок к его возникновению. На первом этапе развития ( 1917 - 1920г.г.) дизайн сформировался на стыке производства и агитационно- массового искусства.Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн , что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы , книжной продукции.
Второй этап развития дизайна в России ( 1923 - 1932г.г.) - становление профессиональой модели дизайна. Россия становится одним из важнейших мировых центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров производственных факультетов ВХУТЕМАСа.
Третий этап ( 1933-1960г.г.) был достаточно печальным для развития дизайна в России Принцип стандартизации применялся не только к человеку , но и к создаваемой искусственной среде. Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов , общественных интеьеров и т.д.
Четвёртый этап( конец 80 -х - начало 90-х г.г. ) - развития дизайна обязан появлению преприятий частных форм собственности. В 1992 году Сергеем Серовым создаётся Академия Графики и Дизайна.
Пятый этап начался с началом нового 21 века и даёт возможность проявить свои творческие способности в любом виде творческой деятельности любому человеку.
Автор: Ченцова Татьяна Терентьевна