Главная /
По типу материала /
Педагогика социальная
Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на¬селения, и в первую очередь дети-сироты. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных проблем состоит в том, чтобы успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. Создание условий для формирования и развития умения жить, сосуществовать в обществе все чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребенка ситуации, требующие от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков. Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе музыкальной и театральной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в детском доме обладают занятия по театрализованной деятельности. Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т. е. технику исполнения коммуникативной роли. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. «В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры». Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т. е. саморефлексии. Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или, как называл К. С. Станиславский, «перевоплощения», вторая – рефлексии, или отчуждения от роли, как в театре Б. Брехта. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой. Введение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс с детьми предполагает ее использование не как средства развлечения, а как метода стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на его личность ребенка в целом. Если при традиционной коллективной форме учебного процесса доминирующими являются коммуникации «учитель-ученик», «ученик-учитель», то при использовании театральных игр и постановок педагог может легко и естественно организовать коммуникацию «ученик-ученик», что способствует более продуктивному осмыслению и воспроизведению детьми получаемых знаний. При наличии творческих форм совместной деятельности, где каждый ребенок может проявить себя, почувствовать свою значимость в общем успехе, формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого. Кроме этого, создание творческой атмосферы, направленной на стимуляцию образного мышления, способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Особенно большое значение этот фактор имеет при обеспечении благоприятной психологической атмосферы в детском доме. Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником многих заболеваний. Театрализованные игры и постановки, дающие простор воображению, наполняют внутреннюю жизнь ребенка особым смыслом, помогают вырабатывать определенное отношение к педагогам, сверстникам, коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. В процессе одной и той же игры педагог может решать вопросы самоуправления и регулировать смену позиций отдельных ребят в коллективе, менять их отношение к определенным видам деятельности и к самим себе. Тут же существует возможность корректировать взаимоотношения между мальчиками и девочками, воспитывать доброжелательность, внимание и уважение детей друг к другу. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям огромные возможности в развитии творческих способностей, формировании коммуникативных навыков, приобретении социально-нравственного опыта. В процессе работы над спектаклем ребята проходят путь от постановки проблем и поиска альтернативных решений до их реализации. Возможность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, планировать совместную работу учит их навыкам коллективной работы и самостоятельности, умению находить нестандартные решения. Театральная деятельность – это реальная возможность для каждого ребенка испытать свои силы, обрести шанс на успех и удачу. Чтобы ребенок не стал неудачником, ему необходим успех, радость от сознания достигнутого. С психологической точки зрения успех – это радость, удовлетворение от того, что результат, к которому ребенок стремился в своей деятельности, совпал с его уровнем притязаний. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются огромные, скрытые до поры возможности, несущие огромный заряд духовной энергии. Театр детей – это театр живой импровизации. Он позволяет своевременно разнообразить и менять формы деятельности, поддерживая интерес детей к занятиям, в которых много яркого, необычного, соответствующего их стремлениям и желаниям. Корригирующий эффект театрализации приобретает наибольшую силу и значимость благодаря коллективному творчеству в процессе постановки спектакля, где могут участвовать все желающие. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой подросток может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент. Так, детям с хорошими вокальными данными предлагаются роли с вокальными партиями, тем, кто хорошо танцует – музыкально-танцевальное оформление спектакля. На характерные роли идут дети с хорошей мимикой и пантомимикой. Многие подростки, стесняющиеся «играть» на публике берут на себя роль ведущих. Так же при распределении ролей педагог имеет возможность руководствоваться тем, что та или иная роль окажет наиболее благоприятное влияние на ребенка. Например, роль доброго, бескорыстного героя поможет ребенку в некоторой степени изжить жадность, эгоизм, задуматься о своем отношении к товарищам, изменить поведение и т. д. Замкнутым и застенчивым детям исполнение роли раскрытого, раскованного героя поможет при общении с окружающими. К.С. Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет на сцене быть красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Тот, кто лишен трагических или лирических данных, мечтает о Гамлете или ролях любовника; простак хочет быть Дон Жуаном, а комик – королем Лиром. Спросите любого, какую роль он хотел бы более всего играть? Вы удивитесь его выбору. Люди всегда стремятся к тому, что им не дано, и актеры ищут на сцене того, чего они лишены в жизни». Для вживания в несвойственную для себя роль и для изменения внешнего вида личности согласно роли необходимо костюмирование. На занятиях дети не только участвуют в постановках, этюдах и упражнениях, но и учатся подбирать костюмы под характер «своего» персонажа, помогают в изготовлении костюма, его отдельных элементов. Совместно готовят атрибуты и декорации к спектаклям В процессе подготовки спектакля, театрализованного концерта, литературно-музыкальной композиции и др. педагогу предоставляются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересной, значимой для них деятельности без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им, высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Занятия театральной деятельностью делают жизнь детей более эмоциональной и привлекательной, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. Использование дидактического театра позволяет эффективно решать многие коррекционно-развивающие задачи. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализаций дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Содержание литературных произведений эмоционально, имеет нравственную направленность и благотворно влияет на развитие у детей таких личностных качеств, как дружба, отзывчивость, смелость, доброта, честность. Герои книг становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в образ, ребенок добровольно принимает и присваивает черты, свойственные герою произведения. Таким образом, театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Театрализация предоставляет ребенку возможность для отработки навыка правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе, воспитывает у него выразительность движений, воображение, фантазию, творчество, готовит к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей. Занятия театральной деятельностью ликвидируют болезненные переживания, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.
Автор: Юдина Юлия Геннадьевна
Автор: Юдина Юлия Геннадьевна
Похожие материалы