ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
«Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно... Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу», — писал русский педагог К. Д. Ушинский.
Ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из рук воспитателей, ходить, перешагивать через препятствия, бегать, рисовать карандашом и кисточкой, действовать молотком, иголкой...
Сначала всякое новое действие, выполняемое малышом, очень несовершенно. Делая первые шаги, он с трудом удерживает равновесие, часто падает. День ото дня он ходит все увереннее, устойчивее держится на ногах, а в три года он шагает уже без всякого напряжения, не контролируя отдельных движений, составляющих ходьбу. Это значит, что ребенок овладел навыком ходьбы.
Вымыть самостоятельно руки для двухлетнего ребенка тоже оказывается не просто. На первых порах приходится подумать, с чего начать, как намылить руки, что потереть сначала — ладошки или тыльную сторону — и как бы не забыть смыть пену. Поначалу как неловки его движения, каких усилий стоит ему такое, казалось бы, простое дело!
Но вот проходит время, и малыш, ежедневно выполняющий эту процедуру, постепенно запоминает последовательность движений. Они становятся все более ловкими, и одно движение как бы само собой влечет следующее, да и выполняются они быстрее и качественнее. Вырабатывается навык мытья рук.
Навыками называют такие действия, которые выполняются при частичной автоматизации элементов, входящих в их состав. Благодаря образованию навыйа сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.
При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Изменяются и приемы контроля за выполнением действия: зрительный заменяется мускульным. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собою, без специального планирования.
Образование автоматизированных действий, какими являются навыки, возможно благодаря особым процессам, происходящим в коре головного мозга в процессе деятельности ребенка. Академик И. П. Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются временные связи. Отдельные временные связи, или условные рефлексы, образуют прочную систему, если вызвавшие их воздействия следуют неоднократно в одной и той же последовательности. Такую систему Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамического стереотипа возможно только при следовании условных рефлексов всегда в одном и том же порядке. Поэтому для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать последовательность операций, входящих в состав сложного действия. Если эта последовательность не поддерживается, условные связи не объединяются в стереотип и навык не образуется. Эту особенность динамического стереотипа необходимо учитывать при обучении детей тем или иным навыкам. Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо указать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой именно последовательности, у него вскоре закрепится навык.
Последовательность в формировании навыка одевания небезразлична и в гигиеническом отношении. Например, ребенок должен надеть прежде всего штанишки, чтобы обнаженные части тела не соприкасались со стулом, сидя на котором он будет продолжать одеваться. Обувается ребенок после того, как наденет трусы, в противном случае, протягивая ногу, он загрязнит белье.
Следует говорить о частичной автоматизации действия, поскольку у человека нет чисто механических действий; даже при высокой их автоматизированности он осмысливает обстановку, ситуацию, цель действий. Обучая старших дошкольников ремонту книг, воспитатель рассказывает детям о наиболее целесообразной последовательности действий: подобрать полоску бумаги по длине обложки, затем согнуть ее пополам, по долевой линии, смазать клеем одну половину полоски и наложить на нее книгу, затем смазать вторую половину и приклеить к обложке.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется.
Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие. Вы купили шестилетнему сыну новенькую книжку-раскраску и, довольные своим подарком, усаживаетесь вместе с ним за стол, чтобы показать, как и что надо делать. Не забудьте за этим увлекательным занятием обратить внимание на позу сына. Ведь именно теперь, когда ребенок все больше приобщается к занятиям за столом, у него формируется привычная поза. Если с самого начала не показать детям, как надо сидеть, занимаясь за столом, и не проследить, чтобы они не наклонялись слишком низко, сидели прямо, у них может сформироваться неправильная посадка, которая наносит вред физическому развитию, в частности, может привести к искривлению позвоночника.
Сказанное выше не означает, конечно, что закрепившийся неправильный навык нельзя изменить. Однако исправить его труднее, чем сразу выработать правильный. Если уже закрепились ошибочные действия, ребенку надо показать, как следует действовать, и разъяснить, в чем состоят его ошибки. Например, если у него сформировалась неправильная поза во время игр и занятий за столом, надо не только указать, как он должен держать корпус, на сколько придвинуть стул к столу, как положить руки и т. д., но и обратить его внимание на то, что он, например, слишком далеко отодвигает стул или, напротив, прижимается к столу, так как стул сильно придвинут, или очень низко наклоняет голову к листу бумаги. Попутно заметим, что в тех случаях, когда ребенок упорно и систематически низко наклоняет голову во время рисования или рассматривания картинок, необходимо проверить его зрение. Если выяснится, что это не является результатом пониженного зрения, значит, ребенок привык неправильно сидеть. Исправление неправильного навыка достигается за счет многократных упражнений в правильном выполнении действия. Необходимо следить, чтобы во время повторных действий ребенок соблюдал все требования.
И еще одну общую закономерность надо иметь в виду: чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. Так, например, научившись ходить на лыжах, легче научиться кататься на коньках. Умея пользоваться ложкой, четырехлетний ребенок без труда научится есть вилкой.
Это связано с определенной закономерностью: с овладением навыками возрастает общая умелость, а значит, и способность к обучению. Кроме того, различные навыки могут иметь в своем составе однородные элементы. Поэтому необоснованные ограничения ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживают его развитие.
Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения. Воспитатели и родители на опыте убеждаются в том, что дети, имеющие соответствующие умения, далеко не всегда регулярно пользуются ими. Малыш поел, но, выйдя из-за стола, не задвинул свой стул. Воспитатель напоминает ему, и мальчик быстро и ловко выполняет требование. И другой пример: девочка после обеда проводит рукавом по губам. Заметив это, воспитатель укоризненно качает головой и многозначительно пододвигает салфетку. Оказывается, девочка прекрасно может пользоваться ею. В чем же дело? Почему мальчик и девочка не делали без напоминания воспитателя того, с чем могли справиться сами? Да потому, что у них имеются навыки и даже знания, но нет соответствующих привычек. Приобретая навык, ребенок получает только возможность совершить те или иные действия легко и быстро.
Девочка, умеющая расчесывать волосы и заплетать косы, станет регулярно причесываться только в том случае, если у нее есть привычка держать волосы в порядке. Кому из взрослых не знакома обращенная к детям фраза: «Что надо сказать тете (дяде, папе, воспитателю)?» Ребенок в таком случае безошибочно произносит: «Спасибо». Без напоминания благодарят только те дети, у которых имеется привычка это делать.
Привычки, как и навыки, представляют собой частично автоматизированные действия. Но в отличие от навыков они создают не только возможность выполнения того или иного действия, но обеспечивают и сам факт его осуществления.
Приобретение привычки большей частью начинается с овладения навыком. Прежде всего надо научить ребенка хорошо выполнять действие. «Опять неправильно сложила! — делает замечание девочке взрослый. — Ведь сколько раз говорила...» Аленка снова пытается сложить книжку-ширмочку, но длинная вереница плотных страничек никак не слушается маленьких ручонок. Взрослый берет ширмочку и так быстро ее складывает, что девочка даже и не успевает заметить, как надо делать. Ошибка взрослого заключается в том, что следовало сначала научить ребенка складывать книжку-ширмочку (тем более что детям второго и третьего года жизни рекомендуется давать книжки-ширмочки, состоящие не более чем из двух-трех страниц), а потом уже требовать от него самостоятельного выполнения задания.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных одинаковых или сходных условиях. Если ребенка научили, например, перед сном умываться и он будет делать это регулярно сначала по указанию взрослых, а затем самостоятельно, то постепенно привычка закрепится, он уже не ляжет спать, не умывшись.
Пользование навыком лишь от случая к случаю затрудняет образование привычки. Если ребенок, встав из-за стола по окончании еды, то благодарит взрослых, то забывает и ему не напоминают об этом, привычка не сформируется.
Таким образом, привычка делать так, а не иначе становится своего рода потребностью. Когда ребенок не может поступить соответственно ей, он ощущает неудовлетворенность. Как растерянно чувствует себя малыш, который постоянно во время еды пользуется салфеткой, когда ее вдруг на столе не оказывается! С недоумением протягивает он испачканную компотом руку, поглядывая по сторонам, словно спрашивая: «Что же делать?» Потому-то и говорят о силе привычек, что они заставляют человека действовать в соответствии с ними при любых обстоятельствах. Например, дошкольник благодарит взрослых за оказанную помощь или за угощение и в детском саду, и дома, и в гостях. Но бывает и так: при обычных обстоятельствах ребенок поступает одним образом, а при измененных — другим. Например, в детском саду и дома не перебивает разговаривающих между собой взрослых, умеет подождать окончания беседы, а в гостях то и дело теребит маму, задает ей вопросы, требует немедленного ответа. Значит, в этом отношении еще надо с ним поработать.
На основе привычек у ребенка формируются черты характера. Маленький ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству — основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Ребенок привыкает трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого члена нашего общества. Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т. п., взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.
Итак, многое начинается с привычек. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь
Автор: Булычева Александра Валерьевна