Необычные дома Москвы
А знакомы ли Вам дом-яйцо или дом-улей?Знаете почему в самом центре столицы тротуарные бордюры сделаны из могильных плит, на которых и сегодня можно увидеть надгробные надписи?История Москвы богата легендами о жителях города, славившихся своей эксцентричностью, что нашло отражение и в столичной архитектуре. Нередко купцы-оригиналы строили усадьбы, стилизованные под готические замки и китайские пагоды.
Приглашаем вас на экскурсию, на которой мы познакомимся с необычными домами:
• дом-паровоз
• современный дом-яйцо
• дом-Комод 18 столетия
• китайская пагода
• испанское подворье
• дом-улей
Узнаем истории возникновения всех этих необычных зданий, имена архитекторов и владельцев, а также некоторых известных личностей, чьи судьбы напрямую были связаны с этими диковинными постройками.
• дом-паровоз адрес:Новая Басманная ул., 2, Москва
Большой "дом-паровоз" располагается в Москве на углу Садового кольца и улицы Новая Басманная. Со стороны здание смотрится не очень ярким, скорее наоборот. Оно оригинально только своей необычной конструкцией из-за башни-трубы. На самом деле в этом здании раньше были склады конца XVIII-го века, известные под названием Запасного дворца, а впоследствии академик Фомин их перестроил под здание для современных нужд. На башне-"трубе" располагаются большие часы.
• современный дом-яйцо
Адрес:ул. Машкова, 1/11 Метро: Красные ворота
Ничего подобного в Москве не было и больше не будет. Не было, потому что никому и в голову не могло прийти разверстать яйцо Фаберже в жилой дом. Не будет, потому что дальше может быть только дом-огурец, дом-помидор, дом-сосиска, но это уже будет за гранью. А тут — удивительное, как всякое современное искусство, трепетание на грани. Можно считать это яйцо эпатажем, провокацией, шуткой. Можно говорить о расширение границ архитектуры, о выходе за ее пределы, о новой степени свободы. Можно видеть в нем еще один экзотический самоцвет в и без того пестрой палитре московских переулков, скромный по размерам и припрятанный в тени большого дома в качестве сувенира. При всем при том это нормальный дом: металлокаркас, кирпич, утеплитель, плитка, крыша из меди. В нижней части — гараж и входная группа, выше — обычная жизнь одной московской семьи.
• дом-Комод 18 столетия
Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке в Москве
1766—1769. Москва, Россия
Истинным украшением Покровки бесспорно является необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). «Дом-комод», как его называют в Москве, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы В. Растрелли. Это редчайший в Москве гражданский памятник в стиле елизаветинского барокко: особняк на Покровке часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.
Есть предание, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому и в этом же доме они справляли свадьбу Венчание происходило в соседней Воскресенской церкви, от которой сейчас остались одни развалины.
Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам А. С. Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку; в Армянском переулке.
С 1861 года в этом доме открылась 4-я мужская гимназия, где учились К. С. Станиславский и основоположник отечественной авиации Н. Е. Жуковский. Сейчас в здании располагается научное учреждение.
• китайская пагода Адрес – город Москва, ул. Мясницкая, дом №19.
Станция метро Тургеневская и Чистые пруды. Дом можно увидеть, если идти от Казанского, Ленинградского или Ярославского вокзала в сторону Кремля.
Дом-пагода в Москве (чайный дом)
Дом-пагода в Москве или Чайный дом был построен для основателей Чайной компании Перловых, здание является памятником архитектуры, созданным в конце XIX века в стиле позднего ренессанса. Дом-пагода - одно из самых красивых строений в Москве, его часто называют китайской шкатулкой и архитектурным чудом.
В Китае и Корее, Японии и в некоторых других странах пагодой называли многоярусные башни, используемые как храмы. Дом-пагода также имеет двухярусную башню, поэтому и получил такое название.
Вот уже более 200 лет в этом здании расположен магазин, торгующий чаем, кофе и сладостями.
Из истории:
В конце XVIII века родоначальник династии чайных королей, купец второй гильдии Алексей Перлов стал привозить чай из Китая и продавать его в столице. Тогда в Москве еще мало кто знал о заморском напитке, но уже через 50 лет, как писал Виссарион Белинский, русский народ не мог жить без чая и пил его по пять раз в день дома и пять раз в трактирах.Заслуга Алексея Перлова состояла в том, что он стал продавать чай в розницу и сделал его популярным среди простого народа.Его сын Василий Перлов наладил продажу товара в любых, даже в самых малых количествах, а кроме того, он ввел торговлю по сортам и соответственно по разным ценам. Появилась упаковка в виде расписных алюминиевых и жестяных баночек с поучительными надписями о пользе напитка, например такими: «Чай не пил, какая сила» или «Свойство сему напитку - осаждать пары, освежать и очищать кровь».
• испанское подворье
Про кутилу и его замок- особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, "испанское подворье". Арсений – младший сын Абрама Абрамовича Морозова, потомка Саввы Васильевича Морозова, и его жены Варвары, урожденной Хлудовой. Абрам Абрамович умер рано, оставив молодой жене троих детей, огромное состояние, ткацкую мануфактуру в Твери, а также распоряжение лишить всего наследства, если она второй раз выйдет замуж. Замуж Варвара Алексеевна не вышла, ткацким производством управляла грамотно и успешно, состояние преумножила, занималась благотворительностью, и вообще дама была во всех отношениях весьма достойная, но, разумеется, властная. Сыновья у нее уродились прямо по русским народным сказкам – двое умных, а третий дурак. Старшие занимались делом, стали известными в Москве меценатами и коллекционерами. Младший – пил да гулял. Иван Владимирович Цветаев сетовал: "Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи". Видимо, для присмотра за младшеньким, выкупила Варвара Алексеевна землю у разорившегося антрепренера Карла Гинне, рядом со своим особняком. Немец Карл Гинне держал деревянный конный цирк, который сгорел от неосторожного обращения с газовым освещением. На месте этого цирка и выстроила Морозова для 24-летнего Арсения небольшой особняк в русском стиле с башенками. Но, разумеется, не мог кутила и мот Арсений жить в таком банальном доме. Чтобы перещеголять своих братьев-коллекционеров, он решил построить особняк, которого Москва еще не видывала, говоря братьям "Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет". На вопрос архитектора, в каком стиле хотел бы Арсений видеть свой дом, тот возмущенно ответил "Во всех стилях строй, у меня есть деньги!"Год ездил Арсений с архитектором Мазыриным по Европе в поисках вдохновения. Больше всего им понравились королевский замок Паласиу ди Пена в португальской Синтре (здание до того эклектичное, что Сальвадору Дали и не снилось) и Каса-де-лас-Кончас – "дом ракушек" в испанской Саламанке, построенный в XV веке рыцарем из ордена Сантьяго, ракушка была символом этого ордена. Дом Морозова строился быстро и был закончен к 1899 году. Он стал безусловно самым роскошным особняком в городе. Замок в Синтре увит виноградом, который в Москве по понятным причинам не растет, и Мазырин предусмотрел изящную резьбу по камню в виде виноградные лозы. Кроме того, cтены декорированы "корабельными канатами", завязанными в морские узлы – символ удачи в Португалии, главный вход сделан в виде подковы – символ удачи в России, а над ним – прикованный цепью дракон, чей символ удачи, не помню, но тоже чей-то. Теперь Арсений был уверен, что удача от него никуда не денется.Дом вызывал недоумение и даже насмешки. Все залы особняка были решены в разных стилях – не было повторяющихся, даже похожих, как и потребовал Морозов изначально. Варвара Алексеевна сказала "Раньше только я знала, что у меня сын дурак, а теперь вся Москва увидит". Лев Николаевич Толстой в романе "Воскресение" дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку".Впрочем, от гостей отбою не было. Дом на Воздвиженке славился шикарными банкетами, которые устраивал хозяин, гостей собиралось столько, что "дамскому вееру было негде упасть". Арсений мог пригласить на банкет целый кавалерийский полк, а однажды заходивших встречало чучело медведя, в лапах у которого был серебряный поднос, полный черной икры.Но никакие уловки не помогут удержать удачу, если ума не дано. Умер Арсений в 35 лет нелепо, по собственной глупости. В 1908 году в Твери на банкете после местных выборов речь зашла о силе воли, и он пытался доказать присутствовавшим, что настоящий мужчина может преодолеть любую боль. Арсений тайком прострелил себе ногу и никому не сказал об этом. Пари он выиграл, но рану вовремя не обработали, произошло заражение крови, и вскоре Морозова не стало.Впрочем, c его смертью не прошла скандальная слава особняка. Дом кутила и любитель женщин Морозов оставил не жене с детьми, а некой даме полусвета Коншиной. И даже старания лучших московских юристов не увенчались успехом, Морозовы были бессильны оспорить это завещание. Коншина продолжала закатывать в особняке шикарные банкеты, но, впрочем, не так уж долго – в мае 1918 года здание перешло к объединению Пролеткульта.
• дом-улей
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке
Адрес :Кривоарбатский переулок, 10
Ближайшее метро к Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке Арбатская, Смоленская
В Москве много необычных жилых домов, однако даже на фоне нетипичных зданий столицы выделяется эта небольшая постройка. Дом Мельникова широко известен за границей как одна из достопримечательностей столицы, однако в самой Москве о нем, как ни странно, знают далеко не все.Этот дом был построен в 1929 году в Кривоарбатском переулке, жить в нем планировал сам архитектор. Архитектор Мельников построил дом для своей семьи, он мечтал о своем доме и работал над его проектом в начале 20-х годов. Здание построено из красного кирпича оригинальной технологией узорчатой кладки, которую архитектор запатентовал.Сегодня дом находится не в лучшем состоянии из-за судебных разбирательств о праве его наследования. В настоящее время в доме Мельникова проживает его дочь. Творение Мельникова – памятник архитектуры конструктивизма. Дом очень функционально и практично распланирован и даже на сегодняшний день продолжает оставаться жилым.
Автор: Ильина Лидия Викторовна