Консультация для родителей «Орнамент и виды мордовского узора»
Мордовское народное декоративно – прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребёнку – дошкольнику. Созданные мордовскими народными умельцами образы очаровывают его, вызывают у него яркий эмоциональный отклик. Знакомство с мордовским орнаментом нужно начинать с первоначальных представлений об узоре, как об орнаментальном образе. При рассматривании изделий мордовского прикладного искусства вызвать у ребёнка интерес к данному предмету.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой религией, традиционными занятиями.
Мордовское декоративно – прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов, постоянное общение с которым является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Кроме того, через призму истории, жизни и быта предков ребёнок познаёт себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений, счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.
Рассмотрим понятие орнамент и виды мордовского узора, которые доступны детскому восприятию и воспроизведению в декоративной деятельности.
Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно − образным смыслом. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник в народном творчестве. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента− мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
1. Орнамент может состоять из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.
2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
3. Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий).
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток).
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных).
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека).
Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.
Мордовские узоры, которыми украшали одежду, тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В мордовской вышивке преобладающими мотивами являются геометрические, но встречаются еще и две категории мотивов: изображения птиц и деревьев. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них − изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, то есть большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, то есть отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) − убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова.
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды − Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса − Вирь-ава, хранительница поля − Пакс-ава, подательница урожая − Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрьзи и мокши.
Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа.
Основной частью женской одежды у мокши являлась рубаха – панар. Шилась она из домотканого посконного холста. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине предать необходимый силуэт одежде − это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула – сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.
Так, например, мокшанский костюм имел много форм набедренных украшений. Это небольшие парные украшения из бус, жетонов, шерсти и шелка – килькшт, пояс, пояс вакс. В костюме мокшанки до начала 20 века поясной набор включал пару боковых полотенец – кескаруця, украшенных вышивкой и лентами. Традиционным элементом женского костюма являлся передник –сапоня. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Их носили поверх рубахи. Праздничные передники отличались яркостью, расцветками.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
Автор: Лапшова Надежда Юрьевна