Доклад на тему "Художественное слово и формирование культурно - гигиенических навыков"
Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации.
Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе — понимании правил и норм морали.
При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно), его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания, и обучения. Это следующие задачи:
— создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам;
— подчеркивание их эстетики, красоты;
— ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;
— создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
— мотивированная оценка поведения ребенка;
— побуждение его к активности и самостоятельности и др.
Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и
другие перечисленные выше задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно.
Перейдем к описанию перечисленных выше задач. Во-первых, это создание и поддержание положительного эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним. Первоначально они протекают как совместная деятельность ребенка и взрослого, и чем младше ребенок, тем более значительна роль взрослого в ходе бытового процесса. Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся: "Теплую водичку льем на нашу птичку", "Сердце бьется шибко. Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка!" (Благинина "Аленушка").
Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — умыться, одеться, выпить молоко, съесть кашу. Он делает это с удовольствием и радостью. И в более старшем возрасте ласковые обращения, создавая эмоциональный настрой, помогают ребенку преодолеть трудности. С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретают сходство с игрой: воду для купания принес Егорка (И. Токмакова "Тили- тили"); помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка (В. Бардадым "Как Галю одевали"); собачка ест в плошке, а дочурка с ложки (Г. Лагздынь "Ешь, собачка!").
Художественное слово помогает малышу избавиться от страха: не нужно бояться серого волка, звери в лесу спят спокойно, главное — укрыться одеялом, тогда сердитый волк пройдет мимо (В. Орлов "Вечерняя песенка"). Конечно, нельзя превращать прием пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто "превратить" пирожок в румяный теплоход, а заставить его действовать соответствующим образом — он плывет прямо в рот. (Р. Куликова "Румяный теплоход"). Укладывая спать, рассказать малышу в стихотворной форме про усни-траву (И. Токмакова "Усни-трава"), серого сонного слона, который заслоняет ночью окно (И. Токмакова "Сонный слон"). Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый.
Малыш чувствителен к красоте. Пусть он увидит эстетическую привлекательность повседневных ситуаций и предметов, в них включенных. Это вызовет у него желание действовать, создаст и поддержит интерес к бытовому процессу. Кто же откажется пить чай, когда "тортом хвастается блюдо", чашки в ситцевых платьях водят хоровод, а сам яркий, жаркий чайник приглашает в "гости к чаю" (Г. Ляховицкая "Почаевничаем?")? Или другой пример. Ежедневно повторяющаяся ситуация; стол накрыт к обеду; "На столах салфетки — розовые клетки. Рядом чашка с петухом. Вкусно пахнет молоком. Блинчики, варенье! Просто объеденье!" (Г. Лагздынь "Просто объеденье"). И в итоге — создан положительный эмоциональный тон, хорошее настроение на весь день. А утром так важно, чтобы ребенок почувствовал, "как это приятно — проснуться и встать, и синее небо в окне увидать"; понял, "что утро и солнце прекраснее сна!" (И. Мазнин "Утренние стихи"). Пусть с помощью художественного слова малыш каждый день делает небольшие, но очень важные для него открытия. Тогда каждый день будет приносить ему что-то новое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычное в повседневном. Так постепенно формируется поэтически внимательный взгляд на мир и на такие обыденные бытовые процессы, появляется чувство сопричастности ко всему происходящему вокруг. Интерес ребенка к этим режимным процессам, которые повторяются ежедневно и по нескольку раз в день, поддерживаются через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Так, они привлекают внимание малыша к частям его тела, уточняя и расширяя тем самым его представление о самом себе: "Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки" (Г, Лагздынь "Ладушки"); "Носик, носик! Где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик?.." (Г, Лагздынь "Умываемся").
Называние в стихотворной форме действий ребенка помогает их осознанию: "Доченька проснулась, сладко потянулась, полежала, полежала да и улыбнулась" (Е. Благинина "Аленушка"); "Машенька помоется, причешется, оденется" (С. Капутикян "Хлюп-хлюп").
С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают. Например, малышу трех лет, конечно, интересно будет узнать, что каша "сделана" из гречки, которая варилась в печке (3. Александрова "Вкусная каша"). Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Причем стихотворения рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко малышу и поэтому легко запоминается. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах. Они выступают в многообразии своих свойств, качеств и признаков, Например, "мыло душистое, белое, мылкое" (Я. Аким "Мыло"); водичка булькает и пенится (С.Капутикян"Хлюп-хлюп"). Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро "худеет" мыло, если каждый день мыть руки (Р. Сеф "Мыло"). Таким образом, художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.
С ее помощью решается и другая задача — выдвижение требований и их обоснование. С опорой на художественное слово ребенку легче принять и выполнить требование взрослого, например "вымой руки", подчинить ему свое поведение, так как стихотворение снимает открытый дидактизм этого требования. Произведение создает у малыша установку на предстоящее действие, то есть готовность его выполнить. Вот Жучка тявкает во сне — ей, наверное, что-то снится, — у ножки стула спит серенький котенок, бабушка заснула в мягком кресле, зевает мишка. И на ласковый вопрос взрослого, содержащий в себе скрытое, косвенное требование, которое является как бы итогом, выводом из ситуации: "Не пора ли Маше спать?" (С. Капутикян "Все спят"), ребенок отвечает утвердительно. Таким образом, с помощью стихотворения можно создать не только эмоциональный настрой, но и вызвать само предстоящее действие. И делает это художественное слово тактично, ненавязчиво, не подавляя самостоятельность ребенка, а открывая простор для его собственной инициативы. Так стихотворение внушает малышу скрытое требование. А он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.
С помощью художественной литературы можно выдвигать и открытое требование. Но и тогда оно не воспринимается ребенком как чуждое, навязанное. Особенно если это требование исходит как бы не от взрослого, а, например, от солнышка: "Ярко солнышко горит, спать Галинке не велит" (А. Прокофьев "Утром"), от погремушки: "Ты, игрушка, погреми, нашу дочку подними!" (Г, Лагздынь "Погремушки") — или от сказочного персонажа — гнома, который советует почаще мыть уши (И. Токмакова "Гном"). Благодаря введению в бытовые процессы подобных персонажей создается необычная, почти фантастическая ситуация, вызывающая бодрое настроение, смех. И ребенок с радостью выполняет то, что от него ждет взрослый. Постепенно ребенок подходит к осознанию общественных правил поведения, нравственных норм, которые лежат в основе культурно-гигиенических навыков. И это составляет еще одну задачу, которая решается с помощью художественного слова.
Сначала малыш усваивает простейшие нравственные нормы: нужно покормить песика — он охраняет сад, кошку — она сторожит мышку, петушка — он всех будит по утрам (С. Капутикян "А мне дадите?"), кашей нужно угостить гусей, синиц, собаку, кошку (3. Александрова "Вкусная каша"). И малыш начинает понимать, что нужно заботиться о тех, кто меньше и слабее. В стихотворной форме выступают не только свойства предметов, но и отношения между ребенком и предметами, животными, другими людьми. А в итоге формируется представление о социально одобряемом способе поведения (как надо поступать), и асоциальном (как не надо делать). К социально одобряемому способу поведения относится, например, правильная последовательность действий: руки моют перед едой (Г. Лагздынь "Ладушки"); сначала одевают шапку, потом шубку и рукавички (В. Бардадым "Вот как Галю одевали"), или правильное употребление предметов: ложкой едят, а не дерутся (Г. Лагздынь "У меня братишка есть"), Одобряемым является и качество выполнения действия: простыню на кроватке расправляют гладко (А, Кузнецова "Кто умеет?"); руки моют хорошенько (Е. Благинина "Обедать"). Постепенно самым важным для ребенка становится вести себя в соответствии с нормой. Стихи доступно, в образной форме, на конкретном примере показывают, что правила поведения и нравственные нормы нужно соблюдать, чтобы проявить уважение к другому человеку. Нельзя толкать друг друга и разговаривать во время еды, так как можно помешать соседу, после еды говорят спасибо тем, кто готовил еду, накрывал на стол (Е. Благршина "Обедать"). Проснувшись, всем желают доброго утра и хорошего дня (И.Токмакова "С добрым утром!"; О. Дриз "Как сделать утро волшебным").
Так малыш приходит к осознанию общественной значимости правил поведения и нравственных норм. Они начинают выступать для него регулятором взаимоотношений между людьми. Требования взрослого приобретают логическое обоснование. Ребенок уже понимает, что "надо, если даже лень, умываться каждый день!" (М. Г'азиев "Утром"); нужно рано просыпаться, не лежать долго в кровати, а вставать вместе с мамой и не лениться (О. Бедарев "Раным-рано").
Стихотворения наполняют конкретным, доступным пониманию ребенка содержанием абстрактные понятия. Благодаря чему у него формируется обобщенное представление о положительных нравственных качествах: аккуратность (Г. Лагздынь "Аккуратный Алешка"), взаимопомощь и заботливость (Е. Благинина "Научу обуваться и братца"); а также об отрицательных: лень (Э. Мошковская "Лежебока"; Г. Ладонщиков "Ленивцы"), неряшливость (Г. Лагздынь "Странный загар"; А. Барто "Девочка чумазая"; В. Орлов "Хрюшка обижается"; А. Кондратьев "Зеркало; И, Демьянов "Замарашка") и других.
Одновременно складывается и оценка этих нравственных качеств, формируются обобщенные положительные и отрицательные эталоны: каким быть хорошо, а каким плохо. А это составляет следующую задачу в области формирования культурно-гигиенических навыков, решаемую с помощью художественного слова. Если ребенок усвоил такие эталоны, то сопоставление его поведения со знакомыми литературными героями позволяет без назиданий и морализирования добиться выполнения требований. Формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных эталонах возможно только на основе оценки взрослым соответствующего поведения малыша в конкретной ситуации. Все стихотворения содержат подобную оценку, хотя и не всегда явную. Она проявляется и в позиции и автора, и в суждениях персонажа: например, солнышко улыбается всем, кто с утра занимается делом (Н. Пикулева "С добрым утром!"). Оценка при этом выступает открыто: девочка забыла помыть лицо, это увидел Трезор и зарычал: "Какой позор!" (Г. Ладонщиков "Я под краном руки мыла..."). Стихотворения позволяют объяснить, мотивировать оценку в образной форме, чтобы ребенок понял, за что его хвалят. Например, Маша — хорошая девочка, потому что "села Маша, съела всю кашу — всю, сколько дали" (Э. Мошковская "Маша и каша"); Нина — молодчина, потому что не ныла, когда ей попало в глаз мыло (Е. Благинина "Няня на ночь Нину мыла"). Подобные стихотворения можно прочитать малышу не только после завершения действия, но и до его начала. В последнем случае имеет место предвосхищающая оценка.
Она опережает результат, подсказывает, как надо поступить в случае возможных затруднений, и формирует у ребенка уверенность в своих силах, помогает ему качественно довести начатое дело до конца. Малыш понимает, что взрослый порадуется вместе с ним, если он сделает все правильно. Следовательно, художественное слово помогает решить еще одну важную задачу — дать мотивированную оценку поведению и деятельности ребенка при выполнении бытовых процессов, стимулируя тем самым формирование у него оценочных суждений.
Особое влияние оказывают на малыша стихотворения, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывает у него чувство гордости. Машенька проснулась и сама встала на ножки (А. Барто "Кто, кто?"), девочка сама умывается (Г. Лагздынь "В кране булькает вода"). Следует показать ребенку, что мало все делать самому. Главное — это выполнить правильно, довести дело до конца. Нужно не только самостоятельно умываться, но и "заставить" мыло слушаться себя, хотя оно выскальзывает из рук, злится (Р. Куликова "Мыло"). Надо не только самому одеваться, но и уметь выбрать одежду по погоде, ухаживать за ней (В, Зайцев "Я одеться сам могу"). Так взрослый с помощью художественного слова побуждает малыша к активности, самостоятельности, инициативности. И чем разнообразнее формы их проявления, тем успешнее формируются культурно- гигиенические навыки. Поэтому использовать художественную литературу нужно не только при выполнении бытовых процессов, но и переносить ее в другие ситуации и виды деятельности.
Во-первых, включать в игру. Игра — самый привлекательный и важный вид деятельности для дошкольника. Сколько раз мама пела колыбельные песенки своей дочке, а теперь она сама ноет их своей любимой кукле. Добрые ласковые слова, которые говорила ей мама, она повторяет кукле, и тем самым как бы переносит отношение взрослых к себе на игрушку. Стимулировать этот перенос поможет стихотворение. Для этого можно выучить и инсценировать вместе с ребенком стихотворение А. Ахметкужина "Колыбельная для куклы".Или другой пример. Малыш уже знает, что неряхой быть плохо, нужно регулярно мыться. Тогда можно прочитать ему стихотворение JI. Склярской "Кукла Маринка" показать соответствующую игрушку, предложить помочь кукле отмыться. А потом включить другие игрушки в подобные ситуации. Играя с ними, малыш закрепляет усвоенные правила, лежащие в основе культурно-гигиенических навыков и самообслуживания. В этом случае он становится в позицию обучающего, передает знания игрушке (М. Газиев "Утром"). Так постепенно усвоенное правило распространяется на другие предметы, уточняется и обобщается: нужно следить за чистотой не только своего тела, но и окружающих предметов, помещений. Тогда получают развитие не только игровые мотивы и действия, но и навыки хозяйственно-бытового труда, формируются такие личностные качества, как аккуратность, бережное отношение к вещам и др. Во-вторых, беседовать по стихотворению с целью уточнения, обобщения представлений о правилах и нравственных нормах, связанных с культурно- гигиеническими навыкам.
В-третьих, включать стихотворения в изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию.
Таким образом, художественное слово органично включается в процесс формирования культурно-гигиенических навыков с учетом принципов вариативности и комплексности. Нет готовых рецептов использования литературных произведений. Да это и не нужно, поскольку каждый ребенок индивидуален, и заранее нельзя предусмотреть все ситуации, которые будут складываться в процессе его воспитания. Здесь уместно вспомнить слова известного педагога К. Д. Ушинского: "Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить". Мы рассмотрели значение культурно-гигиенических навыков, наиболее важные особенности их формирования, наметили общие линии использования художественной литературы в этом процессе. Решающее же слово остается за педагогами и родителями, которые непосредственно работают с ребенком. Главное, что необходимо помнить; воспитание — процесс творческий.
Автор: Борисова Наталья Владимировна