Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.
В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Поводить игру можно на разных этапах учебного процесса.
При объяснении нового учебного материала (например, педагог может приготовить подсказки, которые косвенно дают представления о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки и найти ключ к правильному решению и т.п.). При усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучше доклад на заданною тему?»). Педагог может ввести критерий, по которым группы будут оценивать доклады друг друга. При повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является один из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно – деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чём фантазируют, что читают и о чём рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала. Зачастую педагоги относятся к этому этапу педагогического процесса как второстепенному, путая либо смешивая его с этапом проверки знаний. Результатом такого «повторения» становятся скучные, сухие диктанты, избитые, набившие оскомину изложения. Ребёнку же необходимо поверить, что те знания, которые он должен применить, сейчас ему действительно необходимы в силу каких либо причин. Не находя этой мотивации в рассказе о времени года или о волке, ищущим себе пропитание или в другом типовом диктанте, школьник относится к заданию как к рутинной работе, неведомо кому и зачем необходимой. Естественно не приходится говорить о его качественном отношении к труду.
В противовес этому методу повторения появляются игровые курсы русского языка и литературы по «Незнайке», «Волшебнику изумрудного города» и др. книгам. Дети непременно хотят переписываться с Незнайкой, рассказывать ему о своих придумках, фантазировать вместе с ним и другими своими одноклассниками. Они придумывают себе дома в солнечном городе и мечтают о том, как бы они всем классом в таких домах могли здорово жить и заниматься только любимыми делами, которые бы приносили пользу, с удовольствием пишут сочинения и изложения на эту тему.
Помимо чисто образовательной функции такая форма обучения позволяет сплотить детский коллектив, заинтересовав действительно актуальной для них темой.
Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов такое мощное средство обучения как диктант. Даже только на основе актуального материала, не прибегая к дополнительным игровым средствам, можно подстегнуть заинтересованность ребёнка в выполнении задания. Так в указанной выше работе проводится такой пример диктанта:
«Где поставить запятую?
Очень-очень Странный вид:
Речка за окном горит,
Чей – то дом
Хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- вот что значит запятая!»
Такой текст требует не просто верной расстановки запятых, выделенных интонациями педагога. Он требует непосредственного анализа текста, заставляет ребёнка решать, как должны быть расставлены запятые согласно логичности контекста.
Таким образом, мы видим что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях должны лежать следующие принципы:
Актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремится к лучшему из возможных решений. Наиболее ярко этот принцип заметен при применении игрового материала в таких формах повторения пройденного материала как диктант, изложение контрольная работа, контрольное чтение и др. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм , способный решить задачи более высокого уровня , нежели доступные одному ребёнку, и зачастую более сложные. Соревновательность создаёт у учащихся или группы учащихся стремление выполнить задания быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение здания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой стороны. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практические любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задаёт вопросы, другая отвечает на них), «Брейн - Ринг» (вопросы задаёт преподаватель), Умники и Умницы» и многие др. На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм.
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми , выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру. Игра – не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя предпринимать дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а ещё лучше, когда, собравшись вместе, дети анализирую, разбирают, кто проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.
Автор: Доленко Ирина Анатольевна