Главная / Начальные классы / Разное

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОМРА Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации 5 -6 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ямальская детская музыкальная школа»

Мыскаменское отделение

Разработчик: Ермолович Л.Г.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ДОМРА

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Народные инструменты»

Срок реализации 5 -6 лет

Мыс Каменный

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Специальность» домра является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.

Россия – страна, обладающая уникальной, богатейшей культурой с тысячелетней историей. Ее музыкальную культуру нельзя представить себе без исполнительства на русских народных инструментах.

Более века назад В. В. Андреев сделал русские народные инструменты национальным достоянием. В наши дни интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах падает. Сейчас редко можно увидеть или услышать народную музыку в «чистом виде». Многие даже не знают о существовании такого инструмента, как домра.

Задача педагога - познакомить детей с народным инструментом, его разнообразием и музыкальными возможностями, различными формами исполнительского искусства (сольное музицирование, игра в ансамбле, оркестре); заинтересовать детей, предложить для них разные формы использования полученных навыков, привлечь к участию в праздниках, фестивалях, конкурсах.

Приобретение практических навыков и знаний необходимо и для продолжения профессионального музыкального образования. Поэтому необходимо решать также задачу выявления наиболее одаренных в музыкальном отношении детей, которые в дальнейшем смогут поступить в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.

От педагога по специальному инструменту, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческая инициатива, умение использовать прогрессивные методы обучения, способствующие формированию индивидуальных данных: творческого импульса, воображения, впечатлительности, музыкальной памяти ученика.

Программа ориентирована на:

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

на формирование личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации; умению планировать свою домашнюю работу; приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения.

Программа разработана с учетом:

· обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в области музыкального искусства

· сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлена на:

· выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· приобретение знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах , позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

· приобретение умений и навыков сольного исполнительства;

· приобретение опыта творческой деятельности;

· овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок специальности. В повседневной работе педагог должен прививать учащемуся интерес и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, а также современных композиторов.

Цель: приобщение обучающегося к искусству, музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков музыканта-исполнителя.

Задачи:

· гармоническое развитие технических и художественных навыков учащегося.

· развитие музыкального слуха

· воспитание и развитие метроритмического чувства

· формирование навыков чтения нот с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста

· развитие таких личных качеств, как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, самостоятельность

· осознание ценности для окружающих своей музыкально-творческой деятельности.

Занятия по предмету "Музыкальный инструмент" (домра) проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами.

Планомерность развертывания учебного процесса обусловлена системой знаний и навыков, складывающейся на определенных ступенях педагогического процесса с учетом возрастных особенностей психологии учащегося.

Срок освоения программы для детей, поступивших в детское музыкальное образовательное учреждение с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте с девяти до одиннадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

Освоение программы учебного предмета Специальность (домра), завершается итоговой аттестацией, проводимой образовательным учреждением.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, прописано в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них разучиваются для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).

Форма проведения аудиторского учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 30 минут.

КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения

класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

этюды

4 -6

4-6

2 -4

2 - 4

2 -3

2-3

народные песни и танцы

4-6

4-6

2-3

2-3

1-2

1-2

пьесы

6-8

4-7

3-4

2

2

1-2

Кантилена или произведения с элементами полифонии

1

1

1

1

1

1

Произведение крупной формы

-

1

1

1

1

1

ансамбль

2-4

2-4

2-3

2-3

2-3

2-3

Всего:

17-24

16-25

11-16

10-14

9-12

8-12

Технический минимум

Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения

Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.

класс

Ι полугодие

ΙΙ полугодие

1 класс

Музыкальные термины: f, p, mf, mp.

Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.

2 класс

Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой позиции, используя удары «спиккато»

Мажорные однооктавные гаммы до двухзнаков в первой и второй позициях, используя удары «спикккато».

Муз.термины встречающиеся в нотном тексте.

3 класс

Двухоктавные гаммы в 1 позиции (А, F). арпеджио в пройденных тональностях.

Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо

Минорные двухоктавные гаммы в 1 позиции. арпеджио в пройденных тональностях.

Стаккато, легато, нон легато.

4 класс

Мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении (однооктавные во второй и третьей позициях) - G-dur A- dur, B- dur, C- dur.

арпеджио в пройденных тональностях.

Accelerando, ritenuto, rubato.

Однооктавные гаммы в 1 позиции a, e, f (три вида минора)

A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.

5 класс

Повторение гаммового комплекса 4 класса. Двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a.

Однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов.

Dolce, cantabile, maestozo, adgitato

Мажорные двухоктавные гаммы со сменой позиций арпеджио в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur

6 класс

Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор)арпеджио в них.

Assai, subito, molto.

Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков в ключе ( три вида минора) и арпеджио в них.

Poco a poco, piu mosso, meno mosso

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующие функции.

Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока и целях оперативного контроля за успехами обучающегося.

Промежуточная аттестация – основная форма контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофесиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

· качества реализации образовательного процесса

· качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету

· уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

Промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене ( по решению методического совета).

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки; оценкой по пятибалльной системе, выставленной коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля(оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями , установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных общеобразовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние музыкальные специальные учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», « неудовлетворительно». Оценка выносится в выдаваемое свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 класс

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведений

Экзамен

май

3 разнохарактерных произведений

2 класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюды термины

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведения

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых, разнохарактерных произведения

3класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюд термины

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведения

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых, разнохарактерных произведения, произведение крупной формы

4 класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюд термины

Академический концерт

Декабрь

Полифоническое произведение, пьеса (народная песня, танец)

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд, термины

экзамен

май

Произведение крупной формы, пьеса

5 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение крупной формы, пьеса

экзамен

май

Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса

6 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение

крупной формы, пьеса

экзамен

май

Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

· оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

· оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;

· другие выступления ученика в течение года.

·

Примечание:

Лауреаты и дипломанты областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов освобождаются от экзаменов в данном полугодии.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Оценка «5» (отлично)

· артистичное поведение на сцене

· увлеченность исполнением

· художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения

· слуховой контроль собственного исполнения

· корректировка игры при необходимой ситуации

· свободное владение специфическими технологическими видами исполнения

· убедительное понимание чувства формы

· выразительность интонирования

· единство темпа

· ясность ритмической пульсации

· яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» (хорошо)

· незначительная нестабильность психологического поведения на сцене

· грамотное понимание формообразования произведения, средств музыкальной выразительности

· недостаточный слуховой контроль собственного исполнения

· стабильность воспроизведения нотного текста

· выразительность интонирования

· динамическое разнообразие

· единство темпа

Оценка «3» (удовлетворительно)

· неустойчивое психологическое состояние на сцене

· формальное прочтение авторского ноного текста без образного осмысления музыки

· слабый слуховой контроль собственного исполнения

· ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технических задач

· темпо- ритмическая неорганизованность

· однообразие и монотонность звучания

· слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

· частые срывы и остановки при исполнении

· отсутствие слухового контроля собственного исполнении

· ошибки в воспроизведении нотного текста

· низкое качество звукоизвлечения

· отсутствие выразительного интонирования

· метро- ритмическая неустойчивость.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ознакомление ребенка с инструментом

Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом. Если о таких инструментах, как фортепиано, скрипка, флейта, балалайка, ребенок уже имеет представление, то о домре он чаще всего ничего не слышал. Поэтому главная задача - так рассказать об инструменте, чтобы у ребенка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нем.

Для детей 5 - 7 лет это знакомство лучше всего проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации (для лучшего запоминания).

В самом начале обучения учащийся должен получить от педагога подробное представление о домре как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, о том, как он используется в профессиональных коллективах, какие разновидности этого инструмента существуют. Необходимо также ознакомить ученика с важнейшими сведениями о возникновении и развитии народной инструментальной музыки в нашей стране, рассказать ему о лучших исполнителях на русских народных инструментах. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его мелодические и технические возможности и обязательно указать на то, что репертуар для этого инструмента в настоящее время достаточно широк.

Очень важно звуковое восприятие инструмента: чем больше учитель играет, тем интереснее ребенку. Пока он еще не владеет инструментом, он должен знать, какая музыка получается при игре на домре.

Особенности начального обучения.

Первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Дети приходят на занятия теоретически не подготовленные (за редким исключением), и педагог первые занятия посвящает музыкальной грамоте (рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме, о длительностях и т.д.), совмещая это с игрой на домре.

С первых уроков обязательно нужно вводить интонирование песенок голосом, а затем интонирование пьес на инструменте.

Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата, все, чем они занимаются, ново и непривычно.

В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующих большого терпения и внимания, так как у каждого ребенка своя приспособляемость к инструменту, свои психологические и физиологические особенности, которые нужно учитывать.

Дети 5-8 лет легче приспосабливаются к инструменту, привыкают к посадке. Именно на посадку должен обратить особое внимание учитель на первых уроках, так как она очень неудобна и непривычна для ребенка.

Главная задача педагога на первых занятиях с учеником - расположить его к себе, чтобы он не стеснялся и ни в коем случае не боялся учителя, чтобы на уроках была доверительная обстановка общения.

Посадка, постановка.

Для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося важнейшей предпосылкой является выработка свободной и естественной посадки за инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса, приспособляемость к игре на инструменте, освоение наиболее рациональных движений, обусловленных определенными художественными и техническими задачами.

Самое серьезное внимание с первых уроков обучения игре на домре необходимо обратить на посадку учащегося и постановку инструмента. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребенка.

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органической слитности исполнителя с инструментом.

Сидеть следует на половине стула, слегка наклонившись вперед. Левая нога ставится на полную ступню под прямым углом к полу. Правую ногу следует свободно положить на левую, не напрягая мышцы, как бы сохраняя обычное состояние покоя.

Высота стула имеет так же большое значение для правильной посадки учащегося. В начальной стадии обучения игре на домре при стандартной высоте стула под стопу левой ноги ученика следует подкладывать низенькую скамеечку, это создаст условия для правильного положения инструмента и корпуса исполнителя.

Частые ошибки: если стул низкий, правая нога убирается под стул; если ноги "заплетаются в косичку" - это идет от скованности ребенка; если стул очень высокий, то ученик непроизвольно начинает поднимать корпус домры, что приводит к зажатию правой руки.

Важно следить чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника.

Правильная посадка должна отвечать двум требованиям:

1) устойчивость инструмента;

2) свобода движений.

На первом этапе обучения ученик может выполнять дома преимущественно те задания, при которых пока не нужен инструмент. Обращаться к инструменту ученик должен при усвоении отдельных постановочных элементов.

Упражнения начального этапа обучения:

Первый прием, которым овладевает ученик,- пиццикато. Несмотря на его кажущуюся простоту, с ним тоже возникают проблемы. Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка - не просто сказать о том, что нужно нажать на струну, а привести сравнение: прикосновение должно быть таким, как - будто ты гладишь кошечку.

Основная ошибка ученика заключается в том, что он с силой нажимает на струну (некоторые пытаются подцепить струну ногтем). Этого следует избегать и постоянно следить за движением большого пальца, поскольку неправильное звукоизвлечение может привести к появлению водяной мозоли и зажатию правой руки. также нужно следить за тем, чтобы большой палец правой руки не был зажат, а был прямой и мягкий.

Параллельно с изучением пиццикато начинается работа над постановкой левой руки.

Постановка левой руки:

Это один из самых трудных и сложных этапов, как для педагога, так и для ученика, он требует предельного внимания и терпения.

Перед тем как ставить руку на грифе, нужно обязательно сделать несколько упражнений. Например, ребенок должен сложить пальчики, изображая "лапку злой кошки": подушечки согнутых пальцев прижимаются к их основанию. Ребенок должен научиться сгибать и разгибать пальцы, оставляя запястье прямым с убранными косточками тыльной стороны ладони.

Этап этого упражнения - использование карандаша в роли грифа. Когда упражнение начинает получаться, его «переносят» на домру.

С первых занятий на инструменте следует обратить внимание на натяжение струн. Маленьким ученикам тяжело прижимать натянутые струны, и вследствие этого они начинают зажимать запястье, а ладонью прикасаться к грифу.

Если длина пальчиков позволяет, то рука на домре ставиться сразу в первую позицию.

Для большей свободы левой руки и удобства ее постановки желательно реже начинать с полупозиции или совмещать полупозицию и первую позицию, так и играя пьесы.

Упражнения лучше всего делать на второй струне, так как она наиболее удобна для положения руки на грифе. Самая "неудобная" струна - первая, ее следует на начальном этапе избегать. При игре на первой струне ладонь ученика обычно прижимается к грифу, а пальцы прижимают струну не кончиками, а подушечками. И то и другое является очень серьезной ошибкой.

Работая над постановкой левой руки, нужно постоянно следить за запястьем, большим пальцем и положением пальцев на струне.

Запястье должно быть свободным и не прижато к грифу, который лежит на подушечке ладони под указательным пальцем. Косточки тыльной стороны ладони должны быть «убраны».

Пальчики должны стоять на струне ровно, как "молоточки", и не прогибаться. Особое внимание нужно уделить третьему и четвертому пальцам, поскольку они наиболее слабые. Главное правило, которое ученик должен запомнить: когда играет второй (третий, четвертый) палец, все остальные «стоят» на грифе.

Играют на домре четырьмя пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем. При игре аккордами и двойными нотами применяется большой палец. В первой позиции схематически пальцы располагаются следующим образом: 1 - II лад, 2 - III-IV лад, 3 - V лад, 4 - VII лад, большой палец на уровне третьего лада. Такое расположение пальцев на грифе инструмента сохраняется в основном при игре во всех позициях.

Самое тщательное внимание педагогу необходимо обратить на то, чтобы при обучении игре на домре ученик не поднимал высоко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Для фиксации правильной постановки педагог должен подобрать соответствующие упражнения и этюды. Отсутствие специальных упражнений может повлечь за собой дефекты в техническом развитии, неправильную фразировку, несформировавшееся позиционное чутье. Точному исполнению аппликатуры в изучаемых пьесах и этюдах педагог должен учить ребенка с самых первых занятий.

Постановка правой руки:

После того как левая рука немного привыкнет к своему положению на грифе, можно начинать подготовительные упражнения для постановки правой руки; они делаются без инструмента.

Первое, чему нужно научить ребенка, это правильно "складывать" пальчики. Большой палец ставится на указательный сбоку от ногтя, но, ни в коем случае не на подушечку (обратите внимание на то, что палец стоит, а не лежит на указательном пальце). Кисть при этом не напряжена, так как пальцы не сжаты, а свободно прилегают друг к другу.

В запястье должен быть изгиб, который необходим на начальном этапе, так как он освобождает руку.

Следующие упражнения - это упражнения на папке, которая ставиться на колени вместо домры или кладется на них сверху (система упражнений З. Ставицкого).

Касание инструмента мизинцем и безымянными пальцами (на панцире) не постоянно, но часто необходимо, так как представляет собой временную скользящую опору руки и предупреждает приближение медиатора к грифу.

Внутренняя сторона предплечья правой руки опирается на нижний край овала деки, то есть, находится почти на нижнем порожке инструмента так, чтобы удары медиатора по струнам приходились примерно на то место, где кончается гриф (или лады). Такое положение руки гарантирует наиболее сочное и красочное звучание инструмента.

После опоры середины предплечья руки происходит естественный сгиб руки в запястном суставе. Этот сгиб является основным условием, дающим возможность свободного кистевого движения. Первоначальное положение кисти - на одном уровне с предплечьем. Высота кисти над подставкой зависит от индивидуальных особенностей строения руки учащегося.

В процессе постановки правой руки в первоначальный период обучения рекомендуется проводить удары только вниз по
Автор: Ермолович Лариса Герасимовна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации : 5 -7 лет Ермолович Лариса Герасимовна 31 Мар 2015
документ Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» Павловская Елена Амплеевна 20 Мар 2015
документ Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения Корнивский Вячеслав Петрович 20 Мар 2015
документ Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет. Семикова Елена Ивановна 16 Июл 2015
документ учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Сольфеджио" ШУМАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА 20 Мар 2015
документ ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП. 01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано» Храмешкина Ирина Павловна 20 Мар 2015
документ учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Музыкальная литература" ШУМАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА 20 Мар 2015
Программа учебного предмета '' Специальность (баян, аккордеон),, . Срок обучения 7 лет. Ольга Милиевна Попова 11 Дек 2018
документ БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» ШУМАКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА 19 Апр 2015
документ Программа по учебному предмету "Ансамблевое музицирование" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств "Струнные инструменты" Миловидовой Т.В. Миловидова Татьяна Васильевна 21 Мар 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год Овсепян Гоар Матевосовна 30 Мар 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год Овсепян Гоар Матевосовна 30 Мар 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год Овсепян Гоар Матевосовна 7 Апр 2016
документ Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА» Чистякова Анися Абдулловна 20 Ноя 2015
документ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ДМШ и ДШИ по предмету «Ударные инструменты" (Срок реализации 5-7 лет) Кулиев Альберт Эюбович 20 Мар 2015
документ Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года Наталья Николаевна Шаповаленко 21 Мар 2015
документ Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/ Сиюткина Ольга Федоровна 1 Апр 2015
документ Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года. Ческидова Валентина Григорьевна 7 Апр 2015
документ Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. Кучерова Дарья Викторовна 20 Ноя 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху» 2. 3. 4. 5. Карахтанова Нина Николаевна 8 Дек 2015
документ Программа кружка «Поделки своими руками». Программа рассчитана на 5-8 классы. Срок реализации программы – 1 год Симигук Елена Ивановна 20 Мар 2015
документ ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год Зубарева Галина Михайловна 1 Апр 2015
документ Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год. Кваша Валентина Станиславовна 31 Мар 2015
документ Образовательная программа Творческого объединения « Кудесники» Срок реализации: 5 лет. Ворушилина Татьяна Евгеньевна 19 Фев 2016
документ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет Лазуркина Тамара Васильевна 26 Окт 2015
документ СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет Красавина Фания Халимовна 21 Мар 2015
документ СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет Красавина Фания Халимовна 21 Мар 2015
документ План реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маска» Мухина Светлана Евгеньевна 30 Янв 2016
документ Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист» Кунакбаева Елена Юсуповна 19 Мар 2016
документ Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года Вершки и корешки. Поварницына Светлана Анатольевна 20 Мар 2015
разное Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год Фот Станислав Алексеевич 2 Окт 2015
документ «Формирование системы духовно-нравственных ценностей, социального опыта, здорового образа жизни учащихся в развивающейся образовательной среде» Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Срок реализации: 5 лет Возраст де Рябова Галина Ивановна 7 Дек 2015
документ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в младшей «Б» группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 учебный год Шурыгина Лариса Николаевна 21 Авг 2015
документ Рабочая учебная программа воспитателя второй младшей группы № 10 «Улыбка» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. (По ФГОС) Курманова Наталья Станиславовна 5 Апр 2015
документ Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС) Меркулова Татьяна Владимировна 5 Апр 2015
документ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами» Удовенко Татьяна Мансуровна 21 Мар 2015
документ Создание дополнительной общеобразовательной программы «Азбука танца» Журавлев Кирилл Владимирович 12 Сен 2015
документ Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение". Семикова Елена Ивановна 1 Авг 2015
документ Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет) Оксана Михайловна Чернявская 31 Мар 2015
документ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты) Кривобокова Лидия Викторовна 21 Мар 2015