СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации : 5 -7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ямальская детская музыкальная школа»
Мыскаменское отделение
Разработчик: Ермолович Л.Г.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Народные инструменты»
Срок реализации : 5 -7 лет
Мыс Каменный
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» гитара является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) в детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств проводятся в объеме 7(8) или 5(6) лет обучения в зависимости от возраста, музыкальных данных и индивидуальных особенностей учащихся.
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента.
Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.
Форма проведения аудиторского учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 30 минут.
На раннем этапе обучения (1,2 классы) возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат.
Цель: приобщение обучающегося к искусству, музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков музыканта-исполнителя.
Задачи:
· гармоническое развитие технических и художественных навыков учащегося.
· развитие музыкального слуха
· воспитание и развитие метроритмического чувства
· формирование навыков чтения нот с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста
· развитие таких личных качеств, как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, самостоятельность
· осознание ценности для окружающих своей музыкально-творческой деятельности.
Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.
Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации.
Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности.
На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи—с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.
КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Срок обучения 5 – 7 лет с дополнительным годом обучения
класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
этюды
4 -6
4-6
2 -4
2 - 4
2 -3
2-3
2-3
народные песни и танцы
5-8
4-6
2-3
2-3
1-2
1-2
1-2
пьесы
6-8
4-7
3-4
2
2
1-2
1-2
Кантилена или произведения с элементами полифонии
1
1
1
1
1
1
1
Произведение крупной формы
-
1
1
1
1
1
1
ансамбль
2-4
2-4
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
Всего:
18-27
16-25
11-16
10-14
9-12
8-12
8-12
Технический минимум
Срок обучения 5-7 лет с дополнительным годом обучения
Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.
класс
Ι полугодие
ΙΙ полугодие
1 класс
Музыкальные термины: f, p, mf, mp.
Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.
2 класс
Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой позиции.
Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте
Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой и второй позициях.
Муз.термины, встречающиеся в нотном тексте.
3 класс
Двухоктавные гаммы в 1 позиции (Е, А). арпеджио в пройденных тональностях.
Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо
Минорные двухоктавные гаммы в 1 позиции, арпеджио в пройденных тональностях.
Стаккато, легато, нон легато.
4 класс
Мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении (однооктавные во второй и третьей позициях) - G-dur A- dur, B- dur, C- dur.
арпеджио в пройденных тональностях.
Accelerando, ritenuto, rubato.
Минорные гаммы в 1 позиции с переходом в другие позиции a, e, f (три вида минора)
A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.
5 класс
Повторение гаммового комплекса 4 класса. Двухоктавные в разных позициях G, A, g, a.
Двухоктавные гаммы от 1-5 лада
Dolce, cantabile, maestozo, adgitato
Мажорные двухоктавные гаммы со сменой позиций арпеджио в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur
6 класс
Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор),арпеджио в них.
Assai, subito, molto.
Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков ( три вида минора) и арпеджио в них.
Poco a poco, piu mosso, meno mosso
7-8 класс
Повторение гаммового комплекса 6 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор),арпеджио в них.
Повторение гаммового комплекса 6 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков ( три вида минора) и арпеджио в них.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующие функции.
Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока и целях оперативного контроля за успехами обучающегося.
Промежуточная аттестация – основная форма контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофесиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
· качества реализации образовательного процесса
· качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету
· уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
Промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене ( по решению методического совета).
Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки; оценкой по пятибалльной системе, выставленной коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля(оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями , установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных общеобразовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние музыкальные специальные учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», « неудовлетворительно». Оценка выносится в выдаваемое свидетельство об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
класс
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования
1 класс
Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведений
Экзамен
май
3 разнохарактерных произведений
2 класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюды термины
Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведения
Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд
экзамен
май
2 разностилевых, разнохарактерных произведения
3класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюд термины
Академический концерт
Декабрь
2 разнохарактерных произведения
Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд
экзамен
май
2 разностилевых, разнохарактерных произведения, произведение крупной формы
4 класс
Технический зачет
Октябрь
Гаммы, этюд термины
Академический концерт
Декабрь
Полифоническое произведение, пьеса (народная песня, танец)
Технический зачет
Февраль
Гаммы, этюд, термины
экзамен
май
Произведение крупной формы, пьеса
5 класс
прослушивание
декабрь
Полифоническая пьеса, этюд
прослушивание
февраль
Произведение крупной формы, пьеса
экзамен
май
Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса
6 класс
прослушивание
декабрь
Полифоническая пьеса, этюд
прослушивание
февраль
Произведение
крупной формы, пьеса
экзамен
май
Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса
7 – 8 класс
прослушивание
декабрь
Полифоническая пьеса, этюд
прослушивание
февраль
произведение крупной формы, пьеса
экзамен
май
Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
· оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;
· оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;
· другие выступления ученика в течение года.
Примечание:
Лауреаты и дипломанты областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов освобождаются от экзаменов в данном полугодии.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Оценка «5» (отлично)
· артистичное поведение на сцене
· увлеченность исполнением
· художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения
· слуховой контроль собственного исполнения
· корректировка игры при необходимой ситуации
· свободное владение специфическими технологическими видами исполнения
· убедительное понимание чувства формы
· выразительность интонирования
· единство темпа
· ясность ритмической пульсации
· яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо)
· незначительная нестабильность психологического поведения на сцене
· грамотное понимание формообразования произведения, средств музыкальной выразительности
· недостаточный слуховой контроль собственного исполнения
· стабильность воспроизведения нотного текста
· выразительность интонирования
· динамическое разнообразие
· единство темпа
Оценка «3» (удовлетворительно)
· неустойчивое психологическое состояние на сцене
· формальное прочтение авторского ноного текста без образного осмысления музыки
· слабый слуховой контроль собственного исполнения
· ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технических задач
· темпо- ритмическая неорганизованность
· однообразие и монотонность звучания
· слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
· частые срывы и остановки при исполнении
· отсутствие слухового контроля собственного исполнении
· ошибки в воспроизведении нотного текста
· низкое качество звукоизвлечения
· отсутствие выразительного интонирования
· метро - ритмическая неустойчивость.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.
Посадка
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.
Постановка правой руки
Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.
Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.
Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.
Звукоизвлечение
Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.
Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.
Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.
В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Приемы звукоизвлечения
Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.
Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.
Постановка левой руки
Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне — увеличивается.
С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.
При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.
Учет успеваемости
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах (5 и 7 классы) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8 классы). В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически, 2-3 раза в полугодие. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.
Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуществляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.
Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступление ученика в году.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
б) оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
в) другие выступления ученика в течение учебного года.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
Требования рассчитаны на семилетний курс обучения. В пятилетнем курсе пятый (выпускной) класс примерно соответствует седьмому (выпускному) классу настоящих требований. Для учащихся общих отделений требования могут быть сокращены или упрощены соответственно их индивидуальному уровню музыкального и технического развития.
Первый класс
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних позициях (V-VΙΙ). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Хорошо подготовленным учащихся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций и гамм в одну - две октавы в первой позиции, ознакомление с приемом баррэ.
Второй класс
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизв-лечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы, а также изучение гамм в пределах четырех первых позиций (i-nt, тирандо).
Третий класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение
Автор: Ермолович Лариса Герасимовна