"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."
Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила Анатольевна
Социально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.
Социально – трудовая подготовка проводится в единстве с коррекционно -развивающимся педагогическим процессом.
Одним из задач этой подготовки учащихся являются следующие: раннее выявление и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению доступных и широко распространенных профессий (слабость руки, нарушение пространственного анализа и синтеза, нарушение зрительно-моторной координации, недостаточность мелкой моторики и др.)
Формирование у детей в процессе трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планирования работы, навыков самооценки и самоконтроля. Этому в значительной мере способствуют занятия изобразительного искусства.
Задача школы и родителей, говорил Сухомлинский, - «дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других. Рисование и трудовые навыки дают широкие возможности для общего развития ребенка, эстетического воспитания и практической подготовки к жизни и труду. Оно дает возможность пробудить у детей способность к эмоциональному, эстетическому восприятию окружающей действительности, развивать воображение, творческие способности, воспитывать художественный вкус.
В своей работе я придаю большое значение оборудованию, наглядным пособиям и материалом для рисования. От этого условия зависит продуктивность эстетической деятельности учащихся. Я, полностью согласна с тем, что если правильно организовать занятия искусством, то у любого ребенка художественные способности можно развить до высокого уровня и считаю, что детей абсолютно неспособных, нет. И «неспособность» человека почти всегда объясняется тем что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного эстетического воспитания.
В этом плане я хочу поделиться с вами опытом своей работы. С первых занятий я начинаю работать с гуашью. Очень яркие цветовые гаммы красок привлекают внимание детей, а также ею просто и удобно работать особенно на занятиях декоративного рисования. Затем знакомлю с техникой работы акварелью. При работе с акварелью часто использую восковые мелки. На последующих занятиях использую и акварель и гуашь.
Ведущее место в обучении детей основам реалистического рисунка занимает рисование с натуры. Образец модели для рисования я готовлю заранее. Подбираю соответствующий фон, чтобы он гармонировал с плоскостью, на которой расположены предметы изображения. Развитие у детей зрительного восприятия, наблюдательности и внимания в процессе рисования должно быть одновременно направленно и на анализ характерных особенностей формы и строения предметов, которые предстоит им рисовать и на посильную эстетическую оценку рисуемого. Разнообразие форм и цвета в природе может быть показано детям в процессе рисования таких моделей из природы, как осенние листья, веточки березы, вербы, сосны, простой по форме весенний или осенний цветок, бабочка и другое. Способность любоваться изяществом строения листка или веточки красотой окраски цветка или бабочки пробуждают у ребенка любовь и интерес к природе. Развиваясь и углубляясь, эта способность переходит в умение видеть прекрасное в жизни.
Большое значение при этом имеет и речь педагога. Поэтому, готовясь к занятию, тщательно продумываю свое объяснение рассказ. Живое образное слово не может быть заменено никакими другими методами и приемами. Такие определения качеств предметов, как легкий пушистый прозрачный нежный (про веточку или траву) сочный румяный золотистый (про плод) нарядный (про узор) всегда у детей вызывают живой отклик.
На художественные качества я обращаю внимание детей систематически как при анализе моделей в классе в процессе рисования, так и при наблюдениях на прогулке. Это уже относится к тематическому рисованию. Например, при рисовании на тему: Времена года, город в праздничные дни, космос на тему прочитанных рассказов, стихов, сказок, басен я указываю, что и как наблюдать, показываю ребятам изображение соответствующих предметов, анализирую эти предметы, каждый раз выполняю рисунок на доске, а если рисунок в цвете, то упражнение цветового решения выполняю красками на листке бумаги. Например, окраска осенней листвы цвет весеннего неба или цветовая гамма неба в ясный морозный день окраска стен домов стекол в окне домов и прочее.
Особенно сильно воздействует на воображение детей иллюстраций сказок и басен, их красочность, декоративность, затейливость. Под моим руководством дети определяют, что надо нарисовать, чтобы передать содержание определенного момента из сказки или басни, представить себе каким надо изобразить тот или другой предмет, или персонаж, какие подобрать цвета.
Дети с большим удовольствием работают на занятиях рисование с натуры, будь то отдельные предметы или натюрморты - тематического рисования, но особый интерес у детей вызывают занятия декоративного рисования, на которых дети рисуют узоры, орнаменты знакомятся с декоративно – прикладным искусством, с его образцами. Анализируемые образцы развивают у детей эстетический вкус, чувство композиции, ритма, цвета. Декоративно – прикладное искусство широко вошло в быт современного человека. Человек по своей натуре художник и с давних времен он привык для себя создавать красивые вещи, украшать орудия труда и жилье изображениями различных растений, зверей и птиц. Декоративное искусство развивает вкус, творческие способности, фантазию детей, учит понимать особенности этого вида искусства. При этом дети узнают, что цель декоративного рисования не изображение с натуры, а украшение. И что, например, кайма, на косынке выполненная из ягод и листьев малины черным цветом детей уже не смущает. На занятиях декоративного рисования дети учиться (перерабатывать) преобразовывать в декоративные. У них вырабатывается умение упрощать формы в целях применения их в узоре. Всякое изображение, прежде чем применить его для узора необходимо творчески переработать или стилизовать.
Во время бесед я показываю детям изображение предмета выполненного с натуры и стилизованное, и ребята приходят к выводу что, например рисунок лошади, выполненный с натуры совершенно не смотрится на ткани, а цветы, нарисованные с натуры - на обоях уже с рисунком он пестрит деталями и утомляет зрение при этом ткань, обои получаются некрасивыми. При этом совсем не обязательно сохранять цвета натуры. В узорах мы можем встречать красные елочки, голубых зайчат, синих птиц и т.д. На занятиях декоративного рисования дети знакомятся с образцами декоративной резьбы по дереву, кости, с узорами, используемыми в кружевах, с декоративной росписью по дереву – Хохломская роспись, Городецкая, с росписью подносов – Жостовская роспись, с росписью по фарфору – Гжель, с росписью Палехских мастеров. Живо интересно и результативно проходят занятия по оформлению посуды. Из папье-маше изготавливаем блюда, тарелки, вазы, а затем выполняем их роспись. С большим интересом дети любят расписывать игрушки, изготовленные из пластилина с применением папье-маше. Предварительно проходит знакомство с русской игрушкой: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Русская матрешка. Занятия изобразительным искусством преподносят благодатный материал для развития гармоничной личности детей. Задействовано здесь абсолютно все - внимание, память, творческое воображение, творческие способности, при этом вырабатывается усидчивость, аккуратность и конечно трудолюбие.
Трудолюбие – это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать, тогда - когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя.
Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир.
«Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский.)
Автор: Омельчук Людмила Анатольевна