Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.
Эстетическое образование является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием. Коррекционные занятия благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально-волевой сферы, что очень важно для общего развития детей. Музыкальное развитие стимулирует детей к определенной самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности. Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается в тех учебных группах, которые стабильно занимаются: учащиеся в них заметно организованнее и активнее. Необходимо, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, поэтому надо включать музыку во все виды деятельности учащихся. Можно использовать музыку в проведении физкультурных минуток, включать музыкальные фрагменты в уроки развития речи, альтернативного чтения, ручного труда и любых других занятий.
Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы, Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на ребенка. Реакция на музыку у аномальных детей может быть различной. Заторможенных детей она часто выводит из оцепенения. Они начинают двигаться, пытаются что-то подпевать. На некоторых сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия. Работая с детьми 1-го года обучения сложно переоценить роль музыки в образовательном процессе. Многие дети с умственной недостаточностью обладают хорошими музыкально-слуховыми данными. Они верно поют, хотя говорят с трудом. Потешки, попевки, маленькие песенки (их хорошо именно пропевать) используются на уроках развития речи, альтернативного чтения. Можно использовать музыкальные фрагменты или «живую» музыку во время рисования, либо рассматривания картины, картинки. Дети эмоционально реагируют на музыку разного характера и педагог, используя картинки, игрушки и другие вербальные и невербальные средства общения объясняет им услышанное. Необходимо работать над обогащением словарного запаса детей, объясняя значение новых слов, спрашивать, как они понимают те или иные слова или фразы. Работа по развитию речи способствует формированию умения подобрать верные определения, соответствующие прослушанному. Урок музыки интегрируется с занятием по развитию речи.
Работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушениями опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо. Хлопки в ладоши, сжимание и разжимание кистей, вращение и помахивание кистями и другие упражнения развивают тонкую моторику . Все движения выполняются совместно с педагогом. Такой метод работы возможен только при использовании фонограмм, он очень эффективен. Учащиеся, глядя на педагога, стараются в точности копировать движения, начиная с самых простых движений руками и ритмических, шаговых движений. На начальном этапе проще удаются движения на месте со знакомыми предметами (платочки, флажки), «игра с водой», «собираем камешки», «игра с мячом», совершенствуется координация движений, развивается функция воображения. Занятия проходят в живой, эмоциональной форме, с использованием подвижных игр; упражнения сопровождаются стишками, песнями. Нужно учить детей выполнять движения в определенном направлении (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз). Называть детям направление необходимо одновременно с показом. Таким образом музыка используется на уроках графики и письма, элементарных математических представлений, делая их ярче, красочнее, интереснее для детей. С младшими детьми это игры с предметами (флажок, игрушки) под музыку: поднять, опустить, спрятать, держать в одной руке, затем в другой. Детям показывают звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, трещотки), учат прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, обыгрывают игрушку до тех пор, пока ребенок не начнет узнавать её звучание без труда. Дети с удовольствием сопровождают музыкальное произведение «игрой» на барабане, бубне, дудке, металлофоне и других инструментах. Эти музыкальные игрушки используются в играх «узнай инструмент», «угадай, на чём играю». В первом случае дети видят инструменты, слушают звучание и пытаются найти их на карточках; во втором случае музыкальные игрушки ставятся за ширму, и дети по звуку пытаются определить, какой инструмент они слышат. Нет урока, который благодаря использованию музыки не становился бы наиболее красочным, интересным, наиболее понятным для детей.
Основная роль в занятиях младших школьников отводится игре. Использование игровых примеров, игровых ситуаций дает возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечить хорошую организацию занятия. В своей работе я использую предметные, сюжетно-ролевые, имитационные игры и игры-драматизации или театрализованные игры.
Роль музыки на уроках и во внеурочной деятельности велика. Многие педагоги, работающие с детьми данной категории, отмечают большое влияние на них музыки фортепианной. Я много раз убеждалась, как внимательно и заинтересованно дети слушают «живую» музыку. Ее надо включать в проведение праздников, различных мероприятий. При проведении Новогоднего праздника под фортепианное сопровождение дети пели простейшие песенки, делали игровые движения – имитации. Для детей, ночующих в интернате под музыку надо проводить утреннюю гимнастику. Необходимо как можно больше использовать музыку при проведении уроков и внеклассных мероприятий, т.к. она стимулирует детей к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности, способствует формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся, стимулирует эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.
2. Евтушенко Н.В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. – 352 с.
Автор: Левицкая Анна Олеговна