ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»
МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Составитель: Ермолович Л.Г.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»
«Родители, - писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, - могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы – играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей».
Все дети музыканты
По мнению японского учителя Шиничи Сузуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыканты, без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.
Главные учителя – родители
Никто так, как родители, не любят своих детей. Папы и мамы становятся для учеников главными помощниками, а порой и главными учителями. Вы – родители, иногда должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми. А если кто желает – сами учиться играть на гитаре вместе с детьми.
Наша с вами цель - не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека.
Родители – коллеги педагогов
Для того чтобы правильно научить и воспитать детей, вы - родители, и мы - педагоги, должны постоянно учиться. Есть семьи, где папа и мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь в их обучении.
Отношения учителя и родителей
Я уверена, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Обучение игре на гитаре – дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что мы – преподаватели, чтобы выстроить правильную линию поведения, должны знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.
Мы – учителя, имеющие не только профессионально – педагогическую подготовку, но и опыт общения со многими детьми, можем подсказать вам – родителям, как именно вы
можете помочь в занятиях музыкой своим сыну или дочке.
Мой педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но часто и те и другие учатся у детей. Учатся у учеников, у которых есть своя логика, свой взгляд, свое понимание жизни.
В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
У детей разный темперамент
Чтобы правильно организовать домашние занятия на инструменте, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности своего ребенка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника( живой, подвижный ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок ( спокойный, с несколько замедленной реакцией), напротив, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легкоранимыми детьми меланхолического склада, у которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.
Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.
Первый период обучения на инструменте самый трудный
Особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах. Если на фортепиано ребенок нажимает на клавишу и извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий гитарист первое время издает не совсем чистые и приятные звуки. Мы – педагоги чаще играем для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит гитара на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.
Цель – целью, но дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того, чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малыша – эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату. В этом случае на помощь придет материальный стимул, помогающий пройти этот трудный период.
Для успокоения родителей добавлю, что этот период длится сравнительно не долго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичны.
Внимание к музыкальным занятиям
Для стимулирования музыкальных занятий ребенка, многое делаем мы – учителя музыкальных школ: даем играть пьесы, которые нравятся ученику, организовываем классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и вам – родителям.
Мало просто отдать ребенка в музыкальную школу. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к своим занятиям музыкой, если он чувствует, что они к его исполнению равнодушны, вряд ли можно рассчитывать на успех. Игра на инструменте рассчитана на слушателя. Как писателю нужны читатели, так музыкантам – слушатели.
Жена Святослава Рихтера рассказывала, что великий пианист любил, чтобы она присутствовала, когда он занимался дома.
Если ребенок разучивает какое- то музыкальное произведение, а вы заняты какими – то
другими делами и не можете посидеть и послушать его, непременно скажите, что вам нравится пьеса, что вы с удовольствием слушаете его игру. Ребенок будет стараться сыграть как можно лучше специально для вас. В данном случае уровень искренности не так уж принципиален.
Дети любят домашние концерты, на которых присутствуют близкие люди. Особенно им нравятся концерты совместные: поет бабушка, а ребенок аккомпанирует или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.
Доброжелательная атмосфера на уроке
При занятиях музыкой атмосфера на уроке должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение, как к занятиям, так и к самой музыке.
Родители, постоянно ругающие своих детей – учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребенок, и тем самым вызывают у него сомнения в своих возможностях.
Играйте на равных
Родители, желающие развить творческий потенциал своего ребенка, должны попытаться сами действовать не по шаблону – вести себя с ребенком на равных: в стремлении фантазировать, в играх с детьми.
Откажитесь от ложного стереотипа «взрослого» поведения – «впадите в детство», чтобы ребенок почувствовал, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.
Музыка – одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей.
Занятия музыкой делают человека сильнее
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического ведения мира, но и развивает такие качества, как: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « Музыка должна высекать огонь из мужественной души».
В истории немало ярких примеров воздействия музыки на человека и даже на массы людей.
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или 7-я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года в осажденном Ленинграде. Причем многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.
Великие люди о музыке
Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.
Стендаль: « Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».
И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».
Ч. Дарвин: « …Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое – то количество стихов и слушать какое –то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее. На нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».
А.И. Герцен: « Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»
И.С. Тургенев: « Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!
Автор: Ермолович Лариса Герасимовна