Духовно-нравственное воспитание у обучающихся начальных классов с логоневрозом
Шуманкова Ольга Викторовна, учитель-логопед
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа №160»
Духовно-нравственное воспитание у обучающихся начальных классов с логоневрозом
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением отечественных традиций, уклада жизни, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем образовании и современном обществе.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является не только первостепенной задачей (часто нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьей), но и средством преодоления разобщенности: между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях с логоневрозом, отличающихся от сверстников, у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью, бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным.
Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное без принуждения, послушание учащихся. «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которое не явилось бы следствием моей глубокой любви к детям», - писал И.Г. Песталоцци [1. с.68].
В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что для жизни в нашем мире не нужно лжи, зависти и лести; необходимо понимать, что лишь добро, ответственность, взаимопомощь сделают нас счастливее. Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в ребенке необходимо с самого рождения, и в процессе этого воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методики, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека, но и будут способствовать становлению действительно одаренной личности.
Основная цель моей педагогической деятельности - коррекция речевого дефекта у обучающихся с логоневрозом.
Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:
• укрепление нравственности, основанные на духовных традициях,
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование осознанного и уважительного отношения к православной культуре;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
В процессе коррекционной работы с обучающимися, страдающие логоневроз, приходилось искать наиболее эффективные методы и приёмы, таким образом, вышла на методику Сергея Александровича Рачинского.
Известный ученый и педагог С.А. Рачинский, несколько десятилетий проработавший в дореволюционной сельской школе, успешно применял в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей. У С.А. Рачинского сложилась система работы с такими учениками. Он писал, что "чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающемуся". В своих работах он говорил, что церковнославянский язык содержит такие синтагмы, которые способны лечить.[2] Необходимым условием успеха Рачинский С.А. считал и тот благочестивый опыт, который получает ученик, участвуя во все полноте православной жизни", при которой снимаются переживания, затрудняющие выздоровление.
С.А. Рачинский также придавал огромное значение церковному пению "Тому, кто знаком с нашим богослужением, - писал он, - кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки"[3]
Вразумительное церковное чтение, пение вырабатывает четкую дикцию, устраняет заикание, поднимает общую культуру речи, что в настоящее время весьма актуально.
Мои занятия проходят в каникулярное время, опираясь на духовные законы, можно достичь, казалось бы, невозможного: сделать речь заикающегося человека неотличимой от общепринятого эталона.
В своей работе использую самые разнообразные методы (наглядный, словесный, практический, игровой), для создания у детей положительного эмоционального отношения к православной культуре. Большое внимание уделяю чтению текстов нараспев, очень протяжно на старо-славянском языке, Материалом для этого чтения служат, почти исключительно, псалмы. Прослушивание колокольного звона, коллективное исполнение детских песен, дети с удовольствием все исполняют.
С помощью плакатов, картин, презентаций, бесед, чтения книг, знакомимся с историей и православной культурой храмов Омского района, таких как, храм во имя Казанской иконы Божий Матери, храм во имя Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Совместно с родителями проводим выставки, мероприятия, посвящённые православным праздникам. Где предоставлены рисунки, поделки обучающихся.
Планируем, совместно с родителями, организовать паломничество в Свято Никольский монастырь. Ведь деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка. Увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Сейчас некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В своей работе я пытаюсь найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяю содержание и формы педагогического просвещения. Так для наших родителей оформлен сменный информационный уголок по вопросам воспитания детей, подобрана литература по семейному, православному воспитанию.
Православная культура воплощена в доступных для школьников формах: песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение православной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию духовной личности ребёнка.
Педагог является посредником в передаче духовно-нравственных ценностей. От его личных ценностных ориентаций во многом зависит отношение подрастающего поколения к окружающему миру. «Недостаточно научить человека специальности, – говорил А. Эйнштейн. – Таким путем он превратится в полезную машину, но не станет полноценной личностью… Он должен получить представление о том, что является хорошим и моральным» [4].
Практический эффект применения методики С. А. Рачинского заключается в значительном уменьшении запинок в речи, в положительном изменении психологического состояния человека, страдающего логоневрозом, часто выражающемся в исчезновении самого невроза.
Таким образом создание оптимальных условий путем кропотливой и целенаправленной работы, можно отметить положительную динамику процесса формирования плавной речи. Не оставив ребят с проблемой наедине, ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть настоящими людьми.
Литература
1.И.Г. Песталоцци Избранные педагогические сочинения. В двух томах. М.: Педагогика, 1981
2. «Сельская школа. Сборник статей С.А.Рачинского». Издание 5. СПб., 1902
3.Рачинский С.А. Заикание и церковно-славянское чтение Спб.:Сельская школа ,1910 г.
4.Scorher.ru frt/theory/air/goa.php
Автор: Шуманкова Ольга Викторовна