экологическое воспитание детей-консультация для родителей
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
Вечканкина Г.Г.
Детский писатель Снегирев Геннадий Яковлевич: «Еще лет десять назад под экологическими проблемами больше понимали проблему какого-то конкретного географического объекта. Говорили о том, что гибнут леса, реки, озера, и упускали из поля зрения человека, хотя и твердили как молитву: «Все для блага человека, все во имя человека». Сейчас же мы все больше осознаем: главная жертва технократического террора – человек, т.е. мы с вами. Это одна сторона проблемы. А другая – мы сами. Какие мы?»
Г. Снегирев. Приведу простой пример. Зоопарк. Каждый зоопарк имеет культурное значение; кроме того, зоопарк поддерживает генофонд тех видов, которым грозит вымирание. Каково же отношение к зоопаркам сейчас у нас? Ужасное, по сравнению с западными странами. По-моему, в Московском зоопарке нужно устраивать демонстрации под лозунгом: «Дайте свободу узникам зоопарка!» Не забывайте, что зоопарк наш открыт, по крайней мере новая его территория, в 1863 году. Сто с лишним лет тому назад! Какая же картина предстает перед нами? Убогая коллекция зверей, которые часто болеют. Самое ужасное – приходится охранять их от людей. Однажды в холодный осенний день у вольеров с тигром и медведем я встретил знакомого, который не отходил от двух посетителей, подле которых примостилась на веревке собака – дворняжка. (Мой знакомый, пенсионер, подрабатывал тем, что сторожил зверей.) Я отозвал его в сторону: «Что ты хочешь? – спросил я его. – зачем ты стоишь около них?» «как зачем? Ведь они бросят собаку тигру». – «А разве так бывает?» - «Конечно бывает…»
Или история с медведицей Машкой. Было это несколько лет назад. Ей бросили яблоко, а в яблоко вложили иголки и опасную
бритву. Она погибла. Как это назвать? Зверством. Зверским отношением к животным, которое потом переходит в зверское отношение к людям. Разве так поступают. Например, люди тайги и тундры? Некоторые считают их недостаточно культурными, мол, живут в чумах, едят сырое мясо. А как люди тайги и тундры относятся к животным? Прогоняют стадо оленей мимо чума. Нужно выбрать оленя, чтобы забить на мясо. Оленеводы осторожно накидывают кожаный аркан на рог и подтягивают животное. Ближе, ближе… Вынимается ритуальное копье (его передают от деда к отцу, от отца к сыну). Один точный удар в сердце, и олень падает на передние ноги. Хозяйка чума выносит веточки полярной ивы и подкладывает их оленю по голову, чтобы душа его уходила с миром.
А отношение к собакам? Вот собрались у костра, едят мясо. Тут же сидят собаки, как равные. Никто их никогда не обидит. Даже в голову никому не придет такое. Как – то я обратил внимание на то, что все собаки ели нормально, а одна не чуяла мяса. Ей подносили кусок прямо к носу. Мне рассказали, что лет пять назад на хозяина чума неожиданно напал медведь. Он не успел вскинуть ружье. Медведь растерзал бы его, если бы сзади в «штаны» (так называется длинная шерсть на задних лапах медведя) не вцепилась эта собака, оленегонная лайка, маленькая и умная. И пока медведь крутился и рвал собаку, охотник успел убить его. Собаку зашили. Но она ослепла и потеряла нюх. С тех пор прошло пять лет. Эта собака может прожить еще пять, семь лет, все равно ее будут кормить так же, как и всех остальных собак. Я считаю, что это и есть культура.
А вот другой пример. Человек с высшим образованием, офицер, приехал в отпуск на приток Оби – реку Назым. Решил развеяться, половить рыбки, поохотиться. Пошли мы с ним на моторке в самое верховье. На обратном пути вдруг он вскочил м с криком «Бей все живое! Стреляй!» начал стрелять ястребов, воронов лесных, ворон. Подумайте: бей все живое! Кошки мешают, собаки мешают, дети мешают. Все мешает. Этот лозунг незримо парит над головой каждого городского мужчины. И не только городского. Это, на мой взгляд, мещане новой формации, которые на вид и патриоты, и любят свою родину…
Да, Геннадий Яковлевич, все это следует понимать как отсутствие культуры в самом широком смысле. Вспомним, что у нас в стране с 1939 по 1967 год в школах преподавали не просто плохую биологию, а антибиологию. Это был по сути лысенковский курс. И все люди, которым сейчас от 38 до 66 лет, воспитаны на лозунге «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Вспомним старые фильмы. С какой радостью показывали, как валится лес! Эта гордость даже перекочевала в детскую литературу. Покорители природы с гордостью и восторгом говорили о своих победах:
Где вчера катались лодки, -
Заработали лебедки.
Где шумел речной тростник, -
Разъезжает паровик.
Где вчера плескались рыбы, -
Динамит взрывает глыбы.
Кстати, это стихотворение С.Я. Маршака до сих пор «украшает» школьную «Книгу для чтения»… Теперь надо добиваться экологической переподготовки всех слоев населения и всерьез заняться экологическим – шире – культурным воспитанием детей.
Г. Снегирев. И с самого нежного возраста. Достаточно на прогулке обратить внимание ребенка, скажем, на пробившуюся весеннюю травку, на то, как из маленькой икринки выклевывается малек. Это же чудо для ребенка. Он и жизнь тогда будет воспринимать как чудо. И относиться к ней бережно.
Важен еще один момент: чтобы человек не успел бы к чему – то привыкнуть, иначе «это» перестанет быть для него чудом. Окружающая нас природа… Мы перестаем удивляться синему небу, рекам, морям, горам, цветущей степи, тайге. А если убрать окружающую нас красоту? Разве можем мы прожить? Представьте, что лес умолк. Это уже не лес!
Очень важно, чтобы в доме жил какой-нибудь зверек. Если не собака, то кошка, если не кошка, хотя бы хомячок. А еще лучше аквариум. Для ребенка аквариум – целый мир. Ведь там можно создать небольшой прудик, где будут жить растения, плавать рыбки. Только нужно уметь содержать его. У нас ведь, к сожалению, утеряна культура аквариума. Даже отечественного, которому столько времени и трудов посвятил Николай Федорович Золотницкий. Почитайте его книгу, изданную до революции, «Аквариум любителя». В ней целый раздел посвящен отечественному аквариуму: как содержать рака, карасиков…
Все интересно в природе! Посмотрите на лесную лужу. Вот лужа
весной. Водяная гречиха растет. Ряска. Лужа кишит животными: жуки – плавунцы, головастики, тритоны в брачном наряде. Прекрасно! Наступает лето. Лужа исчезает. Головастики превращаются во взрослых лягушек, прыгают по лесу. А остальные? Жучки откладывают яички. Яички замирают на дне. Водяные клопы – тоже своего рода яички в скорлупках. Они могут выдержать засуху. Могут выдержать и мороз, снег. Там, где была лужа, проезжает телега, трактор, ходят люди. Они забыли про лужу. Осень. Холодный ветер рвет листья с деревьев, дорога покрывается опавшими листьями. А зимой там, где была лужа, проходит лиса, оставляя следы, пробегает волк или проскочит заяц. Зима лютая… И вдруг в апреле опять капель, бегут ручьи, появляется лужа, чудесная лужа, где кипит жизнь, где живут удивительные тритоны, головастики, плавунцы, красные рачки в панцире. Все живет, все дышит, все радуется жизни – только смотри внимательно.
Все начинается с детства, все закладывается в детстве. Мы должны это понимать и знать. Детство – трудный возраст. Но наша задача – не напугать ребенка страхами жизни, надуманными скорее всего. Пусть ребенок будет самостоятельным, и меньше опеки в детском саду, меньше всяких запретов, всяких «нельзя». Как воспитывают детей народы тайги и тундры? Ребенку говорят: «Это огонь. Ты обожжешься». Если упал, его быстро вытащат из костра. Больше он не подойдет. Ему говорят: «Это нож. Ты обрежешься». Если обрежется, то больше не возьмет нож в руки. У на же часто видишь, как целые дни кричат на ребенка: «Не бери это! Не бери то! Этого нельзя!» Можно! Пускай сам убедится. Когда убедится –
поймет.
Об этом следует думать, как только рождается ребенок, если мы не хотим жить в обществе накопителей. Накопительство противоположно культуре. Культура – совсем другое. Культура – это кодекс человеческих отношений. Когда ты встречаешь человека в тайге, он делится поровну своей добычей. На севере рыбаки не будут ловить больше рыбы, чем потребуется на сегодня или на завтра, потому что они знают: река, так же как и тайга, - это их дом.
Однажды я жил на севере Магаданской области с эвенками – оленеводами. И мне рассказали удивительную сказочку.
«Было два чума. Водном чуме жили плохие люди: попадется в петлю куропатка, они ей выколют глазки, медведя ранят и упустят, горностаюшке возьмут да и хвостик оторвут.
Не стало им ничего попадать. Ни в капканы, ни в силки. Наступил голод. Пошли они тогда по тундре искать себе добычу и набрели на большую ярангу, где жила добрая колдунья. А вокруг нее, полная яранга, крутятся маленькие медведи, оленята, куропатки без глаз, горностайчики без хвостов. Колдунья и говорит: «Вот, все они у меня живут и будут жить. А вы, раз издевались над зверями, так и оставайтесь без добычи. Живите как хотите».
К чему это я? Главное, что должен понимать ребенок, - миром движет любовь. Любить надо все, что создано на земле, и относиться ко всему бережно. Приучайте своих детей любить все живое, любить животных, любить деревья – они тоже живые. Любить все, и вас будут любить.
Автор: Вечканкина Галина Григорьевна