Нетрадиционные техники рисования. Примерное тематическое планирование работы по нетрадиционному рисованию
Использование различных видов педагогических технологий в Ввоспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
Сценарии проведения мероприятий с использованием педагогических технологий.
«Нетрадиционные методы рисования».
Воспитатель ГДОУ№113
Багро Т.В.
Я работаю в младшей группе. Группа состоит
из 20 человек. Дети творческие, активные, самостоятельные. В свободной деятельности они очень любят рисовать, конструировать.
Придумывать и мастерить своими руками подарки и дарить их своим близким и друзьям. Очень любим организовывать в группе выставки рисунков и поделок.
С самого раннего детства я любила рисовать.
Занятия рисованием для меня приносили много
радости, счастья. И свою мечту я осуществила, когда стала педагогом. В начале моей педагогической
карьеры я заметила, что рисунки детей были блеклыми,
не аккуратными, не выразительными а сам сюжет бедным и однообразным. И я поняла, что использование
на занятиях традиционных методов рисования недостаточно. Изучила литературу по нетрадиционным
методам рисования, приготовила самый разнообразный материал трубочки, поролон, мыло, свечки, тушь,
палочки, кисточки разных размеров. Разработала перспективный план, где работа была построена от простого к сложному.
В ходе работы я заметила, что нестандартные подходы
в организации творческой деятельности удивляют,
восхищают и вызывают желания заниматься таким интересным делом. И такое необычное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их настроение и характер. У меня был такой случай в практике, что один ребенок очень боялся рисовать, запачкаться краской, смешивать цвета.
И я ненавязчиво в игровой форме стала играть краской.
В начале пришла волшебная кисточка и оставила след,
где потом от цветного пятна пальчиками мы вместе с ним нарисовали следы, а трубочкой после коктейля довели рисунок до конца. У нас получился сказочный еж, который нес подарки для своих ежат. И ребенок поборол свой страх, снял отрицательные эмоции. И мне очень приятно когда я вижу в их глазах огонек и блеск. Что у них все получилось, что они настоящие художники, волшебники.
Один мудрец сказал; «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
И я поставила перед собой цель
Научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам, материалами. Использовать нетрадиционные способы изображения.
Задачи
Обучить детей нетрадиционной технике рисования. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
Воспитывать инициативу, интерес, навыки сотрудничества. Поощрять и поддерживать личностное творческое начало.
Даже художники Древней Греции считали, что
«обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания».
А многие педагоги прошлого Фребель, Каменский и другие считали, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности,
навыков и умений. И в современное время во врачебной практике существует лечение рисованием,
живописью «изотерапия». На детей «изотерапия» действует особенно успешно, потому что рисование-
это естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения».
В своей работе я использую такие формы организации детей как:
-художественное творчество,
-игры
-КВН
-развлечения
-выставки детских рисунков
-работа с родителями. Проведение семинары-практикумы
по ознакомлению с нетрадиционным рисованием.
Особенное внимание, я уделила организации выставок детских рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов творчества и, как следствие, возникновению положительной мотивации художественной деятельности. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него не получилось.
Экспозиции располагаем в группе, куда приглашаем детей младших групп в качестве зрителей, либо взрослые работающие в ДОУ, а также родители. Дети, принимающие участие в организации выставки, выступают в роли экскурсоводов – рассказывают о своих работах, картинах, технике исполнения рисунков, характеризуют музыкальное сопровождение, читают стихи.
Методы и приемы
Словесный метод
Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.
Информационно – рецептивные методы
Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.
Репродуктивный метод
Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод
Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.
Свою работу я начала с младших групп.
В этом возрасте я работала с пальчиками и ладошками.
Ох, как было детям приятно. У нас был свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», и существует возможность нарушить правила
использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Раз ладошка цветная, а на листочке вдруг сказочная птица появляется. Хочу перечислить все способы рисования, которые мной применяются в художественном творчестве.
В раннем возрасте очень интересна техника рисования «тычком», по сырому и мокрому.
В среднем возрасте я брала технику рисования
нитками, рисование поролоном, рисование методом тычка и кляксография, а так же метод «набрызги».
В старшей группе я взяла более сложную технику нетрадиционного рисования.
Это расчесывание краски, рисование солью, монотипия, раздувание краски, фотокопия.
Примерное тематическое планирование работы по нетрадиционному рисованию
Возрастная
группа
Техника
Тема
Цель
1 мл. гр.
Пальчиковая
ладошкой
«Дождик», «Бусы»,
«Елочные шары»,
«Мячики», «Снег», «Солнышко»,
«Зебра», «Цветы на поляне», «Петушок».
Познакомить с техникой рисования
пальчиками. Учить доступными средствами, отражать полученные
впечатления.
2 мл. гр.
Пальчиковая,
прижми и
отпечатай кулачком, скомканной бумагой, пуговицами,
поролоном.
«Мишка», «Тучка»,
«Сугробы», «Новогодние шары»,
«Веселые клубочки»,
«Узор на платье», «Щенок», «Рыбка», «Зернышки для птиц».
Продолжать знакомить детей
с данной техникой.
Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков.
Средн. гр.
Техника рисования тычка, ватными палочками, поролоном,
по сырому, рисования нитками, кляксография, набрызги.
«Осенний букет», «Поляна цветов», «Пушистый котенок», «Зимний вечер», «Снеговик»,
«Радуга после дождя», «Моя любимая игрушка», «Ландыши», «Космос»,
«Волшебная клякса».
Продолжать знакомить с новой техникой рисования.
Отрабатывать
и закреплять ранние
полученные навыки и умения
в нетрадиционном рисовании.
Учить воплощать задуманный замысел. Развивать образное представление, воображение.
Старш. гр.
Расчесывание краски, отпечатки листьями, поролоном, раздувание краски, фотокопия, монотипия, рисование солью, набрызги, кляксография.
«Осенний пейзаж», «Жар птица», «Море», «Дед Мороз»,
«Букет для мамы», «Плюшевый мишка»,
«Узор на окне»,
«Наши насекомые», «Салют», «Ветка рябины», «Черемуха», «Весенний пейзаж». «Морские рыбы», «Пейзаж у озера».
Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования.
Совершенствовать и закреплять ранние полученные навыки и умения
в нетрадиционном рисовании.
Совершенствовать композиционные умения. Развивать умения сочетать в рисунке разные цвета, воображения, отрабатывать спонтанное рисование.
Техника нетрадиционного рисования
Рисование методом тычка
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них ни каких сложностей.
Для тычка достаточно взять какой-либо предмет например, ватную палочку, опустим его в краску и ударим им по листу сверху вниз. Если тычок делаем целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получим интересным, неоднородным. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
Рисование по сырому
При рисовании акварелью по сырому листу использую эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивание, в результате чего образуем плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Следует учитывать скорость высыхания смоченного водой листа и его объема, сложность рисунка.
Рисование поролоном
Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Рисование нитками
Первоначально на листе белой или тонированной бумаги простым карандашом рисуем контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносим клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладываем изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились.
Вместо клея можно использовать двусторонний скотч,
который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваем на липкую основу.
Кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложим лист пополам, на одну сторону накапаем несколько капель жидкой краски и плотно прижмем другую сторону, то получиться необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Набрызги
Краски нужного цвета разводим в блюдечке с водой, обмакиваем в краску старую зубную щетку. Направим щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом или палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Расчесывание краски
Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводим по мокрой краске и процарапываем на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпаем солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получаем необычную структуру, эффект зернистости придает объемность изображению.
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади – пруда, озера, реки. Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складываем пополам вертикально, на одной половинке рисуем подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складываем по линии сгиба и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляем красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на « водной глади» водоема.
Раздувание краски
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складываем, а берем трубочку – для коктейля или полую часть от шариковой ручки. Нижний конец направляем в центр кляксы, затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны. На пятно воздействуем и управляем им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываем обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Фотокопия – рисование свечой:
Данная техника называется «фотокопией».
Рисунок наносим при помощи водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Находка в том, что работая с детьми я отметила:
именно нетрадиционная техника рисования
создает на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивает инициативу, создает эмоционально положительное отношение к деятельности.
Я думаю, что моя работа не пройдет бесследно.
Чувство прекрасного, вложенное в души детей, не оставит их равнодушными к творчеству и искусству.
В будущем дети сами будут создавать красивые, необычные рисунки и радовать своих близких.
Взявшись за нетрадиционную технику рисования,
я получила огромное удовольствие в работе. Я научила детей выражать свое творческое начало и свое собственное «я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений.
Так же занятия я построила с учетом возрастных возможностей детей, и опиралась на имеющиеся уже умения и навыки.
С помощью таких занятий дети стали всесторонне развиты. Более общительными, доброжелательными, сплоченными, внимательными. А также развила у детей самостоятельность, смелость, потребность в активной творческой самореализации, творческие способности.
Даже гуляя на улице, они стали замечать необычные вещи и свои впечатления передавали в своих рисунках, картинках. Чтобы занятия были доступными, интересными, содержательными и познавательными я использовала фольклорные, игровые, музыкальные и литературные материалы.
Свою работу останавливать на достигнутом не буду.
С детьми я разучу еще новую технику нетрадиционного рисования.
Батик
Это рисование по ткани. Можно использовать старые
простыни. Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку из-под конфет, или делаем паспарту любой формы. Рисование производим гуашевыми или акварельными
красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Граттаж
Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натираем свечой, по восковому слою наносим тушь, в которую добавляем несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение может цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапываем до слоя краски.
Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному
способу изображению.
Проступающий рисунок
Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняем восковыми карандашами или мелками, затем при помощи кисти поверх наносим акварельные краски.
Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Автор: Багро Татьяна Владимировна