«Использование новых изобразительных материалов и нетрадиционных техник на занятиях по рисованию». /Обобщение опыта/
В настоящее время нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Новая личностно - ориентированная модель общения позволяет видеть в ребенке личность творческую, активную, способствует развитию детской фантазии, позволяет детям придумывать, исследовать, помогает чувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
Рисование - самое первое и доступное средство, выражение своих мыслей, переживаний. Почему именно рисования? Во-первых, это любимая большинством детей деятельность, не требующая ни каких специальных условий для организаций, во-вторых рисование имеет почти все характерные черты присущие любой детской деятельности, как продуктивной, так и игре. И наконец в- третьих, в рисовании достаточно полно представлены все компоненты воображения и предметная среда, и прошлый опыт, и особая внутренняя позиция. Каждый ребенок по своей природе волшебник. Он может сделать Бабу-ягу доброй, победить Бармолея волшебным мечом.
Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью.
Когда ребенок что-то изображает, то он приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем, осмысливает качество предметов, овладевает изобразительными навыками и умениями. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Мы видим, что в творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте).
Значит, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка желание сочинять.
Для развития творческих способностей большое значение имеет применение нетрадиционной техники рисования.
Исследователи подчеркивают особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, остается на одном и том же уровне. В нашем время особое внимание этой проблеме уделяет Т.Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования
у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
В группе провела с родителями анкетирование по изобразительной деятельности. Выяснила, что все дети имеют дома краски, карандаши, пластилин. Многие любят рисовать, лепить, но мало занимаются аппликацией. Очень хорошо, что мои родители занимаются с детьми изобразительной деятельностью, поощряют их и знают, чем любит рисовать их ребенок.
Мне было очень приятно, когда выяснила, что все родители считают изодеятельность важным занятием для развития своего ребенка и все хотят, чтобы их ребенок рисовал хорошо. Из анкетирования я узнала, что большинство родителей не знают нетрадиционных техник рисования. Значит, необходима консультация для родителей по нетрадиционной технике рисования. Что я и сделала. Показала рисунки детей, привела некоторые примеры. Родители остались довольны.
Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное.
Эти нововведения я стараюсь применять на занятиях по рисованию и в кружковой работе. Веду кружок с детьми старших групп «Волшебный мир красок». Есть перспективный план работы кружка с использованием нетрадиционных техник.
И так, какими же новыми нетрадиционными изобразительными материалами можно рисовать.
Это - простой графический карандаш, фломастеры, тушь, краски, пластилин, тесто, пальцы, ладошки, парафиновая свеча, мелки, трубочки, скомканная бумага, губки, картошка сырая, шишки, зубные щетки, шпульки, веревки и т д. Всем этим можно рисовать. Ну, а теперь о новых нетрадиционных техниках:
1. «Печать от руки», «Печать ладошкой».
Закрашивается аккуратно гуашью любого цвета ладошка и делается отпечаток на чистый лист бумаги. При этом все линии на руке отпечатываются. А теперь нужно посмотреть на отпечаток с разных сторон. На что это похоже? Дорисовать (слоненок, цветочек). Можно взять это занятие и нарисовать букет цветов (разного цвета отпечатки, дорисовывая серединку цветка стебель, листочки).
2. «Печать всей рукой».
Последовательность работы та же. Можно рисовать мордочки животных, самих животных, сказочных героев.
3. «Пальчиковая живопись».
Рисование одним пальцем. Палец это кисточка. Правила работы аналогичны: мыть пальчик, если хочешь взять другой цвет. Темы занятий: «Декоративная тарелочка», «Пестрая лужайка», «Рябина», «Идет снег» и т д.
4. «По мокрому фону»
Лист бумаги смачивается чистой водой (тампоном), а потом кистью или пальцами наносятся изображения. Краска чуть- чуть растекается и получается чудная картина. Темы: «Ранняя весна», «Рыбки в аквариуме», «Ранняя утро».
5. «Трубочками».
Капнуть тушь или гуашь на бумагу. Струей воздуха через трубочку вьщуть каплю, поворачивая бумагу в разные стороны. Темы: «Лесное чудище».
6. «Ниточками».
Нитки нарезаются и в гуашь, а затем накладываются на половину листа так чтобы концы выходили за грани бумаги, накрываются второй половиной листа и выдергивают за кончики. Темы: «Морозный 1 узор на стекле», «Кружевные воротнички».
7. «Волшебная палочка».
Надо нарисовать восковыми мелками рисунок, а затем покрыть весь лист акварельной краской. Воск отталкивает краску поэтому рисунок не закрашивается. Темы: «Рыбки в аквариуме», «Звездная зимняя ночь».
8. «Оттиск смятой бумагой».
Берем бумагу и мнем ее затем набираем краску этой бумагой, делаем оттиск на бумаге. Тема: «Ежик», «Кролик».
9. «Граттаж».
Плотную бумагу покрыть свечей. Затем на нее наносится тушь смешанной с мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Темы: «Зима», «Ночь», «Салют».
10. «Кляксография».
На половину листа капают капельку гуаша, затем лист накрывается второй половинкой и прижимается. Изображение рассматривается: определяется на что оно похоже, недостающие детали дорисовываются. Темы: «Бабочка», «Птица».
Новыми материалами и нетрадиционными техниками дети овладевают постепенно, под руководством воспитателя, которая все показывает и объясняет, раскрывает новые возможности давно известных вещей предметов явлений.
Литература:
Автор: Ашенкова Наталья Александровна