Главная / Дошкольное образование / Рисование

Актуальность нетрадиционнызх техник изображения для развития детского творчества

Скачать
61 КБ, 549048.doc Автор: Кузнецова Ольга Владимировна, 30 Мар 2015

Актуальность выбранных мною нетрадиционных техник изображения связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2. Сформировать изобразительные навыки и умения;

3. Развить творческие способности дошкольников.

С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник провожу в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей.

Работу с детьми осуществляю в два этапа.

Первый этап (дети от 2 до 3 лет) решает следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к рисованию.

2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

На первом этапе использую следующие нетрадиционные техники рисования: "рисование пальчиками", "тычок жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта" и др.

В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Например: большим пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя - маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. В игре показываю детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок, лиса и волк), раскрыть образ героя, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость, или мрачность, злость героев. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные истории!

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших творческих способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, ставлю следующие задачи:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать у детей умение предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.

4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

7. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

На этом этапе работы с детьми использую следующие нетрадиционные техники рисования: "восковые мелки, свеча, акварель", «оттиск смятой бумагой», "печать по трафарету», «рисование по точкам», «рисование по стеклу, по дереву», «пластилиновое рисование», кляксография обычная", "кляксография с трубочкой", «монотипия», «монотипия пейзажная», «набрызг», «отпечатки листьев», «акварельные мелки», «тычкование», «рисование опилками, манкой» и др.

Очень нравится детям техника «рисование по сырой бумаге». Рисовать акварелью для детей сложнее, чем гуашью, но очень интересно! Ведь рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой и чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

Такие техники нетрадиционного рисования, как монотипия и диотипия (техника печатки), помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисуем «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Восхищение, удовольствие, интерес испытывают дети, когда видят как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина!

Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

Для развития творческих способностей, воображения, мышления использую следующие задания:

1. «Рисование музыки». Во время прослушивания музыкального произведения предлагаю сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка. К примеру, после прослушивания произведения «Времена года» П. И. Чайковского дети рисовали осенний пейзаж, летящую тройку лошадей, просыпающуюся природу, поющего в небе жаворонка.

2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д. При рисовании в технике «пальцеграфия» на тему: «Самое необычное» дети ярко проявили свою индивидуальность и в нашей группе появились «мамластики», «фокотусы», «цимбалики»!

3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагаю первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.

4. «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводим свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращаем их в забавных животных, птиц, рыб и т.д. Еще интереснее и веселее дорисовывать кляксы!

На втором этапе дети имеют возможность самостоятельно подбирать листы бумаги (разного размера, формы и цвета), материалы для рисования.

Больше разнообразия вношу и в организацию деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могут сдвинуть вместе столы по два и т. д. Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам (левостороннему освещению, расстоянию до доски, углу обзора) и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать!

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Занимаясь в кружке «Мастерилка» они получают разнообразные практические знания и умения, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

После такого плодотворного сотрудничества с родителями обязательно провожу выставки совместного творчества детей и родителей: «Мы все талантливы!», «В гостях у сказочных героев», «Мой зеленый город» и т. д., выполненные в технике нетрадиционного рисования. Участники выставки выступают в роли экскурсоводов и рассказывают в какой технике, при помощи каких материалов было создано произведение.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

В настоящее время мои дошкольники владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру. И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в городских, областнх и всероссийских конкурсах!

Список литературы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.//Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.

Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. – 264с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930. – 117с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004. – 203с.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. – 193с.

Автор – Щербинина Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1» г.Усолье – Сибирское, телефон 89501320997

Актуальность выбранных мною нетрадиционных техник изображения связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2. Сформировать изобразительные навыки и умения;

3. Развить творческие способности дошкольников.

С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник провожу в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей.

Работу с детьми осуществляю в два этапа.

Первый этап (дети от 2 до 3 лет) решает следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к рисованию.

2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

На первом этапе использую следующие нетрадиционные техники рисования: "рисование пальчиками", "тычок жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта" и др.

В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Например: большим пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя - маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. В игре показываю детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок, лиса и волк), раскрыть образ героя, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость, или мрачность, злость героев. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные истории!

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших творческих способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, ставлю следующие задачи:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать у детей умение предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.

4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

7. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

На этом этапе работы с детьми использую следующие нетрадиционные техники рисования: "восковые мелки, свеча, акварель", «оттиск смятой бумагой», "печать по трафарету», «рисование по точкам», «рисование по стеклу, по дереву», «пластилиновое рисование», кляксография обычная", "кляксография с трубочкой", «монотипия», «монотипия пейзажная», «набрызг», «отпечатки листьев», «акварельные мелки», «тычкование», «рисование опилками, манкой» и др.

Очень нравится детям техника «рисование по сырой бумаге». Рисовать акварелью для детей сложнее, чем гуашью, но очень интересно! Ведь рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой и чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

Такие техники нетрадиционного рисования, как монотипия и диотипия (техника печатки), помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисуем «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Восхищение, удовольствие, интерес испытывают дети, когда видят как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина!

Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

Для развития творческих способностей, воображения, мышления использую следующие задания:

1. «Рисование музыки». Во время прослушивания музыкального произведения предлагаю сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка. К примеру, после прослушивания произведения «Времена года» П. И. Чайковского дети рисовали осенний пейзаж, летящую тройку лошадей, просыпающуюся природу, поющего в небе жаворонка.

2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д. При рисовании в технике «пальцеграфия» на тему: «Самое необычное» дети ярко проявили свою индивидуальность и в нашей группе появились «мамластики», «фокотусы», «цимбалики»!

3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагаю первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.

4. «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводим свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращаем их в забавных животных, птиц, рыб и т.д. Еще интереснее и веселее дорисовывать кляксы!

На втором этапе дети имеют возможность самостоятельно подбирать листы бумаги (разного размера, формы и цвета), материалы для рисования.

Больше разнообразия вношу и в организацию деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могут сдвинуть вместе столы по два и т. д. Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам (левостороннему освещению, расстоянию до доски, углу обзора) и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать!

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Занимаясь в кружке «Мастерилка» они получают разнообразные практические знания и умения, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

После такого плодотворного сотрудничества с родителями обязательно провожу выставки совместного творчества детей и родителей: «Мы все талантливы!», «В гостях у сказочных героев», «Мой зеленый город» и т. д., выполненные в технике нетрадиционного рисования. Участники выставки выступают в роли экскурсоводов и рассказывают в какой технике, при помощи каких материалов было создано произведение.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

В настоящее время мои дошкольники владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру. И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в городских, областнх и всероссийских конкурсах!

Список литературы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.//Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.

Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. – 264с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930. – 117с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004. – 203с.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. – 193с.

Автор – Щербинина Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1» г.Усолье – Сибирское, телефон 89501320997

Актуальность выбранных мною нетрадиционных техник изображения связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2. Сформировать изобразительные навыки и умения;

3. Развить творческие способности дошкольников.

С какого же возраста следует развивать творческие способности? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник провожу в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей.

Работу с детьми осуществляю в два этапа.

Первый этап (дети от 2 до 3 лет) решает следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к рисованию.

2. Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

На первом этапе использую следующие нетрадиционные техники рисования: "рисование пальчиками", "тычок жёсткой полусухой кистью", «рисование ладошкой», "оттиск печатками из пробки, поролона, пенопласта" и др.

В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Например: большим пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя - маленький зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. В игре показываю детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок, лиса и волк), раскрыть образ героя, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость, или мрачность, злость героев. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные истории!

Доизобразительный период очень ва
Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Актуальность нетрадиционнызх техник изображения для развития детского творчества Кузнецова Ольга Владимировна 30 Мар 2015
документ Актуальность нетрадиционных техник изображения для развития детского творчества Кузнецова Ольга Владимировна 4 Мая 2015
документ Нетрадиционные техники изображения для развития детского творчества Кузнецова Ольга Владимировна 4 Мая 2015
разное Кинетический песок для детского творчества и развития Еремина Анастасия Георгиевна 6 Апр 2015
документ Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников. Гульцева Елена Сергеевна 30 Мар 2015
презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Духина Оксана Фёдоровна 31 Мар 2015
документ Творческий проект "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества детей" Мухамадеева Лилия Ралифовна 23 Сен 2015
документ РОЛЬ КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Прилуцкая Анна Васильевна 30 Мар 2015
разное Кинетический песок для детского творчества и развития Еремина Анастасия Георгиевна 31 Мар 2015
разное Серия технологических карт для развития детского творчества. Барышненкова Марина Николаевна 31 Мар 2015
документ Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ Лаптева Галина Николаевна 5 Апр 2015
документ Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества Валеева Альфия Каюмовна 15 Фев 2016
разное Актуальность развития творчества детей через нетрадиционные техники рисования. Лысенко Светлана Ивановна 13 Авг 2015
документ Развитие детского творчества по средствам нетрадиционных техник рисования Власова Валентина Анатольевна 30 Мар 2015
документ Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения" Рыбалкина Оксана Михайловна 19 Окт 2015
презентация Кружок по изодеятельности "Волшебные Картинки" ( с использованием нетрадиционных техник изображения) для детей подготовительной группы Руднева Оксана Александровна 24 Янв 2016
документ Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме: «Развитие детского творчества» с проведением мастер-класса «Ваза с цветами» (с использованием техник Погодиной С.В.) Васильева Ирина Олеговна 5 Ноя 2015
документ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Виноградова Марианна Вилениновна 31 Мар 2015
документ Использование математических игр на плоскостное моделирование для развития детского творчества в среднем дошкольном возрасте. Сошникова Лариса Александровна 31 Мар 2015
документ Проблемы развития детского творчества у дошкольников Штейникова Татьяна Николаевна 31 Мар 2015
разное Конспект НОД по методике развития детского изобразительного творчества лепка в первой младшей группе "Сюрприз для мамочки" Сергеева Светлана Сергеевна 4 Апр 2015
документ Книги и картины - как метод развития детского творчества и речи детей. Гаврикова Людмила Ивановна 21 Апр 2015
презентация Презентация "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР" Еременко Екатерина Владимировна 4 Июл 2015
документ «Опята-веселые ребята» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы с использованием нетрадиционных техник изображения Павлова Ирина Васильевна 31 Мар 2015
документ «Технология развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» Ташимова Наталия Александровна 21 Ноя 2015
документ Актуальность проблем развития речи Суханова Галина Алeксеевна 4 Июл 2015
документ Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома. Шарова Нина Семеновна 29 Янв 2016
документ Программа развития Дома детского творчества Горбина Светлана Ивановна 21 Мар 2015
презентация Этапы и стадии развития детского изобразительного творчества Новикова Галина Сергеевна 30 Мар 2015
презентация Теория и методика развития детского изобразительного творчества Веретенникова Елена Михайловна 30 Мар 2015
документ Проблема развития детского музыкального творчества Ирина Евгеньевна Макарова 31 Мар 2015
документ Условия развития детского изобразительного творчества Гучетль Светлана Юсуфовна 1 Апр 2015
документ Развития детского изобразительного творчества. Махонова Светлана Алексеевна 7 Июн 2015
Презентация "Креативная гимнастика,как одна из форм развития детского творчества " Давидян Алёна Владимировна 8 Фев 2018
документ Доклад на тему "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР" Еременко Екатерина Владимировна 4 Июл 2015
разное ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ДЕГТЕВА- РОДИНА 21 Мар 2015
разное Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения Горячева Екатерина Алексеевна 4 Апр 2015
документ Схема создания материальных условий для проявления детского творчества Схема создания материальных условий для проявления детского творчества Писарева Валентина Викторовна 26 Апр 2015
документ Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка. Горемыкина Ирина Александровна 27 Апр 2015
документ Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей. Аполонова Ольга Сергеевна 7 Мая 2015