Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников
Педагогический опыт работы
на тему:
«Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста».
Старший воспитатель:
О.Л. Щукина
МДОУ Комаричский
детский сад № 3
« Солнышко»
Содержание.
Стр.
Введение. 3 - 7
Глава I. Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I.1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированностинравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100
Приложения: 1.Анкеты для педагогов, для родителей. Обработка данных.
2. Перспективный план по работе со сказкой в старшей группе.
3.Конспекты занятий. 4. Фотоматериалы.
ВВЕДЕНИЕ.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личностисоставляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности.
Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для детей примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности дошкольников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие
в настоящее время в России, заставляют нас размышлять о ее молодежи. Настроения недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия
особенно остро проявляются в молодежной среде. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
· Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами.
· Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
· В-третьих, само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (65. 34).
· В-четвертых, вооружение нравственными представлениями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Это, лишний раз, убеждает нас в чрезвычайной значимости проблемы
нравственного воспитания детей, особенно в условиях, обременённого проблемами, кризисами и катаклизмами, современного мира.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, оно способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.
Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Карпинская Н.С., Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ.
Одним из важнейших средств нравственного воспитания старших дошкольников, по мнению, М.М.Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф.Луниной, Л.Б.Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.
На наш взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском садуявляется сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.
На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса.
На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Однако, проблема использования сказки, в педагогическом процессе ДОУ, как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения.
Именно, поэтому, нас заинтересовала проблема поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников
Объектом исследования выступает– Процесс формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является– Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования является– Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
В своей исследовательской работе мы выдвинули гипотезу – Сказка будет эффективным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников, если:
· репертуар сказок будет подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий;
· в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей;
· в педагогическом процессе ДОУ используются нетрадиционные приёмы работы со сказкой.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
· Изучение и анализ литературы.
· Изучение и обобщение педагогического опыта.
· Анкетирование педагогов ДОУ по вопросу «использование сказки, как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников в ДОУ».
· Анкетирование родителей по теме «Сказка и дети».
· Беседы с детьми по сказкам.
· Изучение продуктов деятельности детей.
· Эксперимент.
· Тестирование.
Глава I: Теоретические основы формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.1. Сущность и особенности формирования нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Я.А. Коменский в своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».( 5. 68.)
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Огромное значение нравственному воспитанию придавал немецкий педагог И. Гербарт в соответствии с идеалами общества, в котором он жил. Он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».(14. 66.)
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».( 14. 79.)
Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (65. 431.). В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…» (65. 368 )
В кратком философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
(33. 191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(18. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (18. 558).
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». ( 50 . 414).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (2.360).
Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю»
(46. 289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».
(46 .735).
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. А детям тем более тяжело сделать правильный нравственный выбор.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что нравственным воспитанием ребенка необходимо заниматься, учить «умению чувствовать человека». (61. 120)
Он замечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». (61 .176.)
В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (61. 170)
В системе воспитания подрастающего поколения, на каждом возрастном этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании дошкольников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, обучении), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (10 .102).
«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий (19. 67.).
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. « Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.» (4 .386). Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности ребёнка, И.С. Марченко разделяет на три группы: «природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями ребёнок социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. Вместе с тем, он замечает, что решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений».( 39. 15.)
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка.
В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и
ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует
субъективное отношение к нему. В связи с этим, в дальнейшем, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.
Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.(25.8-14)
Нравственное воспитание- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. (25. 4.)
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности среди окружающих.
Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно сформировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений.
Представления - это чувственный образ предметов и явлений действительности , ранее воздействовавших на органы чувств.
( 9. 78.). В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущений и восприятия к мышлению. С их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно.
Представление составляет одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, даёт основу для решения теоретических и практических задач « Вместе с тем», отмечает Бим - Бад, «представления не проникают в сущность предмета.»(9. 60).
В практике обучения представления выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.
Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.
Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми, закладываются именно в дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.
Чтобы определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие.
Моральная активность анализируется по степени личностной заинтересованности ребёнка в изменении ситуации к лучшему. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешнее разрешается ситуация.
Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыкии привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Этозначит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единственный механизм, и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.
Первая группа задач носит постоянный характер, а вторая группа - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств.Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных
явлений. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа.Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при
соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств поведения. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста происходит постепенное осознание нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
Для формирования нравственных представлений воспитатель организует
этические беседы с детьми- индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуаций выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями. Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших формах отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только в виде наглядных образов (восприятий и представлений), а прежде всего в форме отвлеченных понятий ирассуждений.
Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным
опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у дошкольников. Наглядность играет важную роль в процессе развития
понятий у дошкольников. Для развития мысли ребенка легче оперировать с
наглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие старинные устаревшие понятия: «бадья», «зипун», «ухват» гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы, но с другой стороны не всякая
наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у дошкольников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей в иллюстрациях может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта.
Поэтому в каждом отдельном случае использования тех или иных наглядных пособий, иллюстраций, рисунков необходимо сохранять определенное соотношение между их чувственно-конкретными и абстрактными компонентами.
Таким образом, развитие отвлеченного мышления у дошкольников в ходе
усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-образное мышление перестает развиваться. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания детей позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые необходимо использовать при формировании нравственных представлений дошкольников.
I.2. Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников.
Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Мы встречаем их в программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие, имеют сказки на дошкольников.
В них
Автор: Щукина Оксана Леонидовна