Роль фольклора в развитии детского творчества
Роль фольклора в развитии детского творчества
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.
Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию.
Детское творчество способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.
В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Надо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку. Если это удается ребенку, он испытывает радость.
Задачу развития детского словесного творчества можно решить лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения в д/с.
Фольклор – один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребенку правильно воспринять и понять ее содержание.
Изучение детских сочинений указывает на несомненное влияние на них русского фольклора.
Большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методом.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
— проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи, развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
— своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
— воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества детей средствами фольклора происходит по этапам.
I этап – накопление художественно-речевого опыта детей,
закрепление и активизация знаний фольклора, полученных в процессе
прежнего ознакомления с ним.
Происходит создание запаса народных сказок и произведений малого фольклора; усвоение содержания, образов русской народной сказки, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
II этап – происходит овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).
Педагог должен не только подготовить возможность возникновения детского творчества – сочинения, но и руководить этим творческим процессом, помочь сочинить замысел, выбрать тему, героев, в развитии сюжета, в построении повествования.
Педагог использует русскую народную сказку к ак возможный источник тем, образов, как пример для подражания при построении ребенком собственной сказки.
III этап – здесь дети проявляют наибольшую самостоятельность в сочинении повествования собственной сказки, рассказа; все приемы руководства должны содействовать этому.
Существуют приемы, которые педагог использует на протяжении всего процесса развития творчества, на всех его этапах. Это пересказ. Передавая сказку, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи.
Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки дети усваивают и художественные средства их раскрытия – композицию, выразительные средства языка.
В творческих заданиях необходимо последовательно соблюдать принцип этапности:
— освоение детьми под руководством педагога материала фольклора, его активизация;
— усвоение традиционных фольклорных способов художественного изображения;
— овладение способами собственного творческого замысла.
В заданиях следует четко выделить цели и задачи каждого этапа:
I этап (подготовительный) — педагог обогащает опыт детей новым содержанием, знакомит с новыми ранее неизвестными сказками, загадками. Восстанавливает в памяти детей прежний запас произведений фольклора.
Приемы: чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, показ диафильмов, прослушивание грамзаписи, проведение викторин, концертов, игр.
II этап – педагог использует приемы, способствующие пониманию и восприятию фольклорных приемов развития сюжета и построения сказки: повторности, троекратности эпизодов, их сходства, цепной композиции, приемов «от большего к малому», «от малого к большому».
Приемы: драматизация, теневой и кукольный театр, рисование сказок по эпизодам, использование фланесцграф с картинками. После всего этого воспитатель предлагает придумать свою сказку, которая не должна повторять народную сказку. Но герои могут появляться также от малого к большому и наоборот. Таким образом, деятельность на 2 этапе состоит в активной работе с материалом.
III этап – самостоятельное развитие повествования. Задача состоит в формировании собственного словесного творчества.
Вначале дети придумывают повествование на предложенную тему, используя заданных персонажей и развивая заданный сюжет; далее требование к самостоятельности возрастает – дети выбирают свою тему, придумывают сюжет.
Какие же еще приемы можно использовать в развитии речевой активности, самостоятельности детей?
Это варианты составления рассказов, сказок:
— придумай конец сказки;
— продолжи сказку, начатую воспитателем;
— сочинить всю сказку самому.
Интересны варианты сочинения загадок. Здесь дети должны понять, что описать нужно предмет так, чтобы он шел в сравнении с чем-то необычным.
Например, еж – мешок с иголками, утюг – пароход и т.д.
На первых этапах у детей получались реальные описания, а затем уже к концу подготовительной группы – замысловатые сравнения.
Сочинение стишков – это самая трудная работа. Не каждый ребенок это усваивает, но интерес к этому есть. Детям только нужно сказать слова, которые войдут в рифму.
Автор: Пантелеева Татьяна Васильевна