КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: Запрет – нарушение – кара
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Характерные черты русской народной сказки.
человеческих истин основ человеческого бытия.
Рассказчики сказок, ориентируясь на слушателей, вносили какие-то поправки в свое повествование, совершенствовали текст и содержание. В результате чего сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. В сказке всегда торжествуют истина и добро .Она на стороне обиженных и притесняемых, и наглядно показывает где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг ведет героя к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, он снова получает право, на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа. Это твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно преодолеет все препятствия, и приучает к мысли, что зло должно быть наказано.
Характерные черты жанра сказок:
Для детей важно как ведет себя герой сказки. Сказочный герой обычно человек или животное идеальный добрый, справедливый, красивый, сильный. Он обязательно добивается успеха и все преодолевает не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего, благодаря личным качествам уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Для ребенка герой сказок становится образцом для подражания.
Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы, чтобы предоставить слушателям возможность несколько раз пережить яркий эпизод. Это не просто повторения. Каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Мир сказки, благодаря особенностей языка, представлен крупно, выпукло. Он запоминается сразу и надолго, и этим влечет к себе ребенка.
Сказка сокращает разрыв между воображаемыми и реальными событиями благодаря тяги детей ко всему чудесному. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей.
По тематике и стилистике сказки условно подразделяются на три большие группы сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сатирические.
Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. Такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенность характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп, во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак и пр. Если в такой сказке появляется человек то он неизменно оказывается умнее и лисы , и волка . Разум помогает ему одерживать победу над любым противником .
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного, признают главным. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями присутствием в тех и других сходных моральных выводов – социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, но это вовсе не делает его справедливым (сказка «Волк и семеро козлят»). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
Волшебные сказки. Все происходящее в волшебных сказах фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов, борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляться особенно сильной, страшной потому, что главные противники его представители сверхъестественных темных сил. Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над ними, герой подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. Он приобретает новых друзей и заслуживает счастья.
В сюжете волшебной сказки главный эпизод – это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер – самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк.
Все они, в мгновенном ока, выполняют просьбы героя , поскольку поставленная им задача важна, а сам герой безупречен.
Бытовая (сатирическая) сказка. Наиболее близка к повседневной жизни и даже не всегда включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Каждое слово героев, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» – богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки, достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников – лишь благодаря уму ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам. В бытовых сказках появляются порой и персонажи – животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как: Правда и Кривда, Горе – Злосчастье. Главное здесь – не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора , как «перевертыш». При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке «перевертыш» укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность, и посмеяться, и подумать.
Итак, сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества , воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатую пищу детской фантазии, формирует нравственные качества. Точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается легко и на всю жизнь. Интерес к этому виду народного творчества не иссякает до конца жизни. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
В этикете существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах.
-Как дружба помогает победить зло («Зимовье»).
-Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»).
-Что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый , сильный , честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал , для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших» , «Не уходи из дома без разрешения») , но в ее содержании всегда заложен урок , который они постепенно воспринимают , многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными , трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду , а уж если так случилось – можно попасть в беду ,уж если так случилось – не отчаивайся ,не отчаивайся , старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок» , «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» .Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики» , хитрость – в сказках «Лиса и журавль» , сестричка и серый волк и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович» , «Царевна – лягушка») ,мудрость восхваляется «Мужик и медведь» , «КАК мужик гусей делил» , «Лиса и козел», забота о ближних поощряется. («Бобовое зернышко») .
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Он всегда появляется в тот момент , когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении и помогает ему.
Старец помогает общаться с животными и птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами , необходимыми для того , чтобы встретить их во всеоружии…. Часто в сказке старец задает вопросы. «Кто? Почему? Откуда?. Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы , а еще чаще он дает необходимый магический – талисман – неожиданное и невероятное средство для достижения успеха. Старец является олицетворением таких моральных качеств , как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: Запрет – нарушение – кара. Это страшные сказки , или «страшилки». Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).Страшилки включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки о животных вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых , которые так любили рассказывать и дети, и взрослые. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они уехали, уснули или умерли), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи, внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец – с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому с ним и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются. Ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Анализ литературы поданному вопросу указывает, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их исключительным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Характерные особенности сказок (оптимизм образность, забавность, дидактизм) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок, ибо нравственность, изначально заложена в их сюжетах.
Автор: Мандрыка Ирина Анатольевна