Воспитание вежливости у старших дошкольников Воспитание вежливости у старших дошкольников &
Воспитание вежливости у старших дошкольников
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Введение………………………………………………………………… 3 – 5 Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы………...6
1.1. Анализ основных понятий по проблеме воспитания
вежливости у дошкольников……………………………………..6 – 9
1.2. Основные подходы к изучению проблемы воспитания
вежливости у детей старшего дошкольного возраста
возраста в педагогике и детской психологии…………………..10 – 15
1.3. Педагогические условия, способствующие воспитанию
вежливости у старших дошкольников………………………... 17 – 23
Глава 2. Организация опытно-педагогической работы………………24
2.1. Констатирующий этап исследования……………………….24 –35
2.2. Формирующий этап исследования………………………… 36 – 49
2.3. Контрольный этап исследования……………………………50 – 60
Выводы…………………………………………………………………..61 – 62
Список литературы…………………………………………………….63 – 64
Приложение……………………………………………………………. 65
Введение.
Уровень развития общества во многом определяется уровнем культуры членов этого общества. Ещё древние философы указывали на то, что, чем выше уровень культуры населения, тем более высокий уровень развития всех сторон жизнедеятельности общества.
К сожалению, современное общество крайне далёко от идеала. Это явление наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде других стран.
В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.
В психолого-педагогических исследованиях (Т.В.Антоновой, Л.Ф.Островской, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, С.В.Петериной Б.В.Бушелевой и др.) отмечается, что, начиная с дошкольного возраста, необходимо создавать специальные условия для воспитания вежливости у дошкольников.
По мнению С.А.Козловой, Т.А.Куликовой и др., воспитание вежливости должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны – быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
К сожалению, в настоящее время, как показывает анализ практики, вопросам воспитания вежливости в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания.
Всё это и обусловило выбор нашего исследования.
Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности организации работы, оптимизирующий процесс воспитания вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективность воспитания вежливости у старших дошкольников обусловлена такой организацией работы, которая включит в себя:
1. Систематизацию и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
2. Постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми.
3. Обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1.Определить содержание понятия «вежливость» и установить её роль в развитии личности дошкольника.
2.Выявить методы, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.
3.Разработать и экспериментально проверить содержание педагогических воздействий, направленных на воспитание вежливости у старших дошкольников.
Методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Наблюдение.
3. Беседа.
4. Решение проблемных ситуаций.
5. Анализ планов воспитательно-образовательной работы
воспитателей.
6. Эксперимент.
Экспериментальная работа велась в старшей группе ГОУ Д/с № 914 Южного округа г.Москвы.
В эксперименте принимали участие 20 детей.
Глава 1.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы.
1.1. Анализ основных понятий по проблеме воспитания вежливости у дошкольников.
В литературе аспект вежливости рассматривается в контексте
культуры поведения.
Вежливость, согласно словарю по этике, определяется так: «Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».
По мнению Н.И. Формановской, Б.В.Бушелевой и др., вежливость – это проявление уважения, это – готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление – речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости. Собственно, правила вежливости составляют основу любого этикета.
В сборнике правил светской жизни и этикета «Хороший тон», изданном в 1889 году, так определяется значение вежливости:
«Вежливость есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или иному лицу.
Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Вежливость дает много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Самое скромное из изящных искусств – вежливость – вместе с тем так полезна и доставляет столько удовольствия, что её почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека».
И.Н.Курочкина в своих работах, посвященных проблемам этикета, рассматривает разные компоненты вежливости: речь, тон, корректность.
В частности, она указывает на то, что вежливая речь: выразительная, с отсутствием грубых выражений является одной из характеристик воспитанного человека. Сила слова, по мнению И.П.Павлова, равносильна силе совершенного поступка. Последствия слова порою трудно исправить, как и последствия поступка. Выражая в словах свои мысли, чувства, человек выражает и своё отношение к окружающим – чувство доверия и уважения. В человеке ценится не только умение хорошо говорить, но и способность внимательно слушать, поэтому вежливый человек никогда не будет перебивать собеседника.
Важен и тон. От того, как сказано самое обычное слово, оно может показаться вежливым или неприятным. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, является вежливость. Меняются обстоятельства – меняются оттенки вежливости. Корректность – несколько подчеркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или женщине; любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.
Б.В.Бушелева указывает на то, что обязательным компонентом вежливости является знание приличий.
Это подтверждает и этимология слова, которая восходит к корню «вед»- ведать, знать. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия, - это условные и общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Приличия регламентируют поведение людей в наиболее типичных ситуациях общения. В них закреплены принятые в том или ином обществе способы приветствия, обращения друг к другу, формулы благодарности и извинений. Надо, чтобы дети не видели в приличиях пустые условности, а понимали их глубокий внутренний смысл. Писатель Б.Агапов в книге «Ты не один на свете» пишет по этому поводу: « Важно не то, сидят ли люди на полу, на циновках или на стульях и в креслах, многократно кланяются при входе или пожимают руку, снимают обувь или снимают шляпу… Важно то, что они ведут себя строго определённым образом и тем самым показывают, что уважают общность, равноправность людей, выраженную в принятых законах вежливости, а, следовательно, уважают и тех, с кем им довелось встретится и совместно пребывать».
Разные жизненные обстоятельства традиционно связаны с определёнными нормами приличного и неприличного. Поэтому, как считает Б.В.Бушелева, надо знакомить детей с этим. Необходимо, чтобы они знали как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, а позднее в школе.
Вежливость является одним из компонентов культуры общения, которая в свою очередь является неотъемлемой частью общей культуры человека.
По мнению Е.Ю.Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям), проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.
С.В.Петерина культуру общения рассматривает, как один из необходимых компонентов культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
И.Н.Курочкина словесные (вербальные) формы вежливых отношений между людьми определяет как речевой этикет, изучение которого необходимо начинать в дошкольном детстве.
В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С.А.Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило благодарить человека за оказанную им помощь. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть вежливым по отношению к другим людям.
На основе изложенного, воспитание вежливости, как части культуры поведения, а, следовательно, и общей культуры человека, мы видим
1.2. Основные подходы к изучению проблемы по воспитанию вежливости у детей старшего дошкольного возраста в педагогике и детской психологии.
Процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражая взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является также и наличие детского общества, в котором ребёнок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам.
В дошкольном возрасте у детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных способностей, их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств, способствующих установлению доброжелательных взаимоотношений. В работах, посвящённых воспитанию культуры общения у дошкольников, доказано, что наиболее благоприятным периодом для этого является старший дошкольный возраст. У старших дошкольников начинают проявляться волевые процессы, являющиеся основой воспитания у них целенаправленного поведения в общении с окружающими (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин). Дети уже имеют опыт социальных отношений, их привычки становятся более осознанными, так как у детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга, благодаря чему они легче осмысливают требования, которые предъявляются к их поведению. Умеют правильно оценивать свои действия и поступки в соответствии с этими действиями. Это даёт основание предполагать возможность воспитания вежливости, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней культурой. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствуют о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения (Е.И.Кульчицкая, Л.Ф.Островская).
Л.С.Выготский указывает на то, что социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью. Развитие ребёнка в обществе происходит в процессе его общения с взрослыми и сверстниками. Многими авторами (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) отмечается роль общения ребёнка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. При этом исследователи особое значение придают общению со сверстниками в контексте развития его психических и нравственных качеств (Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова)
Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне, в большей или меньшей степени, находит выражение в культуре общения, составной частью которой является вежливость (Р.С.Буре, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Л.А.Пеньевская, Л.И.Каплан и др.).
Современный ребёнок испытывает значительные психические нагрузки, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается. В разных жизненных ситуациях он должен уметь правильно вести себя, а это значит, - владеть культурою общения, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы, уменьшает возможность возникновения конфликтов. Отсутствие культуры общения и вежливости, в частности, по мнению Е.И.Яницкой, с одной стороны может привести к дискомфорту личности в коллективе, и, с другой стороны, может отрицательно отразится на психологическом микроклимате самого коллектива.
В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов к изучению особенностей проявления вежливости у дошкольников.
Т.В.Антонова и Л.В.Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом, обусловлена умением детей, проявлять вежливость в общении.
В работах Р.С.Буре, Л.Ф.Островской установлена взаимосвязь между успешностью в трудовой деятельности и навыками вежливости у дошкольников.
В исследованиях Н.И.Формановской, вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты.
Анализ исследований показывает, что на современном этапе проблемой изучения разных направлений развития культуры речи стала разработка методики воспитания культуры общения у дошкольников (Н.В.Дурова, Е.Ю.Яницкая), обучение правилам речевого этикета (И.Н.Курочкина, С.О.Николаева).
Отечественные педагоги (В.А.Горбачева, Ф.С.Левин-Щирина, В.Г.Нечаева и др.) и психологи (В.С.Мухина, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.
В исследованиях психологов С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Люблинской, В.А.Крутецкого и других отмечается особенность овладения моральными знаниями. Детям дошкольного возраста нельзя предъявлять больших требований к усвоению моральных представлений и понятий, так как им понятно только то, что связано с их жизненным опытом, который пока ещё недостаточно богат, их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо отличаются конкретностью. Представления детей о хорошем поступке и плохом складываются постепенно. Чем младше дети, тем субъективнее их суждения и оценка поступков окружающих людей. Объективные суждения и оценка с точки зрения значимости поступка появляются под влиянием оценки взрослых (А.М.Виноградова и др.). Моральные знания могут быть усвоены только в том случае, если они приняты детьми, если они определяют их поведение, их отношения к окружающим людям.
Авторы исследований утверждают, что, работая с дошкольниками,
необходимо сделать акцент на эмоции и чувства, подарить ребёнку мир эмоций и чувств.Вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребёнка всегда актуален. Педагоги говорят о том, что нетрудно передать детям знания об этической норме, гораздо труднее выработать у них определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.
Гармония мышления, чувства и воли – признак качества нравственного воспитания.
То, что связано с чувствами, лучше запоминается, воспринимается и сохраняется, так как чувства возникают на основе переживаний, пережитое не проходит бесследно. Если чувств нет, человек не может быть истинно доброжелательным по отношению к окружающим. Поэтому важно также, какие чувства побуждают людей к тем или иным поступкам. Чувства как бы регулируют поведение личности, особенно в детском возрасте.
Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А.С.Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, что
1.3. Педагогические условия, способствующие воспитанию вежливости у старших дошкольников.
Практически во всех психолого-педагогических исследованиях, касающихся взаимоотношений взрослых и детей (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, А.Г.Рузская и др.) отмечается огромное значение личности взрослого в становлении всех сторон личности ребёнка.
Без общения с взрослым развитие ребёнка, как личности, невозможно, так как именно взрослый, являющийся носителем человеческой культуры, передаёт её ребёнку, что и определяет его развитие.
Учитывая стремление детей к подражанию, авторы исследований утверждают, что эффективным средством накопления опыта в соблюдении правил могут быть образцы общения педагога с детьми и взрослыми. Положительное влияние на ребёнка оказывает тот педагог, который относится к детям с уважением. Приязненное и неприязненное отношение ребёнка к взрослому зависит от наличия у него таких качеств, как чуткость, внимательность, тактичность.
К педагогу, обладающему этими качествами, дети проникаются расположением и симпатией, стремятся вступить с ним в общение, в процессе которого осуществляется интенсивное усвоение моральных и нравственных норм поведения, а также, социально – одобряемых форм самого общения.
В работах И.Н.Курочкиной, Н.С.Малетиной, Н.И.Формановской, подчеркивается положение о том, что в процессе речевого общения с детьми, воспитатель должен соблюдать речевые этикетные нормы. Авторы отмечают, что следует выбирать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребёнку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему, - наилучшее условие для формирования норм речевого поведения и вежливости у детей. Грубое общение взрослых друг с другом и детьми служит плохим примером для дошкольников, создаёт атмосферу вражды, ожесточает ребёнка. Поэтому, только чуткий, добрый и справедливый воспитатель, обладающий высоким культурным уровнем, сможет способствовать формированию у детей нравственных качеств и, в том числе, культуры поведения и вежливости, как составной её части.
Однако одного лишь примера педагога для формирования культуры поведения у детей недостаточно. Необходимо целенаправленное воздействие на детей с целью формирования у них опыта культуры поведения и, в частности, вежливости.
На это в своих исследованиях указывают Н.Е.Богуславская, С.В.Петерина, В.Г.Нечаева и др.
Анализ их работ позволил сделать вывод о том, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательности, внимания чуткости к окружающим (это нравственные качества личности, являющиеся основой вежливости) возможно лишь при систематическом и целенаправленном расширении у них знаний о нормах общения на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях. Необходимо вызвать осознанное отношение ребёнка к сообщаемому материалу, то есть необходимо, чтобы ребёнок понимал сущность и нравственную основу того или иного правила.
С.А.Козлова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется более глубокое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в различных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить следующее: так как вежливость категория нравственная, то невозможно её формирование не используя механизм нравственного воспитания. В исследованиях С.А.Козловой, Т.А.Куликовой представлен механизм нравственного воспитания – это комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи знания и представления, чувства, отношения, навыки и привычки, нравственное поведение.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании вежливости, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое вежливость, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать вежливым, создавать условия для упражнения детей в вежливости.
В педагогической литературе (исследования Н.Е. Богуславской, С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Н.А. Носковой, В.И.Логиновой и др.) рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости:
Исследователи приводят конкретные примеры по особенностям
использования данных методов.
Разъяснения, напоминание, показ – один из основных приёмов воспитания у детей вежливости. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований.
Как считают авторы, знакомить детей с нормами поведения – не значит постоянно морализировать и читать им нотации. Показ и разъяснения не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершаться в обычных естественных условиях, вытекающие из жизненных ситуаций.
Ещё в 20-ых годах прошлого века, такие педагоги, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.М.Горький выступали против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н.К.Крупская доказывала, что детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
Чтобы дети смогли осознать требования взрослых полезно оценивать их поступки. Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного. Оценочное воздействие выглядит для ребёнка конкретным: оно показывает его поступки с нравственных позиций, заставляя испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение: «Ты вёл себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за тебя». Главное, чтобы любое замечание было тактично, будило совесть ребёнка. Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей.
На это указывал А.С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребёнка, как нужно поступать, и привычным способом поведения «есть маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».
«Заполнить опытом» - это значит постоянно упражнять ребёнка в выполнении правил поведения. Если воспитатель постоянно следит за выполнением правил поведения, не допускает даже малейших отклонений, то вскоре они становятся нормой для всех детей.
Упражнение. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого действия.
Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила.
Решение проблемных ситуаций приближает детей к реальным жизненным условиям. Так, дети, оказываясь перед выбором, например, как поздороваться с взрослым человеком «привет» или «здравствуйте», решают эту проблему самостоятельно.
Поощрение. Побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.
Пример для подражания позволяет детям копировать соответствующие образцы поведения.
Чтение художественных произведений помогает более осознанному пониманию поведенческих правил. Жизненная или сказочная история создаёт эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения.
Игровые приёмы, знакомые потешки, поговорки, меткие сравнения из любимых художественных произведений, используемые воспитателем, помогают формированию правил вежливого поведения.
Е.Ю. Яницкая предлагает следующие методы и приёмы:
· этические беседы;
·личностные беседы, которые в процессе общения с педагогом у большинства детей вызывают особый интерес;
·во время проведения упражнений в соблюдении правил культуры поведения использовать такие приёмы, как: показ, объяснение, поощрение, напоминание в виде вопроса и в виде замечания, контроль, оценка;
·приёмы, поддерживающие уверенность в умении ребёнка проявлять культуру общения: «Я знаю, ты умеешь правильно обращаться с просьбой»;
·приёмы сдерживания эффективны при индивидуальных беседах, они вызывают у ребёнка желание придерживаться норм и правил культуры общения («Подумай, хватит ли у тебя терпения выслушать собеседника до конца»);
·приёмы, показывающие интересную, хорошую перспективу: «Ты поздороваешься первым с ребятами, и им будет приятно».
С.А.Козлова предлагает «методику предвосхищения». Суть её
заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребёнка. Например: «Сейчас мы с тобой пойдём к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он тебе в ответ обязательно улыбнётся, ему нравятся воспитанные дети».
Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, необходимо постоянно использовать различные организаторские формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, реальные и специально организованные ситуации.
Также необходимым условием для воспитания вежливости является создание в группе атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
Б.В.Бушелева, З.Н.Вербанец указывают на то, что, на культуру поведения ребёнка влияет общение со сверстниками, благодаря которому воспитание культуры поведения происходит естественно и целенаправленно. Поэтому одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Следовательно, по мнению авторов, при организации педагогического процесса целесообразно поощрять воздействие на товарищей тех воспитанников, которые овладели формами вежливости.
Исследования Л.В.Артемовой указывают, что дети старшего дошкольного возраста при наличии осознанных знаний о тех или иных правилах поведения могут тактично направлять поведение сверстников в процессе общения.
Выводы:
Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической
литературы мы пришли к следующим выводам, что, важным средством воспитания вежливости является правильная организация общения детей дошкольного возраста с взрослыми и со сверстниками.
Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:
сотрудничества;
Данные положения легли в основу разработанной нами гипотезы исследования
Гипотеза: эффективность воспитания вежливости у старших дошкольников обусловлена такой организацией работы, которая включит в себя:
Глава 2.
Организация опытно-педагогической работы.
Задачи констатирующего эксперимента:
Прежде, чем приступать к опытно – экспериментальной работе, нам представилось необходимым выявить те показатели, которые позволяют оценивать ребёнка как «вежливого». Анализ работ Р.С.Буре, С.А.Антоновой, И.Н.Курочкиной, С.В.Петериной и др. позволил выявить эти показатели, а именно:
1. здороваться без напоминания;
2. прощаться без напоминания;
3. вежливо обращаться с просьбой, о чем-либо спрашивать (подайте, пожалуйста, книгу; разрешите пройти);
4. благодарить за услуги или вежливо отказываться от них (спасибо, вы так любезны);
5. извиняться за свою неловкость, за поступок (извините, я не нарочно; простите, пожалуйста; примите мои извинения);
6.отвечать на просьбу благодарностью (пожалуйста; не за что; на здоровье);
7. не перебивать разговора старших и сверстников;
8. не допускать грубых выражений в своей речи;
9. обращаться к взрослым на «Вы», называть их по имени и отчеству.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста нами были проведены целенаправленные наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности. Наблюдения проводились по выделенным показателям.
Результаты наблюдений представлены в таблице.
Проявление вежливости детьми (констатирующий этап исследования).
Для иллюстрации таблицы приведём примеры из протоколов наблюдений за общением детей.
С целью выявления сформированности представлений о нормах и правилах вежливого поведения у детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены беседы. Оценка ответов детей проводилась по выделенным ранее показателям.
Результаты бесед представлены в таблице.
Для иллюстрации таблицы приведём примеры из протокола беседы с детьми.
Беседы проводились на следующие темы:
Цель: выяснить представления детей о том, какие правила поведения они называют хорошими. (Здороваться, благодарить за услугу, вежливо обращаться за помощью и т.д.).
Цель: определить, какие представления имеют дети о вежливом (воспитанном) человеке. Понимание значений слов «вежливый», «воспитанный» «грубый». Ребёнку задавались вопросы: «Какого человека можно назвать вежливым? воспитанным? грубым?
Пре
Автор: Тишкина Людмила Валентиновна