Устное народное творчество
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности:
Сестра к брату идет,
А он от нее прячется.
(Солнце и месяц).
Крашеное коромысло
Через реку повисло.
(Радуга).
В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего –либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Пословица (поговорка) создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.
Конечной целью пословицы всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа.
Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Ученье – наука
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума, укреплению здоровья. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко запоминаются и воспринимаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. В детском саду пословицу можно использовать в любых ситуациях. Собираясь на улицу, можно напомнить: «Поспешишь, людей насмешишь», во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять природные явления. Из собственных наблюдений, дети заключают: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами»…
Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого – высшая ценность. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Маша черноброва»). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку.
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, то есть в них содержатся педагогические идеи.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.
Главным и решающим фактором, объединяющем в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, является природа. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах.
Автор: Кулакова Диана Васильевна