Главная / Дошкольное образование / Разное

Театрализация как вид деятельности старших дошкольников

В истории человечества , в истории педагогики немало примеров , подтверждающих неоценимое значение театрально – игровой деятельности в детском возрасте. Театральное искусство близко и понятно детям , ведь в основе театра лежит игра.

Дошкольники очень любят игры , напоминающие театральные представления , где одни дети – артисты , другие – зрители .

В современном понимании игра – это “ форма деятельности в условных ситуациях , направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта , фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий , в предметах науки и культуры “ .

В дошкольном детстве “ игра “ , как известно , является основным видом деятельности ребенка и многими выдающимися педагогами и психологами доказано ее неоценимое , огромное влияние на формирование личности ребенка .

(Л.С. Выготский , А.В. Запорожец , А.Н. Леонтьев и другие ) .

Понятием “ игра “ объединены самые разнообразные проявления активности ребенка , которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью.

Таким образом, театрализованная игра , как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на формирование ребенка.

Сам термин “ театрализованная игра “ указывает на связь ее с

театром , поэтому , прежде чем перейти к рассмотрению ее сущности , остановимся на этой взаимосвязи.

С позиции культурологии игра рассматривается , как деятельность , которая “ осознается как “ ненастоящая “”,не связанная с обыденной деятельностью … могущая полностью захватить играющих ; которая не обусловливается ни какими интересами или доставляемой пользой ; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядочено и в соответствии с определенными правилами … необычность ее “ подчеркивается своеобразной одеждой и обликом “ .

Связь “ театральной “ и детской игры прослеживается во многих исследованиях . ( Л.П. Бочкарева , В.И.Всеволодский – Гернгросс ) , игра ребенка рассматривается как “ мимическое искусство актера “ “ драматический или театральный инстинкт “ , “ артистическая стилизация “ ,

” искусство ребенка “ , “ генетическая основа механизма актерского мастерства “ , “ формы примитивного драматического искусства “

“ Театрализованная игра “ - “ театральность “ – “ театр “ – этот ряд однокоренных слов указывает на родство театральных игр с театром .

Театр - всеобъемлющий с синтетический вид деятельности , соединяющий в себе : слово , образ , музыку , танец , изобразительное искусство . Он несет в себе особый , лишь одному ему присущий , познавательный элемент, свое особое видение мира , в отличие от других видов искусства ( живописи , скульптуры , музыки , поэзии ) ( Е.В. Семенов , К.С. Станиславский и др. )

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания , познавательности , эмоциональности , коммуникативности , живого воздействия художественного образа на личность . ( В. К. Вилюнас , Л.Я Дорфман , А.В. Запорожец , А.Н. Леотьев , Л.З. Неверович и др. )

Поэтому роль театра в эстетическом воспитании дошкольников является неоценимой , что доказано в исследованиях А . М. Виноградовой , С.И. Мерзляковой , Е. Л. Трусовой . В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. ( Л.И. Божович , А.В. Запорожец , Я.З. Неверович ) . В них , с одной стороны , отражается внешняя картина окружающего мира , а с другой стороны внутренний компонент , в виде ощущений , представлений , который придает эмоциональному образу ( в отличие от образа чисто рассудочного )побудительный , активизирующий характер отражения окружающий действительности .

К старшему дошкольному возрасту в результате воспитания у дошкольника , как отмечают А. В. Запорожец , В. В. Зеньковский , А. Салиев открывается та сторона эстетического восприятия , которая дает толчок развитию его познавательной деятельности .

Происходит это благодаря тому , что художественное произведение

( литературное , музыкальное , изобразительное ) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений ; но также позволяет ему выделить существенное , характерное в предмете , понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки , которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества , в своеобразной форме отражаются жизнь народа , его обычаи , характер деятельности , стремления и идеалы , жизнь животных и природного мира. ( В. В. Зеньковский , В.Я. Пропп , К.Г. Юнг ) .

Эстетическое восприятие детей , в том числе восприятия театра , не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности . Ребенку старшего дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия , способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах ( Л.С. Выготский , А.В. Запорожец , Л. С. Славина , Л. Г. Стрелкова и др. ). Это позволяет использовать театрализованную игру в воспитании “ эстетики поведения “ ,т. е. умения поступать “ красиво “ это происходит , когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем , но и с отрицательным , непривлекательным ( С.Н. Карпова , С.Г. Якобсон ) .

Благодаря этому зарождаются социальные чувства , эмоциональное отношение к событиям и поступкам , имеющим значение не только для ребенка лично , но и для окружающих ( А.А. Бодалев , Я.З Неверович ) , что квалифицируется как “ эмпатия “ , или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым ) . ( Л. И. Божович , Т. Рибо , Л.Г. Стрелкова и др. )

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия ( К. Изард) , и эмоциональные действия ) Я. Рейковский ) , которые выражаются в мимике , пантомиме ( пластике ,походке ) вокальной мимике ( интонации , тембре , дикции , ритме ) ( Л. Я. Дорфман , К.С. Станиславский) . Причем, выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание , но и совершенствовать его .( С. Л. Рубинштейн ).

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением , она существенно от него отличается : не требует обязательного присутствия зрителей ,участия профессиональных актеров и профессиональной игры . В игре иногда бывает достаточно внешнего подражания , тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение , вхождение в образ , исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная , что делает ее привлекательной для детей . Она приносит ребенку большую радость и удивление . В ней заложены истоки творчества , дети принимают руководство взрослого , не замечая его. Будучи по своему характеру синтетической деятельностью, она обладает широким воспитательным потенциалом .

В педагогической литературе нет однозначного ее определения . Имеются определения , сходные , приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм , либо определением видов игр , относящихся к театрализованным играм , например “ игры -драматизации “ и режиссерской игры . Так , Л.С. Выготский считает драматизацией – детское театральное творчество . Е. Л. Трусова употребляет в качестве синонимов понятие “ театрализованная игра “ , “ театрально – игровая деятельность “ , “ игра – драматизация “ . Встречается также термин “ театрально - игровое творчество “ ( В.И.Ашиков , С.Г. Ашикова )

Для театрализованных игр в которых присутствует художественный образ и драматическое действие , В.И. Всеволодский – Гернгросс употребляет термин драматические игры “.

Большинство исследователей считают , что театрализованные игры наиболее близки к искусству и называют их “ творческими “ ( М. А. Васильева , С. А. Козлова , Д. Б. Эльконин и др. )

Результаты анализа различных точек зрения позволяют рассматривать театрализованную игру , как деятельность , моделирующую биосоциальные отношения , подчиненную сюжету – сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах . В игре принятие образа овеществлено ( переодеванием или куклой ) и выражается с помощью различных символических средств ( мимики , пантомимы , пластики, речи , пенсия ) .

Во многих исследованиях театрализованные игры классифицируется по способам изображения сюжета , то есть по средствам эмоциональной выразительности . ( Л. В. Артемова , Е. Л. Трусова ) . Основные группы театрализованных игр : режиссерские и игры – драматизации . К режиссерским играм относятся различные виды театров ( настольный , стендовый , конусный , ложковый и т. д. ) В этих играх ребенок создает сцены , играет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного , преобладающими средствами выразительности являются интонации ,

мимика , а пантомима ограничена , поскольку ребенок действует , в

основном , с неподвижной фигурой или игрушкой . Под понятием “ режиссерские игры подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами , которыми ребенок манипулирует как режиссер : сам создает сюжет , сценарий . Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения ( В.А. Кожевникова , Е.Е. Кравцова ) . Важная особенность , этих игр состоит в том , что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой . Сходство игр с режиссерской работой состоит в том , что ребенок сам придумывает мизансцены , т. е. организует пространство , исполняет все роли или просто сопровождает игру “ дикторским “ текстом . В этих играх ребенок – режиссер приобретает умение “ видеть целое раньше частей “ , которое и его последователей , является основой для развития воображения , как новообразование дошкольного возраста.

“ Такая игра “ ,- по мнению Е.Е.Кравцовой , “ пройдя в своем развитии этапы образно – ролевой игры , связанной с театрализацией , вживанием в образ и переодеванием , сюжетно – ролевой и игры с

правилами , достигает к старшему дошкольному возрасту вашего этапа – режиссерской игры .”

Игры – драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого – либо сюжета в соответствии со сценарием . Они основываются на действиях исполнителя , который использует пальчиковые куклы , куклы “ би-ба-бо “ , “ шапочки “ героев произведения , маски и т.д. , и соответствует определению : “ Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое – либо литературное произведение , сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передовая характеры персонажей “ .

Поскольку ребенок играет сам , он может использовать все средства :выразительности интонацию , мимику , пантомиму.

Театрализованная игра , как вид игровой деятельности структурно представлена теми же основными компонентами , что и любой другой активности человека. На это указывают исследователи как в области театроведении , так и в области педагогики и психологии ( Л.В. Артемова , Е. Л. Трусова и другие ).

Структура театрализованной игры содержит те же компоненты , что и сюжетно- ролевая : роль , как определяющий компонент ; игровые действия ; игровое использование предметов ; реальные отношения между играющими детьми. Однако в театрализованной игре игровое действие или игровой предмет( костюм , кукла ) определяют и облегчают принятие ребенком на себя роли , и только после этого сама роль предлагает выбор игровых действий .

Для театрализованной игры важным является разграничения понятий “ роль “ и “ игровой образ “ . Понятие “ роль” подразумевает изображение человека или животного , для которых характерны типичные проявления , а для человека – еще и вид деятельности . Игровой образ – “ сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время . “

При этом на формирование умения перевоплощаться , создавать игровой образ прежде всего влияют игры – драматизации .

Реализация в игре – драматизации роли , привлекательной для ребенка , требует более строго подчинения сюжету ( почти правилу ) , отражающему установленному автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности , чем в сюжетно – ролевой игре . Вместе с тем выполнение роли не исключает творчества . Роль отражает не только социальную , но и личную позицию персонажа . Она может быть выражена системой реальных и условных ( обобщенных ) игровых действий , моделирующих не только социальные , но и экологические отношения . Для выполнения этих действий могут использоваться игровые предметы . В театрализованной игре нет отношений состязания . Как и в сюжетно- ролевой игре , это – отношение сопричастности смыслу действий партнера по сценарию , дополнение их или просто независимые действия каждого ее участника.

Театрализованная игра требует выполнение условных действий реальности , заданной литературным произведением или заранее оговоренных сюжетом , поэтому она имеет репродуктивный характер .

Игровое действие в театрализованных играх может носить разнообразный характер . Так , в режиссерской игре – ребенок одновременно “ актер “, исполняющий последовательно роли каждого персонажа , и “ режиссер “ , управляющий движением сюжета “ сверху “ .

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только , как вид игровой деятельности , но и как средство всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста . Они обогащают детей новыми впечатлениями , знаниями , развивают интерес к литературе и театру.

Игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности , инициативности , эмоциональной отзывчивости, воображения . Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи.

Ребенок усваивает богатство родного языка , его выразительные средства , использует интонации , соответствующие характеру героев и их поступками , старается говорить четко , чтобы его все поняли.

В игре – драматизации формируется диалогическая , эмоционально – насыщенная речь , активизируется словарь ребенка . С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения , логику и последовательность событий , их развитие и причинную обусловленность . Игра – драматизация способствует освоению элементов общения ( мимика , жест , поза , интонация , модуляция голоса ) .

Театрализованная игра – главное содержание детской жизни . В игре проявляются первые приобретенные умения , игра же служит важнейшим средством для новых приобретений . Играя , ребенок как бы открывает и развивает свои способности , играя , он познает окружающий мир , играя учится понимать отношения между собой и элементами этого мира .

Театральные игры дошкольника – это школа его мышления и суждений . Помимо способности суждения и умозаключения при помощи игр усваиваются различные конкретные знания .

Всякая новая игра – это новый опыт , который в свою очередь становится источником новых познаний , новых чувств , новых желаний и новых умений.

Живое чувство удовольствия , которое дети испытывают во время игры – важнейший стимул , побуждающий их к объединении. Общество детей – это общество для игр . В игре каждый ребенок одновременно и зритель , и действующее лицо , испытывающее разнообразные чувства – удовлетворения

гордости , победы . Ребенок играющий в коллективе начинает свою социальную жизнь.

Ученый Жан –Жак Руссо советовал : “ Любите детство поощряйте его игры , его театральные развлечения , прямую непосредственность его существа …

Игра позволяет ребенку глубже проникнуть в смысл человеческой деятельности . В процессе изучения особенностей личностного смыслоразличения было выявлено существование двух его форм : непосредственно- эмоциональной и вербализированной ( Л. А. Венгер , В. К. Вилюнас , В.С. Мухина ) . Вербализированная форма , предполагающая осознание , обозначение того , что придает смысл дошкольного возраста . Поэтому единственно возможной формой , благодаря которой детям становится понятен смысл их деятельности , в том числе и познавательной , является эмоциональное проживание различных ситуаций –ситуаций решения познавательных задач . В старшем дошкольном возрасте , для того , чтобы познавательная задача имела для ребенка смысл , достаточно символического обозначения игровой ситуации , создания игровой мотивации с помощью игровых персонажей и различных символических средств , или проблемные ситуации , задачи – загадки , собственно задачи .

( Т.И. Бабаева , А.И. Булычева ). Все формы постановки познавательной задачи возможно реализовать в театрально – игровой деятельности , поскольку проблемную ситуацию , которую можно разрешить , перевоплотившись в персонаж .

Благодаря театрализованной деятельности ребенок учится соотносить свою собственную познавательную позицию с другими возможными позициями , в результате чего появляется возможность для рассмотрения окружающего мира с разных точек зрения : принимая игровой образ , ребенок “ упражняется “ в умении видеть действительность другими глазами , хотя больше всего он сосредоточен на своей роли , т. е. на собственном понимании. В режиссерской игре обеспечивается возможность для иного позиционного видения – ребенок смотрит “ сверху “ , выделяя различия своих взглядов и других точек зрения .Причем это позиционное видение развивается в естественной и привлекательной для ребенка деятельности – в приобщение к сказке.

Четкая структура художественного произведения позволяет педагогу не только определить место , в котором ребенок испытывает трудность , но и задать общий ориентир для продолжения игры , сохраняя ее спонтанность и творчество . ( Л. А. Венгер , О. М. Дьяченко ) Таким образом , режиссерские игры по заранее определенным сюжетам, подготавливают ребенка к играм 0 драматизация и помогают ему позднее осмысленно участвовать в детских театральных спектаклях.

Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования различных видов театрализованных игр в воспитательной и психотерапевтической работе . Представители Вальдорфской школы считают , что” чем больше образов пройдет через душу ребенка , чем разнообразнее будут сценические ситуации , тем шире будет мир его чувств и поступков , тем совершеннее гармоничнее станет его душа . Театральный процесс рассматривает как практическая психология , как процесс , решающий “ проблемы психологической реабилитации на театре “

Произвольное поведение , осуществляемое ребенком в соответствии с образом и сюжетом и контролируемое на основе их содержания , становится доступным благодаря принятию и выполнению различных игровых ролей и их контролю со стороны всех участников театрализованной игры . Благодаря игре сенсомоторные функции , память , внимание , также приобретают качества произвольности .

Волевая регуляция раскрывается в процессе формирования чувства пространства ( мизансцены ) , движения ( жест , мимика , пантомима ) , в создании “ подвижной графики “ , когда с помощью “ нового тела “ необходимо выразить состояние души персонажа .

Формирование этих способностей в театрализованной деятельности ведет к гармонии души и тела . Театрализованная деятельность также рассматривается и в практическом аспекте : анализируется определенный

вид игры в связи с конкретными литературными произведениям , особенности организации этой игры , ее планирование , подготовка атрибутов и конспектов занятий ( Л.В. Артемова , Г. В. Генов , Е.Л. Трусова , Н.Ф. Сорокина ) . По – мнению различных исследователей театрализованная деятельность может протекать в виде сочинения сказок , импровизаций при исполнении коротких сценок , инсценировки готового литературного текста , воплощения в игре житейских ситуаций ( Л. С. Выготский ) ; конфликтных игр с контрдействием , игр по предложенным взрослыми обстоятельствами . ( П. Пенчев , С .Алексиева) ; использования художественно – образного действия , картин , кукольных представлений ( Л. С. Фурмина)

В рамках театрализованной деятельности существуют широкие возможности формирования определенных действий для выражения эмоций , т. е. художественного моделирования эмоций ; эта тема подробно рассмотрена в театроведческой литературе ( С. Х. Раппопорт ). В театрализованной деятельности дети знакомятся с выражением эмоций и обучаются адекватному их воспроизведению в процессе перевоплощения в

животных и сказочных героев , в психологических этюдах , во время чтения пиктограмм( Р.Р Калинина , В.М. Минаева , Р. Б. Стеркина , Л.Б.Фесюкова ,

О.В. Хухлаева )

Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности . Выявлено , например , взаимовлияние изобразительной и театрально – игровой деятельности на эстетическое влияние детей ; во – первых при оформлении декораций , во – вторых при возникновении образов у детей ( Е. Л. Трусова , С. И. Мерзлякова и др. )

В первом случае изобразительная деятельность является одним из компонентов театрализованной игры , в ходе которой оформляется предметно – игровая среда . Поскольку при постановке важна декорация , необходимо , чтобы она была знакома , близка, значительна на сцене и в иге , так как создает настроение , “ красивую правду “ . ( К. С. Станиславский ) и отражает объекты моделируемой реальности .

Во втором случае видят истоки детского изобразительного творчества( рисунок , лепка, аппликация ) игровой деятельности, в том числе и в игре драматизации ( А. Н. Леонтьев , С. И. Мерзлякова , Б.М. Теплов , Е. Л. Трусова ). Установлено , что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче возникает в игре ,чем в изобразительной деятельности ( Т.Т. Козлова , Н. П. Сакулина и др. )

Исследование свободной режиссерской игры с куклами ( туловища - цилиндры с шариками – головками , на которых ничего не нарисовано ) по изучению связи видов воображения в данной игре и в рисунках

подтвердило , что эти виды воображения у ребенка устойчивы ( О. М. Дьяченко , Е.Л. Трусова )

Взаимосвязь этих двух видов художественно – эстетической

деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:

- усвоение детьми литературного текста , как первоосновы игры –

драматизации и сюжетного изображения , накопление и углубления знаний об окружающей действительности и применение умений создавать образы в процессе художественной деятельности проявление новой продукции – сюжетного рисунка и персонажа драматизации .( Е. Л. Трусова )

- формирование в художественно – творческой деятельности, чувства формы , ритма , цвета , композиции , выразительности речи, движений ;

- формирование у детей художественно – творческого образа происходит следующие этапы :

1. первичное формирование образа на основе литературного произведения ;

2. обогащение , конкретизация образа в продуктивной форме понятной для окружающих ;

3. взаимообогащение его , благодаря перенесению выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой . ( Е.Е. Кравцова , С.И. Мерзлякова )

Поскольку в основе театрализованных игр лежит сюжет , отражающий не только социальные отношения людей , но и законы природного мира , то методической литературе предлагается знакомить детей в их процессе не только с социальным , но и природным миром ; формировать экологическое самосознание личности ( Л. Я. Дорфман ) , чувство сопричастности ( С. Н. Николаева ) , создавать “ образ мира “ ( А. Н. Леонтьев ) , где мир или его фрагменты самоценны , берутся не сами по себе , в их независимом существовании , а в отношении к человеку , его родовом и индивидуальным свойствам .

Встречается также рассмотрение театрализованной деятельности как средства этнокультурного и экологического воспитания детей . В системе работы с детьми рекомендуется планирование комплексных занятий , народных театрализованных праздников , формирующих обобщенные представления на основе веками накопленных наблюдений за характерными особенностями времен года , флоры и фауны , погодными изменениями , способствующих усвоению форм символизации , восприятию произведений изобразительного и литературного искусства . Эти тенденции отображены в современных программах , таких как “ экологическое воспитание дошкольников “ ( С. Н. Николаева ) “ Родник “ ( Л. Б. Бариева , Е.О Герасимова ) и др.

Кроме самостоятельной театрально – игровой деятельности детей , важное влияние на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста оказывает восприятие театра , как вида искусства .

По силе непосредственного эмоционального воздействия театр находится на первом месте среди других видов искусства. Спектакль нагляден . Перед зрителями – живые конкретные люди со всеми их мыслями , чувствами , поступками , возникающими и происходящими на глазах у зала по мере развития событий .

Гете в “ Правде и поэзии “ пишет : “ Обыкновенно мы проводили свое свободное время у бабушки , в покоях которой всегда находилось достаточно места для игр . Однажды , в сочельник , она увенчала все свои благодеяния , устроив для нас представления кукольного театра и создав , таким образом , новый мир в старом доме. Этот неожиданный спектакль привлек наши юные сердца с особенной силой , он произвел , в особенности на нас – мальчиков , такое сильное впечатление , отголоски которого еще долго и заметно сказывались .

Маленькая сцена с ее немыми действующими лицами , которую нам вначале только показывали а, затем отдали для упражнений и драматического оживления , должна была иметь , для нас , детей , большую ценность . (Д./В№5.1976.г, с.41 )

Эти слова Гете подтверждают огромное , непередаваемое воздействие театрального искусства на душу ребенка . Это же утверждение прозвучало из уст знаменитого русского актера Спартака Мишулина ( 22 октября, телепередача «Утро» , “ когда я, в 5 лет, попал на спектакль “ Недоросль “ – он произвел на меня ярчайшее впечатление , которое я сумел пронесли через всю свою жизнь ….. Я смеялся до слез , когда услышал : что

“ прилагательные “ – это значит к чему –то прилагаются … “

Можно приводить такие примеры до бесконечности , но нам

кажется , что и так очевидно , что “ театр “ способен “ посадить “ в нашей душе маленькое “ зернышко – чувство “ , которое способно окрепнуть и перерасти в огромное желание “ творить “ для людей , нести такие же прекрасные переживания для них.

Мы уже выяснили , что театр , сочетает в себе , красоту слова , музыки , живописи . Литература , поэзия , живопись , музыка – источники прекрасных образов , чувств, мыслей , которыми мы вместе с детьми можем восхищаться и которые дают много импульсов для жизни и творчества.

Среди всего этого мы честно должны выбирать то , что нас самих не оставляет безразличными – тогда дети скорее что- то увидят и почувствуют .Воспитать благодарного , нравственного , творческого человека без красоты невозможно . Красота пробуждает в ребенке лучшее чувства , энергию радости , которая активизирует творческую активность , положительно влияет на здоровье.

Но чтобы все это испытать , ребенок должен увидеть красоту и воспринять ее , так как не воспринятая красота сама по себе ничего не даст.

Вот , здесь – то , и может нам помочь именно , театральное искусство , благодаря которому дети могут и воспринимать красоту и учиться ее создавать в действии.


Автор: Тихонова Светлана Леонидовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Театрализация как вид деятельности старших дошкольников Тихонова Светлана Леонидовна 31 Мар 2015
презентация Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников Артеменко Елена Валерьевна 31 Мар 2015
документ Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников Гончарова Ирина Сергеевна 4 Апр 2015
документ Пение – как основной вид музыкальной деятельности дошкольников Жесткова Ксения Борисовна 19 Мая 2015
документ Пение как основной вид деятельности дошкольников Сорокина Татьяна Сергеевна 10 Июл 2015
документ Игра как основной вид творческой деятельности дошкольников Кутлаева Ольга Анатольевна 20 Окт 2015
документ "Как выбрать вид спорта для ребенка" - папка передвижка для родителей группы старших дошкольников. Малагонцева Олеся Александровна 19 Окт 2015
разное Статья для родителей " Поощрение как фактор активизации учебно - познавательной деятельности старших дошкольников Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старших дошкольников. Романко Евгения Викторовна 31 Окт 2015
документ «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей Кривицкая Екатерина Владимировна 7 Апр 2015
презентация Ритмика, как вид совместной деятельности и средство музыкального развития дошкольников. Усынина Анна Валерьевна 31 Мар 2015
документ Театрализация для детей старших и подготовительных групп «Сказка о том как волчонок решил стать пожарным» Сазонтова Елена Александровна 30 Мар 2015
документ Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.       Каждый вид обучения рассказыванию (пересказ, рассказ-описание, рассказ по картине, творческий рассказ) как метод формирования связной речи детей им Тарасова Ольга Валентиновна 2 Сен 2015
разное Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания. Жаренова Светлана Валерьевна 31 Мар 2015
документ Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе». Катаван Ирина Александровна 4 Апр 2015
документ Организация совместной деятельности и создание условий по развитию представлений старших дошкольников о России как государстве. Питерскова Марина Николаевна 31 Мар 2015
документ Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников» Фунтова Александра Геннадьевна 7 Апр 2015
документ Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. Перевалова Ирина Дмитриевна 7 Апр 2015
разное Пение, как основной вид музыкальной деятельности детей Крылова Г.А. 31 Мар 2015
разное Самостоятельные работы как вид учебной деятельности Туник Ольга Валентиновна 6 Апр 2015
документ Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников" Трунова Ирина Сергеевна 31 Мар 2015
документ Игра как ведущий вид деятельности Игра как ведущий вид деятельности. Абрамова Марина Валерьевна 31 Мар 2015
документ Пение как вид активной музыкальной деятельности детей Пение как вид активной музыкальной деятельности детей Федина Жанна Рушановна 31 Мар 2015
документ ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Екименко Валентина Алексеевна 13 Ноя 2015
документ ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Столярова Наталья Леонидовна 13 Ноя 2015
документ Игра - основной вид деятельности дошкольников Дубина Светлана Александровна 31 Мар 2015
документ Игра - основной вид деятельности дошкольников Дубина Светлана Александровна 31 Мар 2015
документ Мастер - класс "Игра ведущий вид деятельности дошкольников" Надежда Александровна Суфиева 14 Апр 2015
документ Игра - основной вид деятельности дошкольников Казакова Алимат Магарбиевна 24 Фев 2016
документ Игра — ведущий вид деятельности дошкольников Северина Наталья Валентиновна 30 Янв 2016
документ Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Харченко Ольга Александровна 30 Мар 2015
документ Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников. «Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников». Мирошниченко Юлия Александровна 31 Мар 2015
документ Музыкально – театральная студия как средство развития одаренности старших дошкольников Музыкально – театральная студия как средство развития одаренности старших дошкольников Жорова Ольга Петровна 25 Июн 2015
презентация Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы. Наумова Оксана Игоревна 31 Мар 2015
документ Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей. Васильева Марина Анатольевна 10 Апр 2015
разное Театрализация в жизни дошкольников. Театр своими руками. Донских Ирина Викторовна 31 Мар 2015
презентация Лабораторная работа как вид учебного исследования на уроках русского языка в старших классах. Божко Елена Васильевна 20 Мар 2015
документ Пение как вид активной музыкальной деятельности детей Змеева Людмила Николаевна 20 Мар 2015
презентация, документ Учебные практики как вид внеурочной деятельности Щербакова Ирина Вячеславовна 20 Мар 2015
документ Работа концертмейстера как вид педагогической деятельности Черткова Регина Хацкелевна 21 Мар 2015
документ Чтение как вид учебной деятельности. Васильченко Таисия Леонидовна 21 Мар 2015