Самоанализ деятельности педагогического работника
Самоанализ деятельности педагогического работника На различном музыкальном материале можно развивать слух ребёнка, умение слушать и слышать музыку. Педагог направляет деятельность детей так, чтобы она развивала их музыкальные способности. Один год работы у нас не похож на другой. Это зависит от возможностей и желания детей, от того музыкального материала, который я предлагаю детям. Моё педагогическое кредо заключается в том, что ребёнок становится умнее и счастливее, когда учится понимать и любить музыку. Развитие музыкальных способностей начинается с умения слушать музыку, наслаждаться её красотой. В своей работе я использую принципы элементарного музицирования. Мы слушаем музыку и одновременно придумываем танец, песенку, подыгрываем на детских музыкальных инструментах. Как приятно наблюдать за творческим ростом ребёнка! Бывает, что скованный, закомплексованный малыш под воздействием музыки и педагога становится лидером в творческом танце. Слушая музыку с детьми, мы подбираем к ней слова, картинки, сочиняем загадки, стихи; обозначаем музыку различными моделями или цветом, которые выбирают дети. Так, к «Детскому альбому» П.И. Чайковского мы сочинили с детьми стихи к пьесам, и у нас получились песенки: «Марш солдатиков», «Полька», «Русская пляска». Дети сами заметили, что в «Польке» из «Детского альбома» как будто звучат два голоса: высокий и низкий. Высокий голос дети отдали Дюймовочке, а низкий - солдатику. Мы все вместе написали слова: «Наш солдатик и Дюймовочка, Нам станцует свою полечку. Звучит музыка колокольчиком, Танцевать нам польку хочется!» Дети спели эти слова под мелодию «Польки», и получилась песенка. Все вместе мы сочинили парный танец, а потом ещё решили подыграть под польку в оркестре на детских музыкальных инструментах. Дети сами выбрали инструменты, соответствующие характеру музыки. Все наши дети в старших группах не просто знают, но и любят музыку, умеют её анализировать, различают классическую и народную музыку, народные инструменты и инструменты симфонического оркестра. Дети гордятся тем, что П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович, А.П. Петров жили и творили в нашем городе. Тема ознакомления дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга одна из новых и неразработанных в дошкольной педагогике. Очень многое нам пришлось делать и разрабатывать самим: перспективные планы ознакомления дошкольников с музыкальной культурой 18-20 веков, музыкальные вечера ознакомления с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, Д.Д.Шостаковича. В своих разработках мы прежде всего полагались на принципы доступности, полезности и привлекательности музыкального материала для детей. В работе с каждым ребёнком я основываюсь на личностно-ориентированном подходе, учитывая особенности и желания детей, воспитываем личность в ребёнке. В наших творческих заданиях ребёнок, исходя из интереса и потребностей, выбирает вид музыкальной деятельности, музыкальные инструменты, атрибуты к танцу. Проработав по теме ознакомления детей с музыкальной культурой Санкт-Петербурга Несколько лет, я могу с уверенностью утверждать, что воспитание юного петербуржца с помощью музыки возможно в дошкольном детстве. Дети не просто слушают музыку, но и учатся её анализировать, наслаждаться услышанным, развиваются умственно и эстетически. Именно это важно для подготовки детей к школе. Очень много мы сочинили с детьми музыкально-дидактических игр: «Подбери картинку к музыке», «Определи танец и покажи его», « Подбери музыку к Петербургу»(Летний сад, Адмиралтейство, Медный всадник), «Узнай музыку композитора», «Подыграй оркестру». С помощью этих игр мы слушаем, анализируем музыкальные пьесы, творим под музыку в движениях и в игре на детских музыкальных инструментах. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, она очень важна для детей, так как устойчивость их внимания невелика. Музыкальное и двигательное творчество развивает музыкальные способности ребёнка. Музыкальные игры повышают интерес дошкольников к классической музыке, превращая процесс ознакомления с нею в удовольствие для детей. В перспективе мы будем продолжать работу по ознакомлению с музыкой петербургских композиторов, будем стараться вместе с детьми сочинять свои танцы к музыке(«Детский альбом» П.И. Чайковского, «Три чуда» Н.А. Римского-Корсакова, «Музыкальные сюиты» Д.Д. Шостаковича.
Автор: Калашникова Ирина Евгеньевна