"Специфика урока хореографии в детской дошкольной студии"
СПЕЦИФИКА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
в детской дошкольной студии.
Начиная работать в детской дошкольной студии эстетического развития «Родничок», где занимаются дети 4-6 лет, мы столкнулись с определёнными трудностями в организации уроков хореографии, в подборе танцевального и музыкального материала. Все методические разработки предназначаются для музыкальных занятий в детском саду и включают в себя слушание музыки, обучение вокально-певческим навыкам, разработку комплексов утренней зарядки для детей, сценарный материал для проведения праздников в детском саду. Мы же в студии занимаемся с детьми хореографией, т.е. обучаем малышей основам танцевального искусства, сочетая элементы классического и народного танца, детской ритмики.
Особенность этой разработки состоит в том, что урок хореографии для дошкольников – это своеобразная игра с элементами перевоплощения в соответствии с тем или иным образом. Педагог на уроке выступает в роли доброго волшебника, который превращает детей то в игрушки, то в зверюшек, то в различные природные явления.
Два основных направления развития ребёнка на уроках хореографии – это артистизм и музыкальность, ведь в конечном итоге после обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только чётко выполнять все танцевальные движения и рисунок танца, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую роль.
С первого дня перед педагогом и мною, концертмейстером, стоял вопрос: как сделать обучение основам хореографического искусства таким, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, ведь обучение азбуке движения – это длительный монотонный труд по развитию необходимых качеств. Как сделать, чтобы занятия хореографией не сводились к «дрессировке» движений, а вызывали у ребёнка положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное «я»?
Реализуясь, ребёнок всегда испытывает состояние комфорта, он счастлив в игре. Поэтому основным видом деятельности на наших уроках являются этюды, где в игровой форме даются основы танцевальных движений, вырабатываются навыки владения своим телом.
Задачи: научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, её динамикой, регистрами, выявлять образность музыки.
Каждый этюд сопровождается своим музыкальным отрывком. Каждый отрывок должен быть совсем небольшим, буквально несколько тактов, чтобы у ребёнка не возникало ощущения монотонности, однообразности занятия, чтобы различных образов на уроке было как можно больше, и они постоянно менялись.
Весь урок состоит из нескольких тематических блоков.
1-й блок – разминка, состоящая из общефизических упражнений. Мы назвали этот блок «Игрушки».
Этюд «Кукла» сопровождается весёлой народной музыкой, т.к. образ куклы – это неунывающая матрёшка, которая постепенно «оживает» (начинают последовательно двигаться голова, плечи, корпус, ноги). Можно использовать мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Этюды «Самолёт», «Вертолёт» объединены одной музыкой, состоящей из двух частей: более строгая – «Самолёт» (это наклоны корпуса в сторону, руки изображают неподвижные крылья) и более подвижная «Вертолёт» (это махи руками, изображающие вертящиеся лопасти вертолёта, корпус наклонён вперёд).
Этюд «Мячики» - это прыжки на месте, вперёд-назад, вправо-влево, соответственно музыка – лёгкая, с акцентами на каждый счёт.
Этюд «Воздушный шарик» (прохождение рук по всем позициям классического танца) – это образ лёгкого шарика, медленно взлетающего ввысь, неожиданно лопнувшего, но по волшебству ожившего вновь. Соответственно музыка должна быть не быстрой, романтического характера. Я использую «Ноктюрн» Поля Мориа.
Этюд «Солдатики» - это марш (шаги с высоко поднятыми коленями, танцевальный шаг).
Шаги на полупальцах и на пятках сопровождаются фрагментом из музыки Грига «В пещере горного короля». Более высокий регистр – это «Великаны» (полупальцы), более низкий регистр – это «Гномики» (шаги на пятках). Дети двигаются в соответствии с характером музыки, её динамикой, изменением темпа.
Блок «Путешественники» включает в себя игровые этюды «Поездка на лошадке» (руки впереди как будто натягивают вожжи, ноги в такт музыке топают пятками, как будто цокают копыта), «На машине» (дети слегка приседают, делают «пружинку», руками «крутят руль»), «На паровозе» (дети согнутыми в локтях руками изображают двигающиеся рессоры). Сопровождается песенкой Старокадомского «Весёлые путешественники». Дети мимикой и жестами изображают всех пассажиров, соответственно тексту песни.
В блоке «Зоопарк» музыка рассказывает о животных и птицах. Дети учатся передавать в танцевальных движениях, пантомиме характерные черты персонажей:
песенка «Чунга-Чанга» - весёлая обезьянка, которая кривляется и корчит смешные рожицы;
песенка «Мишка с куклой бойко топают», исполняемая в басовом регистре, - неуклюжий медведь, который грузно ходит на косолапых ногах, ест мёд из бочонка;
в этюде «Котик» дети изображают котёнка, который просыпается, расправляет после сна усы, идёт гулять и на прогулке встречает собаку, на которую шипит, царапается и криком «мяу!» прогоняет (музыка импровизационная);
песенка «На танцующих утят быть похожими хотят» - дети показывают, как у утят танцуют клювики, крылышки, хвостики;
под музыку вальса, исполняемую в верхних регистрах, дети изображают птичек, легко порхающих и клюющих зёрнышки.
Таким образом, сочетая игровую деятельность ребёнка с разнообразием музыки, танца, театрализации, педагог совместно с концертмейстером достигают яркого воплощения музыкальных образов через пластику, мимику, движение на уроках хореографии у детей дошкольного возраста.
Автор: Щербакова Светлана Анатольевна