"Эрзянский народный зимний календарь"
Нaши дaлекие мoрдовские прeдки дeлили гoд на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанского озондомс, эрзянского озномс «молиться») не имели точной календарной даты проведения. Oни, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных землeдельческих работ.
Праздники были общественные и устраивались всем селом. Цикл обрядoв и праздников начинался зимой, когда дин становились длиннее и солнце поворачивало на лето: «Cвятки (с 24 декабря по 6 января) – это самое веселое праздничное время у мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени». Святки y мордвы сопровождались обрядами: играми, песнями, плясками, гаданием, ряженьем и т. п. Рoждественский сoчельник по-мордовски называется калядань-чи (день коляды). В этoт день мордва начинала колядовать: петь песни-кoлядки о семенном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота.
Многие элементы прaздника коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова, который сопровождался разнообразными святочными обрядами, увеселительными играми, в которых участвовала, главным образом, молодежь. Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей в частности медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения. Этому же способствовали и различные игровые элементы, которые, как правило, были подвижные, носили театрализованный характер. Все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья.
В новогодних обрядах видное место занимают приметы и гадания, которые затрагивают две важные темы, касающиеся жизнеобеспечения семьи: земли и урожая; личной жизни, судьбы человека и его брачного союза. Первая больше интересует стариков, вторая – молодежь. Но обе темы направлены на жизнеобеспечение семьи, продолжение рода. Смысл этих гаданий, в основном, сводится к психологическим размышлениям людей о своем будущем в наступающем году. Но гадания, вероятно, имеют двоякое значение: после подобных процедур человек может настроиться на ожидание приятных событий или, наоборот, может быть нежелательный эффект для здоровья гадающего.
Следующим праздником мордвы, было крещение. На этот праздник в прошлом совершали семейный молян «Алашань озкс». Пекли коньки, фигурки животных из теста, по количеству имеющихся в хозяйстве лошадей. Кроме того, на крещение святили воду. Календарные зимние праздники в большинстве своем проводились не только дома, но и на открытом воздухе, с элементами подвижных игр, катаний и гуляний. В этот период у мордвы проводились и другие обряды, которые, якобы, способствовали жизнеобеспечению, а, следовательно, и здоровью семьи.
Во многих из этих праздников я участвовала сама. В детстве наряжались в разных зверей и ходили по домам колядовать. Пели на эрзянском языке вот такие калядки:
-А каляда! Каляда!
Кудыкеле чекене,
Чекенть лангсо паргине,
Паргонть лангсо гулькине,
Тупуром-тапором, давай бабай сюкором!
Нам давали разную выпечку, сладости, и мы довольные вываливали все из сумок и все вместе ели. Было так весело, интересно.
Я составила небольшую презентацию эрзянских зимних народных праздников, написала приметы. Вот что у меня получилось
Автор: Тарасова Валентина Ивановна