Главная / Дошкольное образование / Разное

Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников»

Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководитель

Содержание

Введение

I. Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования

1.2 Фольклор – источник познания

II. Русский фольклор как средство воспитания экологической

культуры

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

Заключение

Литература.

Введение

Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.

Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - ­экологического материала;

- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.

Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

Задачи исследования

- разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;

- подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;

- составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;

- прививать интерес к русскому устному народному творчеству.

I Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования

Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: зна­ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви­дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально­сти в процессе личного и производственного природопользования; вы­работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю­щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бы­товой и профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования методики экологического вос­питания дошкольников, формирования у детей начал экологи­ческой культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие поло­жения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Понома­рева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человече­ство лишь на последней стадии исторического развития стало гео­логической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образова­ния, при любых способах интеграции его содержания знание эко­логических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.

Именно знание законов позволяет правильно организовать дея­тельность в природе, предвидеть результаты воздействия на жи­вые системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошколь­ном возрасте на конкретном природном материале из непосред­ственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержа­тельного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эко­лого-педагогической работе с любой возрастной категорией до­школьников.

Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологиче­ской - распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической - применимо для лю­бого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообще­ствах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической - оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и под­держание определенных условий для них, т.е. практическую дея­тельность; с психологической - познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обо­значенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.

Таким образом, экологическая культура - это сложная катего­рия, которая развивается на протяжении всей жизни человека; на­чало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сло­жившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, вла­деет методикой - профессиональными навыками развития у малень­ких детей начал экологической культуры.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обу­чения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспита­ния детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности при­роды, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая обра­зованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

1.2 Фольклор – источник познания

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.

Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ре­бенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справед­ливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называю­щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо­бенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, ко­торые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

II. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально поло­жительного отношения к миру как к чу­ду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведе­ний опиралась на следующие принци­пы.

• Доступность содержания детям до­школьного возраста.

• Познавательная и нравственная значимость.

• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого време­ни копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром лю­дей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угады­вать» погоду на ближайшее время, нахо­дить дорогу домой ... Знание и использо­вание примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно ис­пользовать приметы, правильность ко­торых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за го­рами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко ­скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (на­пример, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во вре­мя купания вода); обращаются к кому­ - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молоч­ного) и т.п.

Заклички, приговорки были преис­полнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца на­деждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклич­ки и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай ­

Сколько хочешь поливай

Когда дождь идет долго и дети не мо­гут выйти на улицу, мы призываем сол­нышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко­ Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «преду­гадать» погоду: если она улетит - к вёд­ру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с празд­никами, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Бла­говещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. По­этому эту закличку можно использо­вать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпе­нием, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, по­явилась трава шелковая; в других проси­ли дать богатый урожай.

Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми за­кличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к при­роде, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоя­тельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопро­вождали игры с малышами (с их пальца­ми, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомле­ния с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации ло­шадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха ­

Ушла с голодухи.

Третью - савраску ­

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстра­ции и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красновато­рыжая, с черным хвостом и черной гри­вой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или малень­кие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его ре­альным и понятным.

Дошкольники наблюдают, как убира­ют сено на участке дворники Алексей Иванович и Петр Николаевич; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.

Стучит, бренчит на улице ­

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь?»

«Сено косить»

«На что тебе сено?»

«Коровок кормить»

«На что тебе корова?»

«Молоко доить»

«На что тебе молоко?»

«Ребенка поить»

Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бы­вает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанав­ливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только оп­ределяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопро­вождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыг­рывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые де­тям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, ка­пусты и других овощей обязательно пе­ли приговорные напевы.

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укреп­ляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было про­верить путем наблюдений, в ходе бесе­ды, постановки опытов и т.д.

Например, дети могут понять смысл следующих вы­ражений только в ходе наблюдений.

· Апрель водой славен, почками красен.

· Без росы и трава не растет.

· Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых по­словиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семе­нам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные расте­ния: По форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Вто­рой опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбира­емая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл посло­вицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми сле­дующие вопросы.

· Почему некоторые птицы ночуют в снегу?

· Зачем некоторые деревья и кустар­ники специально засыпают снегом?

· Почему трава под снегом остается зеленой?

· Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл по­словиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбо­мах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следст­венные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целе­сообразно порассуждать о прямом и пе­реносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спе­лые ягоды рябины обыкновенной и ка­лины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем за­рисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообрази­тельности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описа­ния чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, под­нять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особен­ности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загад­ки, я организовала цикл наблюде­ний за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на не­скольких рисунках один и тот же пей­заж, но с разным цветом неба в зависи­мости от погоды: В ясный день (пери­стые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные вы­ражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помо­гало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).

• В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фолькло­ром проводила одновре­менно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием по­требности общаться с природой и при­ходить ей на помощь, участвовать в тру­довой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Дети, видя отдельные явления природы, воспринимают их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ними картины мира. Моя задача - помочь ребятам обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение фольклора для самых маленьких в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Занятия по экологии я преподношу только в светлых тонах, при этом ярко выделяю позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с не­преодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности.

Заключение

Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания по­знавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой ­рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

Я передаю детям свою способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия.

Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.

Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Я стараюсь привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем пр
Автор: Гончарова Ирина Сергеевна

Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников» Гончарова Ирина Сергеевна 25 Июн 2015
документ Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников Паршакова Ольга Рахимзяновна 31 Мар 2015
документ «Воспитание экологической культуры старших дошкольников» Лоскутова Юлия Владимировна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…» Бессонова Ирина Геннадьевна 4 Апр 2015
документ Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека» Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека» пузачкова ироида алексеевна 30 Мар 2015
презентация « Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка» Мараховская Марина Юрьевна 11 Апр 2015
документ Статья «влияние фольклора на развитие музыкальных способностей у дошкольников» Казакова Валентина Александровна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности на тему: «Влияние чувства ритма на координацию движений ребёнка» Тетерина Ирина Николаевна 5 Апр 2015
документ Сообщение из опыта работы на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему: «Воспитание экологической культуры в семье» Чиркунова Елена Николаевна 4 Апр 2015
документ «Духовно – нравственное воспитание на основе экологической культуры» Дьяконова Елена Валентиновна 6 Дек 2015
документ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ») Кудасова Вера Ивановна 31 Мар 2015
документ СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА» Золотарева Наталья Владимировна 21 Мар 2015
документ Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе» Спиридонова Вера Ивановна 30 Мар 2015
документ Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста». Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста». Ившина Наталия Валентиновна 15 Апр 2015
документ «Формирование экологической культуры дошкольников» «Формирование экологической культуры дошкольников» Гатауллина Аниса 19 Окт 2015
презентация Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира" Денисова Галина Павловна 27 Окт 2015
документ Методическая разработка. «Воспитание через художественное слово (загадок, потешек, стихов, народного фольклора) культурно- гигиенических навыков и режимных моментов у детей дошкольного возраста» Баранова Наталья Сергеевна 31 Окт 2015
документ Методическая разработка Тема: «Игры, направленные на экологическое воспитание дошкольников» Кучугура Елена Владимировна 12 Мая 2015
документ Методическая разработка занятия на тему: «Пасха, светлая Пасха» Методическая разработка занятия на тему: «Пасха, светлая Пасха» Жукова Анна Александровна 30 Мар 2015
презентация «Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента» Тупичкина Жанна Александровна 31 Мар 2015
документ Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр») Малиновская Ольга Владимировна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка Тема: «Социально-эмоциональное воспитание дошкольников». Косарева Татьяна Сергеевна 28 Фев 2016
разное «Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины» Першина Людмила Дмитриевна 31 Мар 2015
документ Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе». Артемьева Татьяна Васильевна 17 Апр 2015
документ Наличие собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении детей с природой родного края через поликультурное воспитание» Альканова Ольга Ивановна 9 Мар 2016
презентация, документ Экспериментально- творческий проект на тему : " Воспитание экологической культуры у дошкольников посредством игр" Мухаметдинова Альфия Ибрагимовна 30 Мар 2015
презентация презентация на тему "Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни,воспитание экологической культуры" Королёва Татьяна Петровна 30 Мар 2015
документ Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи Мальщукова Елена Николаевна 31 Мар 2015
документ Родительское собрание «Формирование экологической культуры дошкольников» Жилеева Татьяна Николаевна 19 Окт 2015
презентация, документ Разработка урока по теме: « Византия и ее влияние на развитие европейской культуры VI-XI вв » Грудина Ирина Геннадьевна 15 Окт 2015
документ «Влияние физической культуры на воспитание выносливости у суворовцев» Ковальчук Наталья Александровна 21 Мар 2015
документ Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры» Матвеев Денис Александрович 23 Сен 2015
документ Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Бухрякова Юлия Сергеевна 31 Мар 2015
документ Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Анастасия Дмитриевна Бирюкова 6 Апр 2015
документ Воспитание экологической культуры у дошкольников. Миронова Ольга Александровна 30 Мар 2015
документ Курсовая работа "Воспитание экологической культуры дошкольников" Семенова Алевтина Борисовна 31 Мар 2015
документ Воспитание экологической культуры у дошкольников Походенько Лариса Борисовна 7 Апр 2015
презентация Воспитание у дошкольников основ экологической культуры Толмачева Ольга Павловна 17 Мар 2016
документ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Березовская Юлия Анатольевна 30 Мар 2015
документ «Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик 31 Мар 2015