Консультация для воспитателей "Режиссерская игра"
Режиссерская игра.
Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.
Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует. Режиссерская игра строится на опыте, который должен быть проработан вместе с воспитателем. Это творческий процесс, расширяющий детскую фантазию.
На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.
На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.
Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.
Второй этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры.
Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.
Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.
Главным компонентом режиссерской игры является речь ребенка. Речевое действие позволяет определить развитость словарного запаса ребенка, чувства, которые ребенок вкладывает в то или иное действие предметов.
Особенности режиссерской игры.
1)партнер по игре – игрушка;
2)ребенок может посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций;
3)режиссерская игра очень индивидуализирована. Ребенок в социальном плане находится в собственном знании – «Я отвечаю только за себя».
Со среднего возраста дети объединяются в игру по 2-3 человека. Им надо уметь услышать другого, учиться дожидаться своей очереди. Чтобы детям было легче ориентироваться в сложившейся ситуации, воспитателям необходимо создать индивидуальные условия для развития игровой деятельности. Подбор игрового оборудования должен осуществляться с учетом опыта детей. Игрушки и дидактические материалы должны отвечать следующим требованием:
1.символичность;
2.полифункциональность;
3.преобщение к миру прекрасного;
4.позновательность и т.д.
Таким образом, режиссерская игра развивает фантазию и коммуникативные навыки ребенка, что способствует формированию его личности.
Автор: Жиленко Наталья Владимировна