консультация для родителей "Из истории пескотерапии"
Считается, что истоком «песочной терапии» служит книга известного писателя-фантаста Г. Уэллса
«Игры на полу» (1911). В ней описывается, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.
Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у
М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.
(дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
v В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.
v Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).
v Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
v Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.
Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.
Теперь ее можно на 1/3 или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
v «Чувствительные ладошки»
§ Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
§ Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
§ Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
v «Песочная аппликация». Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
v «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
v «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
v Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Ø Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
Ø наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
Ø летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
Ø обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
Ø жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
Ø домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
Ø деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
Ø объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
Ø транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
Ø объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
Ø объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
Ø аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
Ø естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
Ø фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
Автор: Грицаёва Ирина Николаевна