Коллективное творчество в создание макетов и игрушек из поделочного материала
Способность творчества есть великий дар
природы; акт творчества в душе творящей
есть великое таинство; минута творчества
есть минута великого священнодействия.
Белинский В. Г.
Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами. Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты.
Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в образовательной области «Художественно – эстетического развития» большое внимание уделено формированию у детей творческих способностей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в художественно - эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют, создают макеты и игрушки из поделочного материала, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности, как лепка, аппликация, конструирование, прикладное творчество. Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.
Решая проблему развития коллективного творчества в создание макетов и игрушек из поделочного материала, педагог должен основываться на следующих принципах:
× творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
× учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
× управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
× комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по художественно – эстетическому развитию, в старших группах добавляется конструктивно – модельная деятельность и прикладное творчество, включающие создание макетов и игрушек из поделочного материала. Все работы должны иметь целевое назначение. Педагог подводит детей к тому, чтобы вместе создать макет, сделать украшения к празднику (панно), ко дню рождения ребёнка, спектаклям (игрушки). В. Маяковский сказал: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся создание макетов и игрушек из поделочного материала. Макетирование имеет большое значение в развитии детского игрового творчества. Макет – это уменьшенная модель объекта (леса, гор, поля, озера, вулкана, солнечной системы, города, улицы), фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологическим.
Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Он может быть: настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина; напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах). Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.
Работа по созданию макетов проводится поэтапно.
× 1 этап. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы).
× 2 этап. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Происходит конструирование и художественно-изобразительное творчество в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных ландшафтах. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала.
× 3 этап. Взаимодействие с родителями (подбор материала, участие в конкурсах).
Педагогу в начале работы по созданию макетов необходимо составить перспективно – тематическое планирование, которое поможет систематизировать эту деятельность. А так же отобрать темы, материалы, продумать формы организации работы. (Приложение).
Достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду занимает прикладное творчество, одной из задач, которого является закрепление умения делать игрушки из поделочного материала. Вначале педагог предлагает детям тщательно продумать тему для преобразования предметов (например: театр). Уже сама постановка конкретной задачи дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать, как её выполнить, то есть творчески осмыслить. Затем приготовить все необходимые материалы. Например: бутылочки, формы из-под "киндер-сюрприза", крышки, ткань и какие – то дополнительные детали. Дети стремятся усовершенствовать выбранный предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у них пробуждается творческое мышление. Изготовленные игрушки можно использовать не только в театре, но и просто в играх, подарить в качестве подарка. Так же, как и макетирование, изготовление игрушек из поделочного материала является творческой коллективной деятельностью.
В практике существуют разнообразные формы работы для выполнения коллективной деятельности (например: по созданию макетов и игрушек).
1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
2. Коллективно модельная деятельность на основе совместно –
последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого)
3. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности (в создании макетов и игрушек) имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для создания макета и игрушек, ограниченность детьми способов работы. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.
Таким образом, творческая деятельность дошкольника делает его существом, обращенным к будущему, ведь ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивно – модельной деятельности и прикладном творчестве, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои макеты, игрушки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого макетирования и созданию игрушек. Детей увлекающихся модельно – конструктивной деятельностью и созданием игрушек из поделочного материала, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития.
Автор: Попова Светлана Владимировна