Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.
Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком, отталкиваясь от поставленных специалистом целей, индивидуальных особенностей и предпочтений конкретного ребёнка, близости темы и компетенции в выбранных методиках, психолог, владеющий наибольшим количеством техник и методов работы, значительно расширяет диапазон своей деятельности, а, следовательно, имеет больше возможностей подобрать именно тот метод, который будет наиболее действенным в определенной ситуации и направленный на работу с конкретным индивидом.
Режиссёрская игра, всегда являющаяся нестандартной в проведении, а потому требующая от педагога профессионального опыта и мастерства, в некоторых случаях, может вызывать затруднения в использовании, но? тем не менее, возможна в качестве основы для работы с детьми, имеющими такие особенности развития, как, например РДА. Известно, что в работе с детьми, обнаруживающими признаки аутизации, педагогу бывает непросто подобрать необходимые методы взаимодействия, так как, несмотря на общепринятые классификации, особенности каждого ребёнка этой категории очень своеобразны. Одним из методических приёмов может стать режиссёрская игра. На первых этапах работы выявляются интересы ребёнка и устанавливаются особенности взаимодействия с ним. Таким образом, намечаются возможные темы этой игры. Это могут быть неодушевлённые предметы, их строение, различные процессы, возникающие в мире. Темы могут возникать очень неожиданные и непредсказуемые педагогом.. Для выявления темы могут быть использованы такие методы как эксперимент, наблюдение, беседа как с ребёнком, так и с окружающими его взрослыми. Педагог не предлагает темы, а следует за ребёнком, спокойно поддерживая интересующую ребёнка тему, а также «нащупывает» варианты работы с ней. Этот этап работы специалиста является самым сложным, потому что перед педагогом возникает сразу несколько довольно непростых задач – определить интересующую ребёнка тему, поддержать её искренним интересом (без чрезмерной эмоциональности, которая может отпугнуть ребёнка) и осторожно направлять эту тему в нужном направлении, расширяя её и обозначая новые для ребёнка границы взаимодействия, особенности применения в жизни и так далее, в зависимости от цели работы и специфики выбранной темы. Вот тут могут довольно успешно использоваться элементы сказкотерапии, позволяя вовлечь ребёнка в сказочный сценарий, разыгрываемый на листе бумаги вместе с ребёнком. Как правило, вначале ребёнок наблюдает за действиями взрослого, вслушиваясь в его комментарии, затем начинает «помогать» взрослому или изображению, и даже полностью забрать инициативу на себя. Взрослый же изменяет при необходимости направление игры, привнося новых персонажей или события, внимательно наблюдая при этом за ребёнком (мимикой, жестами, принимаемой позой, комментариями). Ребёнок при этом становится основным индикатором правильности выбранной темы, темпа работы, направления, смены сценарной постановки. Приведу пример из практики.
Ваня 5 лет 4 месяца, посещает детский сад на протяжении 2-х лет. С другими детьми не вступает контакт. Играет один, инициативу к общению ни с детьми, ни с взрослыми не проявляет, прямой взгляд в глаза скользящий, на вопросы, задаваемые в прямой форме не отвечает, хотя на просьбы, связанные с невербальной деятельностью («покажи, где» и т.д.) вариативно завершает ответом. При занимаемой педагогом позиции «рядом» активизируется, чаще пользуется речью для комментариев деятельности, может вариативно давать вербальные ответы, продолжить неоконченные педагогом фразы. Среди интересующих тем – математический счет и всё, что с ним связано – цифры, калькулятор, весы, линейки, часы (при этом понимание времени затруднено, особенно на часах с циферблатом). Закрепляя названия основных и оттеночных цветов, используем разноцветные цифры, разные цифры одного цвета, для активизации названий в речи, используем режиссёрскую игру совместно с элементами сказкотерапии, зарисовывая и обыгрывая по ходу действий сюжет вместе с ребёнком. («Так, вначале, цифра «3» надела голубую куртку, вышла на улицу, но замёрзла. Вернулась домой и переоделась в розовое пальто»). Параллельно в игру вплетается работа со страхами – Ваня панически боится собак и очень брезглив в отношении возможности испачкаться где-либо («Пока «3» играла во дворе, к ней пристроилась весёлая малюсенькая пушистая собачка чёрного цвета, она всё время радовалась игре и забавно виляла хвостиком («вот так!» - изображаем на рисунке)). Разыгравшись, собачка подскакивала на своих маленьких лапках и случайно испачкала лапками розовое пальто. «3» немного огорчилась, но ей понравилось играть собачкой, и она… «Тоже стала прыгать на собачку» - продолжил Ваня. Они играли так ещё какое-то время, но стало темнеть и «3».. «Ушла домой». Когда она сняла своё.. «грязное пальто», то… «сказала «фу, грязное!» и …«надела чистое», а грязное ... «положила в стирку». Она постирала пальто и радовалась, что… «отстирала», а ещё тому, что встретила такую славную собачку.
Ваня включился в игру, хотя инициатором и режиссёром в данном случае был взрослый. Приведённый пример не претендует на идеальный вариант работы педагога с ребёнком, но демонстрирует, как режиссёрская игра может сочетаться с элементами сказкотерапии, При этом варианты работы могут быть использованы в разных комбинациях и сочетаниях, которые составляются в соответствии с поставленными задачами. Как правило, для наиболее полной проработки той или иной проблемы, необходимо использование именно различных вариантов работы, избегая абсолютной шаблонности в действиях педагога.
Автор: Азарова Наталья Владимировна