Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»
Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны
«Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа»
Цель опыта: «Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России».
Идея: «Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности, формируются нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим».
1.1. Сведения об авторе:
Семилетова Людмила Васильевна.
Дата рождения: 28 июня 1965года.
Образование: высшее педагогическое. Окончила Тамбовский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт в 1987 году.
Специальность по диплому: «физика и математика».
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко», г.Уварово, Тамбовской области.
Должность: воспитатель.
Педагогический стаж: 19 лет.
Стаж работы в данном дошкольном учреждении в занимаемой должности: 10 лет.
Награды:
1.2.Условия формирования опыта.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации o людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.
Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому наше ДОУ сосредоточило свое внимание именно на этом. В 2011 году в нашем детском саду была организована работа кружка по духовно – нравственному воспитанию.
Мой опыт формировался в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с детьми группы общеразвивающей направленности 5-7 лет.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию детей опирается на примерную программу «Духовно – нравственное воспитание в ДОУ», разработанную творческой группой педагогов нашего ДОУ.
Данную группу посещают психически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания.
Для приобщения детей к традиционной культуре посредством праздников в группе была создана предметно-развивающая среда:
На работу по духовно-нравственному воспитания дошкольников были включены различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме в образовательных областях: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация» и в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.
А также на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
12.Султанова Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».
«Дошкольное воспитание», 2004 г. (5).
1.3. Теоретическая база опыта.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых институтов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И.Пирогов
«Область педагогика - практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение» – так ещё во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александрийский, в своём сочинении «Педагог». Именно по этому в своей работе использую труды современных педагогов-практиков. Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребёнка – это духовно-ориентированная педагогика.
Найти верный путь в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мне помогли программы «Лето Господне Л.В.Суровой и «Православная культура» Л.Л.Шевченко. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей. Неоценимую помощь в работе оказали программы «Духовно-нравственное воспитание детей» Султановой Н.Н., Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России», Афанасьева С. «Основы Христианской культуры»
Цели.
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5.Формирование духовно-нравственных качеств.
6. Создание условий, оптимально обеспечивающих процесс формирования у детей позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
7. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
8. Приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с православной культурой и историей и пробудить к ней интерес;
- Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим;
- Воспитание нравственных понятий, умений, навыков и привычек, учить оценивать нравственную и художественную стороны явления;
- Продолжать формировать представления о сердечности, доброте. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
- Создавать условия для проявления детьми доброжелательности;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения нaциональных культурных традиций, воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа;
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Оказать помощь родителям по духовно – нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно–образовательный процесс детского сада.
1.4. Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы сохранения нравственных чувств и возрождение культуры народа очевидна. Нам необходимо усвоить достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину. Улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия невозможно, потому что православная культура была ядром истории России на протяжении 10 веков, а русский народ хранителем христианских традиций.
1.5. Новизна опыта.
1. Приобщение к традициям родной православной культуры.
2. Создание программы по православной культуре для детей дошкольного возраста.
3. Развитие творческих способностей детей.
4.Формирование у дошкольников представлений о многообразии народных культур и положительного отношения к ним.
5.Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.
1.6. Принципы организации образовательного процесса.
1.7. Адресность опыта.
Рекомендую данный опыт использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и начальных школ, родителям.
1.8. Трудоёмкость опыта.
- потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
1.9. Технология oпыта.
Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставим определенные конкретные задачи:
Разнообразие форм и методов работы.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и
воспитывает хорошие манеры.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников (Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас), которые мы отмечаем всем детским садом.
Широко используем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. Я начинала использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
Ставила своей задачей перед детьми не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все, же участвовали все с интересом.
Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте, 4-5 лет, я стала использовать пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Например: одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает».
Во время наблюдений, при составлении календаря погоды использовала различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок», учат детей быть дружными трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» - учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка». В своей работе я широко использую беседы. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, позволяю ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В нашей группе проводятся этические беседы – это плановые, подготовленные НОД с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо. Примерные темы бесед: « Будь всегда вежливым», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Ваши добрые поступки», « Как мы помогаем бабушке и маме», «Что такое дружба?», « Когда и в чем нужна смелость», «Сила - не право» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В. А. « Почему Олечка не сорвала цветок?», Ушинского К. Д. «Умей обождать», способствует нравственному воспитанию детей. Поскольку ребёнку легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребёнка – все это влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств я провожу вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры я использую следующие методы:
- групповые родительские собрания;
- консультации;
- дни открытых дверей;
- папки-передвижки.
Проблема духовно- нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость, что побудило меня разработать программу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников «Тропинка к храму», в которую вошли различные методы и формы работы с детьми, родителями и педагогами.
1.10. Результативность опыта.
Работа по духовно – нравственному воспитанию помогла мне поставить воспитательно – образовательный процесс на качественно новый уровень. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ.
Большинство воспитанников моей группы учатся в школе на «4» и «5».
Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим.
Я смогла сформировать в детях позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.
Представленный курс отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических упражнений, пальчиковой гимнастики, различных видов игр, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Самый эффективный, на мой взгляд, является исследовательский метод. После постановки проблемы, обозначаю основные исследовательские этапы:
Таким образом, пройдя целый исследовательский путь, дети приходили к выводам самостоятельно, что в процессе овладения детьми знаний, умений и навыков морально – нравственного поведения в социуме позволило лучше подготовить ребёнка к реальной жизни, которая складывалась из осознания проблемы и её решения.
Автор: Людмила Васильевна Семилетова