Праздник народной игрушки
1 вариант. Рассказ воспитателя о матрёшке
Цель. Познакомить с предназначением русской народной игрушки, ее историей.
Задачи:
- научить воспринимать и ценить прекрасное в любом его проявлении;
- помочь детям попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов.
Оформление: иллюстрации народных игрушек и предметов народных промыслов, выставка: матрешки, куклы «скрутки», «живульки», куклы из соломы, деревянные игрушки, свистульки. Музыкальное сопровождение.
Материал, оборудование:
- для первого варианта приготовить бумажные силуэты матрёшек. Акварельные краски и тонкие кисточки;
- для второго варианта приготовить материал для той куклы, которую будут делать дети.
ХОД
Ростом разные игрушки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
ЭТО куколка – с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка!
ИНОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЯ
Версии возникновения матрёшки.
Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).
Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.
Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Само имя Матрона означает «знатная женщина» .Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России.
Я – тетушка Матрешка, несу грибов лукошко,
За мной родные внучки идут, сложивши ручки.
И все они Матрешеньки, и все они милешеньки,
Все с аленькими щечками, под пестрыми платочками.
Описательные рассказы детей о росписи разных матрёшек:
- Загорская;
-Семёновская ;
-Полхов – Майданская;
- Сергиево посадская;
- Вятская;
- авторская (если есть образцы)
Роспись бумажных силуэтов матрёшек
Дети могут придумать свой узор, образ или повторить понравившуюся роспись.
2 вариант. Мастер – класс «тряпичная куколка»
Цель: Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с
взрослыми.
Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать
фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами
рукоделия.
Автор: Савицкая Елена Константиновна