Формирование навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно себя вести в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего возраста.
Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали.
Основным средством нравственной регуляции поведения являются моральные нормы - это своеобразная модель допустимых и обязующих нравственных вариантов поведения, в соответствии с которыми личность строит своё поведение.
Фундамент нравственного в личности закладывается в самом раннем возрасте. От его прочности во многом зависит гармоничность растущего человека, характер общения между ним и обществом. Общение дошкольников происходит, прежде всего, в семье - с матерью, отцом, братьями, сестрами. У ребёнка, посещающего детский сад, этот круг общения расширяется, - добавляется общение со сверстниками, с работниками дошкольного учреждения.
Культура поведения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов, замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни малыш должен понимать, когда можно шалить, а когда нужно сдерживать желания, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяют такое важное качество ребёнка, как общительность. Оно помогает малышу войти в группу сверстников, стать полноценным членом коллектива.
От овладения культурой поведения в детском саду, в этом нежном возрасте, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости.
Регулировать поведение личности - это с одной стороны, предоставлять ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, поощрять их, с другой стороны - побуждать личность воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведение.
Если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые умения, навыки, привычки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, они не способствуют воспитанию нравственного поведения. Может оказаться, что воспитанный ребёнок, попав в непривычное для себя условия, тут же растеряет все навыки и будет вести себя самым неожиданным образом. Чтобы не попасть в плен нравственного формализма, необходимо видеть конечную цель воспитания - это выработка у ребёнка внутренних механизмов саморегуляции поведения, в превращении внешних требований, предъявляемых воспитателями, во внутренние мотивы поведения.
Если выполнение правил поведения будут ассоциироваться у ребёнка с положительными эмоциями, эмоциональными состояниями, то благодаря этому, правила начнут восприниматься как положительные сами по себе. Постепенно стремление следовать им выступит для ребёнка в виде обобщённой категории «надо». В этом внутреннем побуждении в зачаточной форме представлено чувство долга, которое потом, в более развитом и осознанном виде становится основным мотивом нравственного поведения.
Нравственные чувства и особенно эмоции как форма их выражения выступают своего рода психологическим механизмом, при помощи которого личность постепенно начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Оценки, правила, действия становятся для ребёнка значимыми только тогда, когда они пережиты, эмоционально окрашены. Эмоциональное преподнесение правила, эмоциональное отношение ребёнка к нему способствует его усвоению. Народная мудрость гласит: «Слова убеждаю, пример вдохновляет». Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова и дела, а так же поступки, могли стать примером для подражания. Взрослый должен побуждать детей проявлять ласку, внимание, заботу. Но сначала сам проявляет эмоциональное отношение к ребёнку, затем стимулирует к этому - же детей. Подавая пример, взрослый сам должен достичь его максимальной эмоциональной выразительности.
Воспитателю необходимы основательные знания детской психологии и педагогики. Он должен разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в группе, спокойно и уверенно управлять её жизнью.
Работая воспитателем, я поняла, что важно не только методически грамотно провести занятие. Особого внимания требует организация быта, повседневной жизни детей, а бесконечные жалобы друг на друга выбивают из колеи. Анализ взаимоотношений показал, что дети плохо знают правила поведения. Они не всегда употребляют вежливые слова, мальчики не пропускают вперёд девочек, взрослых, споры детей даже приводили к дракам, дети редко помогают друг другу в повседневной жизни - надеть пальто, убрать на место игрушки и т.п., часто старших слушали не внимательно, перебивали, не делали различия в разговоре между взрослыми и детьми...
Первая задача, которую я поставила перед собой - научить детей действовать в соответствии с правилами. Вот некоторые из них:
каждой вещи - своё место;
все игрушки и пособия принадлежат всем детям;
будь внимателен к товарищам;
будь приветлив;
приди на помощь в трудную минуту и т.д.
После того, как я сформулировала правилами, довела до детей смысл каждого.
Работу над правилами поведения я осуществляла в двух направлениях: развитие представлений о нравственных нормах поведения и в накоплении практического опыта общественного поведения в соответствии с нормами морали. Развитие представлений о нравственных нормах поведения осуществлялось ежедневно в общении с детьми: на занятиях, в беседах, при разборе конфликтов между детьми, практически во всех видах совместной деятельности с детьми. Был использован такой приём: оценочное отношение к поступкам детей. Оценочное отношение в виде поощрения или порицания помогало ребёнку осуществить добровольных выбор поступков.
Цель поощрения - зафиксировать внимание ребёнка на нравственном поведении, вызвать удовольствие в связи с его выполнением, побудить так же других детей. Например: «Мне очень нравится, что все дети играют дружно»; «Хорошо, что Юра, убегая от «медведя» взял за руку Олю. Она быстро бегать не умеет, а вместе они бежали так быстро, что «медведь» их не поймал»; «Я очень довольна, что у нас в группе такие дружные ребята» и т.д. Слова «Мне приятно», «как хорошо», «мне нравится» вызывали у детей радость, удовольствие. Учитывая склонность ребёнка повторять действия, которые приводят к успеху, я постоянно подкрепляла одобрением нравственное поведение детей.
Цель порицания - пробуждение ощущения неловкости, стыда. Осуждая поведение ребёнка, я всем своим видом, отношением давала понять, что огорчена. «Мне не нравится, как играют Ваня и Таня, они грубо разговаривают, оскорбляют друг друга», «Я от тебя этого не ожидала», «Я вынуждена прекратить игру, потому что Витя плохо себя ведёт, толкает детей» - всё это отрицательные оценки, во время которых ребёнок чувствовал, что его поведение не одобряется взрослыми. Это особенно важно, когда дети получают первые представления о взаимоотношениях: ребёнок начинает задумываться над тем, почему его поведение получило неодобрение старших. Но я поняла, что лучше не заострять внимание на отрицательных поступках, ведь похвала действует сильнее, чем порицание. Умная, сдержанная оценка, высказанная иной раз не самому ребёнку, а в его присутствии, как бы «невзначай» другому взрослому, является сильным средством закрепления доброты, чуткости, отзывчивости. Бывали случаи, когда не нужно было спешить оценивать ошибки детей, чтобы ребёнок мог «почувствовать своё поведение», дать ему самооценку. Например: «Марина, я с тобой поговорю позже, а ты пока подумай, хорошо ли ты поступила!». Оценивая поступки, я старалась учитывать возраст, индивидуальные особенности ребёнка, мотивы поступка.
Я понимала, что оценка поступка без учёта мотива может быть ошибочной, так как вместо положительного можно поощрить и закрепить отрицательные формы поведения. Например, Вова защищает Женю не потому, что тот прав, а потому, что он даёт сладости. Детям было сложно овладеть правилами взаимоотношений, когда приходилось считаться с интересами и желаниями других, иногда в ущерб своим желаниям. Здесь очень важна поддержка взрослого в виде поощрения, одобрения. Даже овладев некоторыми правилами, дети вначале побуждали оценить их поступки: «Я помог Юле вымыть кисточки»; «Я играл с Сашей и нечаянно его ударил. Я извинился, я правильно поступил?». Эти заявления - начало сознания необходимости быть сознательным, отзывчивым и, одобряя, я поддерживала ребёнка: «Ты хорошо сделал, как настоящий друг» и т.д. особенно необходимо было одобрение детям несамостоятельным, несмелым - это помогало им завоевать уважение сверстников, повышало уверенность в себе и своих поступках, побуждало их к активности, инициативе. Постепенно дети становились способными самостоятельно высказывать оценочное суждение по поводу поступка товарища, осуществляли сопоставление воспринимаемого поведения с тем, каким оно должно быть. Для тех, кто нарушал правила дружеских взаимоотношений, я моделировала специальные ситуации, в которых эти дети могли бы ощутить отношение сверстников к своим поступкам. Дети сначала непроизвольно выражали соответствующее оценочное отношение, что в последствии переходило в привычку, во вполне осознанный навык. Некоторые дети проявляли активность, желание устранить неправильное поведение товарища. К детским жалобам я старалась относиться со вниманием, потому что во-первых, ребёнок обращается к взрослому за подтверждением законности правила, а во-вторых, ситуация конфликта значима для обоих детей: того, кто жалуется, и того, кто нарушает правило. В этих случаях правило воспринималось заинтересованно обоими детьми. Показателем овладением детьми правил поведения являлось сокращение количества жалоб и угроз. Дети становились способными самостоятельно регулировать взаимоотношения со сверстниками. Характерным для их поведения в этом случае являлось осуждение негативных поступков у сверстников, стремление убедить их, что так поступать не следует, призывом к справедливости: «У тебя же две игрушки, а у меня ни одной»; «Зачем тебе мяч, ты же играешь машиной» и т.д.
Важным условием выполнения правил культуры поведения является предвидение последствий поступков. Для этого детям предлагалось решить проблемные ситуации.
Подбор проблемных ситуаций для решения их детьми способствовал тому, что правила, регулирующие отношения между детьми, этический смысл их действий и поступков, а так же действий самого ребёнка, становились объектом внимания. Ребёнок сам осознавал и думал, как необходимо действовать в данной ситуации. Например: «Диме папа купил самокат. Он привёз его в детский сад. Все дети его окружили, им очень понравился самокат. Как поступит Дима? А как поступил бы ты?». При решении этих этических проблемных ситуаций у детей развивались социальные эмоции - сопереживание, сочувствие и др., а самое ценное то, что формировалась психологическая готовность действовать нравственно по собственной инициативе. В работе над культурой поведения использовался такой приём: разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол. В таком восприятии правило эмоционально окрашивается и побуждает ребёнка следовать ему.
Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных понятий являлись этические беседы в непринуждённой форме. Дети воспринимали и пересказывали события, которые пережили сами или узнали из книг. Я считаю очень важным тот факт, что дети активно принимали участие в беседе: сравнивали и сопоставляли действия литературных героев со своими собственными, вычленяли из жизненных ситуаций образы поведения, последствия поступков, делали обобщения, выводы. Например, в беседе «О чуткости и внимательности» использовался рассказ В. Осеевой «Печенье», «Ваши добрые поступки» - А. Барто, «Вовка - добрая душа» и др. Вовлечение детей в сопереживание с героями литературных произведений способствовало эмоциональному слиянию детей с героями произведений. Нравственная атмосфера, созданная вокруг литературного героя, незримыми лучами проникала в сердце, сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой, становился выбором самого ребёнка; вызывая активный отклик, моральные нормы усваивались.
Важным средством овладения и закрепления правил взаимоотношений является игра, так как в ней ребёнок активно воссоздаёт человеческие отношения. Игровые взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми «переживаются» им, как реальные, поэтому возникшие в игре конфликты не оставляют его равнодушным, безучастным. Направляя детскую игру, разрешая справедливо детские ссоры, я старалась добиться, чтобы правила культуры поведения выполнялись не под давлением авторитета взрослого и использовались не только при решении конфликтов и ссор, а стали внутренними мотивами поведения, побуждающими к моральным поступкам. Очень важно было тактично вмешиваться в игру и отношения, которые возникают в её процессе. При этом нужно было суметь не прервать ход игры, связывая отношения между детьми с уже знакомыми правилами общения. Сначала я наблюдала, как ребёнок ищет выход из острой проблемной ситуации, затем, если нужно, оказывала помощь. Я либо брала на себя ответственную роль в игре и показывала способ решения задачи, либо предлагала детям представить, как действовали бы в этом случае герои книг, фильмов. В игре, через игру, при помощи игры дети приобщались к правилам поведения среди сверстников, так как ребёнку значительно легче подчиниться правилу, потому что в игре правила связаны с выполнением взятой на себя роли. Игра для ребёнка своего рода мостик, который обеспечивает перенос приобретённых знаний в реальные взаимоотношения. Беседы, упражнения в решении различных ситуаций, игры - занятия, а так же наблюдения за игрой детей позволили составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и какие ошибки, неточности есть в их представлении о моральных нормах, на что следует обратить внимание в дальнейшей работе по культуре поведения.
Конечно же, ни одну воспитательную задачу нельзя решить, если нет плодотворного контакта с семьёй и взаимопонимания между родителями и воспитателями. Нужно было приобщить родителей к сложному и тонкому процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим и убедить родителей, что воспитание чувств ребёнка - это тяжёлый, напряжённый, но творческий и счастливый труд. Начиная работу по культуре поведения, вначале учебного года на родительском собрании я сделала сообщение о том, что в группе в течение года будет вестись углубленная работа по данной теме, раскрыла её значение, познакомила с задачами и мероприятиями, которые будут проводиться для их реализации. Родители одобрили моё предложение. В течение года были проведены беседы: «Ваш ребёнок», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Калейдоскоп вопросов»; консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа положительных черт характера ребёнка», «Индивидуальный подход к ребёнку», «Авторитет - основа воспитания» и другие; родительские собрания: «Врождённое и приобретённое в характере ребёнка», «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим». Были оформлены стенд «Такие разные дети»; папка - раскладушка «Из опыта семейного воспитания»; папки - передвижки: «Воспитание самостоятельности при проявлении внимания, заботливости к окружающим», «Воспитание нравственных качеств культуры поведения в семье», «Характер ребёнка зависит от нас».
Велась работа по искоренению физических наказаний, так как наказания часто не останавливают ребёнка перед запретом, а заставляют изворачиваться, обманывать взрослых. В основе семейных отношений должен быть не страх перед физической силой, а боязнь огорчить, обидеть. Я старалась убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, в серьёзном отношении к проблемам ребёнка. В работе с родителями использовался семейный опыт тех, кто строит отношения с ребёнком как с равным, признаёт за ним право на собственную точку зрения , что формирует у детей самоуважение и уважение к окружающим. Только в отношении равенства, взаимного уважения взрослые смогут приобщить детей к духовным ценностям, открыть перед ребёнком мир человеческих переживаний, научить не только соучастию, но и содействию в жизни других.
Я старалась убедить родителей в том, что именно они являются главным примером для детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью. Взрослые должны воспитывать ребёнка и вести себя так, чтобы в любой момент сказать детям: «Делайте и поступайте как мы». Только тогда требования взрослых приобретут особую убедительность и авторитет. Взаимное влияние семейного и общественного воспитания - необходимые условия для успешного всестороннего развития ребёнка.
Для определения уровня овладения детьми навыками культуры поведения в конце года была проведена диагностика, что помогло увидеть результаты проделанной работы. Сократилось количество жалоб. Дети становились способными самостоятельно регулировать взаимоотношения со сверстниками, быть вежливыми и предупредительными с взрослыми. Характерным для их поведения являлось осуждение негативных поступков у сверстников, стремление убедить их, что так поступать не следует, а также призывы к справедливости: «Ты забрал все кубики, давай поделим поровну»; «Не отнимай у меня куклу, а попроси вежливо!»; «Давай играть вместе!» и т.д. Общаясь, дети на практике закрепляли и выверяли, что значит поступать хорошо и что значит поступать плохо. У детей сформировалась психологическая готовность действовать нравственно по собственной инициативе. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поступиться ради другого - хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, наябедничать, пожадничать - достойно осуждения.
Воспитание повлияло на формирование у детей навыков коллективизма, дошкольники осознали, что рядом такие же дети, как и они, сами, свои желания приходиться соизмерять с желаниями других. Например, если ребёнок хотел поиграть в шашки, он предлагал товарищу поиграть с ним, а если товарищ не умел играть, то учил, как нужно играть в эту игру. Если у друга не получалось сооружение, которое он делал из конструктора, то естественное желание - помочь ему в этом, то есть подумать вместе. Общий замысел, возникающий во время игр и совместных дел, вызывал необходимость договариваться между собой, ориентироваться на партнёра, прислушиваться к его мнению, вместе фантазировать и намечать план действий. Каждый ребёнок учился вести себя соответственно складывающимся ситуациям, уважать своего товарища и стараться не ссориться. В процессе общения устанавливались контакты со сверстниками: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумными вторжением. В группе закрепилось правило: если хочешь, чтобы с тобой дружили - старайся не ссориться , проявляй заботу о своём товарище, не оставляй его в беде, не жадничай, умей вежливо обратиться с просьбой, не диктуй своих условий, старайся вести себя скромно.
Так же можно было отметить, что дети не «злоупотребляли» вежливыми словами, как это случалось на начальном этапе работы над правилами. Например, вместо «Я же сказала «пожалуйста», отдай мне куклу!» можно было услышать «Я тоже хочу поиграть с этой куклой, давай играть вместе или по очереди».
В результате проделанной работы установились тесные контакты с семьями, с целью обеспечения единства в воспитании культуры поведения.
В «Дни открытых дверей» родители детально знакомились с условиями жизни и поведения их ребёнка в детском саду, что сыграло немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям и другим членам коллектива. Познакомившись со сверстниками своего ребёнка, родители не остались безразличными к тому, как проявлялась культура поведения их ребёнка в детском коллективе. Постепенно родители с большей серьёзностью стали относиться к воспитанию у детей культуры поведения. Под влиянием различных методов воздействий у родителей повышалась педагогическая культура общения, т.е. они постепенно овладели основами педагогических знаний, и применяли их на практике. Об этом можно было судить по рассказам детей, беседам с родителями.
В результате диагностики и повседневных наблюдений выявлены недостатки. Наблюдались случаи нарушений детьми правил общения: когда нужно было поступиться своими интересами ради других, суметь предусмотреть последствия поступков. Во время игр были случаи повышения детьми голоса из-за спорных вопросов, а иногда дети просто не могли без взрослых решить конфликтные ситуации, обращались за помощью.
Мною были намечены пути устранения нарушений.
Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными и прочными правилами, навыками нравственного поведения.
Для этого я использовала этические беседы в непринуждённой форме; решение проблемных ситуаций; решение ситуаций, анализ которых помогал осознанию нравственной сущности поступка (ситуации были аналогичны тем, которые приводили к конфликтам); а так же напоминание правил, индивидуальные беседы, нацеленные на самоанализ негативного поступка.
Воспитателям, решившим вести углублённую работу по воспитанию у детей культуры поведения, я рекомендую начать с анализа взаимоотношений между детьми, чёткой формулировки правил поведения и с установления доверительных отношений с родителями детей. Именно доверительные отношения способствуют лучшему восприятию советов воспитателя. К разговору с родителями нужно готовиться, продумать форму беседы, консультации, учитывая индивидуальные особенности родителей. Претензии к поведению ребёнка следует преподносить так, чтобы родители воспринимали их как обеспокоенность воспитателя возникшими отклонениями в развитии и поведении ребёнка, желанием педагога помочь родителям исправить поведение малыша. Родителям нужно усвоить, что взрослые должны думать, как вести себя в присутствии ребёнка, понимая, что для человека «в коротких штанишках» он является образцом поведения.
Я бы хотела обратить внимание педагогов на то, что ключ к успешному воспитанию - это высокая культура педагогического общения. Власть над детьми должна быть мудрой и служить орудием проектирования нравственно ценных качеств личности, а личность человека, как известно, «закладывается» в дошкольном возрасте. Вот почему от нас, воспитателей дошкольных учреждений, требуется полная самоотдача; постоянный поиск рациональных путей повышения качества воспитательного процесса; нахождение оригинальных форм, обеспечивающих эффективность работы; неустанного творчества.
Без упорной работы над повышением своего профессионального уровня нет творческого подхода к процессу воспитания. Работа по воспитанию культуры поведения у детей только тогда принесёт желаемые результаты, когда сам педагог любит детей, проявляет душевную щедрость, верит в доброе начало, и возможности, заложенные в каждом ребёнке. Любовь к детям, по-моему, выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир; во внимательном, чутком, искреннем отношении к каждому (!) ребёнку.
Выдающиеся педагоги прошлого и современности постоянно напоминали о ранимости детской души и призывали бережно относиться к детям. Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливое наказание могут нанести ребёнку глубокую, неизлечимую рану. Ребёнок очень нуждается в духовном наставнике, но чтобы стать им, нужно терпеливо выслушивать ребёнка, уметь дать совет, утешить, успокоить. Дети обычно стремятся поделиться с взрослыми своими впечатлениями, переживаниями, поэтому важно не оттолкнуть ребёнка безразличием к детским проблемам. Завоевать любовь детей, - значит, жить жизнью детей, что поможет овладеть секретом воздействия на детей, привлечёт к себе детские сердца. Власть педагога должна быть мудрой и служить орудием проектирования нравственно ценных качеств личности. Я в своей повседневной работе с детьми руководствуюсь гуманистическим (демократическим) стилем общения, так как считаю его наиболее приемлемым и результативным.
Конечно, процесс нравственного развития не настолько прост и прямолинеен, что достаточно педагогу и родителям только направить свои действия на воспитание альтруизма и гуманизма, и личность немедленно изменится. Всё гораздо сложнее, особенно на старших возрастных уровнях, когда уже многое закреплено, спаяно, сращено с другими чертами. Одно, несомненно, - на ранних этапах развития ребёнка разумное сочетание гуманных тенденций в воспитании: уважение, внимание, забота об окружающих с определённой дозой направленности и на себя, конечно же, принесёт большую пользу в формировании культуры поведения детей.
Автор: Маренова Елена Валериевна