Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать в школу. При успешном развитии к концу дошкольного возраста дети утрачивают свою непосредственность, их поведение становится более произвольным, что дает возможность приобрести большую автономию от родителей и включиться в новые формы деятельности в контексте группового общения.
Однако часто дети даже к концу дошкольного возраста не могут сдерживать или неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Возникает ситуация, когда эмоциональная незрелость, препятствует расцвету познавательной деятельности ребенка.
Идеальным способом решения данной проблемы стала музыка. Ещё психолог Б.М. Теплов говорил, что «музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его». Музыка - это и есть собственно эмоция. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.
Из всех видов музыкальной деятельности для развития эмоциональной сферы было выбрано элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой. Элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику.
Элементарное музицирование было выбрано не случайно. Давайте задумаемся, как мы можем понять эмоциональное состояние человека: по его мимике, жестам, позе. Все эти компоненты присутствуют и в элементарном музицировании. Во-первых, в его основе лежит импровизация, т.е. спонтанное выражение чувств и эмоций. Во-вторых, главная функция элементарной музыки – творческое самопознание и самовыражение. В-третьих, и самое главное, оно доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и хореографических навыков.
Взяв за основу технологию Т.Э. Тютюнниковой, мы внесли свои дополнения и изменения в структуру занятий.
Каждое занятие начиналось с коммуникативной игры. Предлагалось поздороваться друг с другом с разной интонацией или от лица кокого-нибудь персонажа. Иногда игра усложнялась: необходимо было изобразить персонажа, передавая его характер с помощью жестов, мимики, голоса. Остальные старались угадать его. Сколько тёплых, положительных эмоций вызывает игра «Волшебный колокольчик (цветок, листок… Фантазировать можно бесконечно)». Суть её в том, чтобы, передавая колокольчик, говорить друг другу добрые слова.
Далее мы переходили к исследованию особенностей и возможностей инструмента: его строения, тембра, динамики. Конечно, можно просто рассмотреть инструмент, послушать его звучание, а можно вместе с детьми придумать целую сказку о Музыкальной Стране, в которой живут музыкальные инструменты. У каждого жителя свой характер, своё настроение: барабан - шумный, иногда бывает сердитым, арфа - добрая, спокойная, маракасы – озорные, а трещётки – настоящие болтушки… Все эти эпитеты сопровождаются не только звучанием инструмента, но и показом пиктограмм с изображением эмоций и мимикой. Так у детей возникают некоторые ассоциации со звучанием инструмента и соответствующей эмоцией. Жители Музыкальной Страны часто встречаются и ведут интересные беседы. Вот здесь можно организовать «разговор инструментов» и даже придумать несложный диалог.
Теперь переходим к этюдам. Главный момент – это импровизация: «Подумай, какой инструмент подойдёт, чтобы сыграть песенку дождя, танец солнечных лучиков, твоё сегодняшнее настроение». Более сложной задачей является исполнение музыки в оркестре. Здесь ребенку приходится подчинять свои эмоции и желания замыслу дирижёра. Дирижёр, в свою очередь, старается выразить свои чувства в звучании и ритме отдельных инструментов.
От таких небольших зарисовок переходим к озвучиванию стихов и сказок. Прежде всего, вместе с детьми обговаривается характер героев. Дети изображают настроение персонажей мимикой, жестами. Затем подбираются соответствующие инструменты. В сказках дети создают целостный образ персонажа в развитии. Например, в сказке «О том, как медведь заблудился» необходимо передать и радостное настроение медведя, когда он гулял по лесу, и страх, когда он заблудился, и усталость от долгих поисков тропинки, и снова радость. Понаблюдайте за ребенком во время музицирования, и вы увидите, что все настроения героя будут передаваться не только с помощью музыкального инструмента, но и мимикой ребенка, жестами и даже изменениями позы, а значит, ребенок вкладывает свои чувства.
В конце занятия обязательно проводятся импровизированные танцы. Здесь дети пытаются угадать, понять настроение мелодии и передать его в движениях.
Конечно, элементарное музицирование процесс трудоемкий. Лучше всего эту работу организовывать как кружковую или в свободное время. И главное помнить, что эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку…
Автор: Макарова Нина Владимировна