Рабочая программа музыкального руководителя
Содержание.
I раздел ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка.
1.1 Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.
1.3 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 - 4 лет.
1.4 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5- 6 лет.
1.5 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6-7 лет.
1.6 Характеристика по музыкальному воспитанию в логопедической группы.
1.7Система оценки результатов освоения Программы
II Раздел СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Проектирование воспитательно - образовательного процесса по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)».
2.2.1 Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.
2.2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие).
2.2.3 Связь с другими образовательными областями.
2.2.4.Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
2.2.5 Культурно-досуговая деятельность.
2.2.6 Работа с родителями по музыкальному воспитанию.
2.2.7 Работа с воспитателями по музыкальному воспитанию.
III Раздел ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Программно-методический комплекс.
Приложение
№1 Диагностические материалы для определения оценка результатов развития музыкальности детей
№ 2 «План праздников и развлечений на 2015-2016 учебный год»
№ 3-4 «План работы взаимодействия с педагогами и родителями по музыкальному воспитанию детей на 2015-2016 учебный год»
I раздел
ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «детский сад комбинированного вида № 6» (далее МБДОУ Детский сад № 6»).
Программа разработана в соответствии:
1. Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ - «Об образовании»;
2. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
3.Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольного образования;
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года)
5. Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6
Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников является модифицированной и составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез 2014
Парциальной программы:
- «Программа «Ладушки», И. М. Каплунова, И. А. Новосколъцева»
- «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями». Е.Н. Котышева Спб.,2010
Программы по национально – региональному компоненту:
- «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова Казань., 2012
Цель рабочей программы: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Задачи:
ü формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
ü формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
ü обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Вместе с тем, наряду с общеобразовательными музыкальными задачами, решаются и задачи здоровьесберегающей направленности
ü Коррекция артикуляции, речевого дыхания, темпа и ритма речи, голосовых нарушений.
ü Развитие пальцевой и лицевой моторики, координации, пластичности, гибкости и других физических качеств.
ü Коррекция речевых нарушений: психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также процессов самоконтроля и саморегуляции.
1.1Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса.
Младшая группа
Старшая группа
Речевая группа
Подготовительная к школе группа
- слушать музыкальные
произведения до конца,
узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте
(октава);
- замечать динамические
изменения (громко-тихо);
- петь не отставая друг от
друга;
- выполнять танцевальные
движения в парах;
- двигаться под музыку с
предметом.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.
- различать жанры в музыке
(песня, танец, марш);
- звучание музыкальных
инструментов (фортепиано,
скрипка);
- узнавать произведения по
фрагменту;
- петь без напряжения, легким
звуком, отчетливо произносить
слова, петь с аккомпанементом;
- ритмично двигаться в
соответствии с характером
музыки;
- самостоятельно менять
движения в соответствии с 3-х
частной формой произведения;
- самостоятельно инсценировать
содержание песен, хороводов,
действовать не подражая друг
другу;
- играть мелодии на металлофоне
по одному и в группе.
Целевые ориентиры по ФГОС
ДО
Ребенок знаком с
музыкальными
произведениями, обладает
элементарными музыкально –
художественными
представлениями.
- слушать музыкальное
произведение, чувствовать его
характер;
- узнавать песни, мелодии;
- различать звуки по высоте
(секста-септима);
- петь протяжно, четко
поизносить слова;
- выполнять движения в
соответствии с характером
музыки»
- инсценировать (вместе с
педагогом) песни, хороводы;
- играть на металлофоне-
Целевые ориентиры по
ФГОС ДО:
ребенок проявляет
любознательность, владеет
основными понятиями,
контролирует свои движения,
обладает основными
музыкальными
представлениями.
- познакомить детей с мелодией гимна РФ;
- определять музыкальный жанр произведения;
- различать части произведения;
- определять настроение, характер музыкального произведения;
слышать в музыке изобразительные моменты;
- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;
- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
- передавать несложный ритмический рисунок;
- выполнять танцевальные движения качественно;
- инсценировать игровые песни;
- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО
ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.
В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в детском саду: - сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
1.3 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 3-4 лет.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.
В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).
Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.
Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Перспективный план по национально – региональному компоненту.
Цели: Вызвать эмоциональный отклик на татарскую народную музыку и музыку татарских композиторов, двигательную импровизацию под нее (самостоятельно или в сотворчестве с педагогом). Начать знакомство со звучанием музыкальных инструментов (курай, тальянка и др.).
Познакомить с простейшими движениями, характерными для татарского танца: «ход с полупальцев», «притоп одной ногой», «борма» (упрощенный вариант), «дробь», «кружение парами». Вызвать желание танцевать. Включать музыку в структуру детских видов деятельности; проводить интегрированные музыкальные занятия с использованием произведений художественной литературы и изобразительного искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию (пониманию).
Месяц
Формы работы с детьми
Репертуар
Сентябрь
Подпевание
Музыкально - ритмические движения
«Цветы растут», татарская народная
мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Марш», муз. Л. Шигабетдиновой; «Осенний вальс», муз.
Ф. Шаймардановой;
Октябрь
Слушание
Музыкально - ритмические движения
«Апипа», татарская народная мелодия в обраб. Р. Еникеевой; «Марш кукол», муз. Р.Еникеева;
Ноябрь
Музыкально - ритмические движения
Музыкально – дидактическая игра
«Танец», муз. Дж. Файзи; «Паровоз», муз. Р. Ахияровой. «Танец зайчиков», муз. Л. Хисматуллиной.
Декабрь
Подпевание
Музыкально - ритмические движения
«Самолет», муз. Р. Зарипова; «Сизый голубь», татарская народная мелодия в обраб. М. Муза-
фарова;
Январь
Музыкально - ритмические движения
Музыкально – дидактическая игра
«Цыплятки на зарядке», муз. Л.Хайретдиновой, сл.
М. Файзуллиной.
Февраль
Слушание
Музыкально - ритмические движения
«Резвушка», муз. Н. Жиганова; «Сердитый мальчик», муз. Р. Зарипова; «Танец
капелек», муз. А. Батыршина, сл. З. Нури;
Март
Музыкально - ритмические движения
Слушание
Праздник «Карга боткасы»
«Жеребенок», муз. А. Бакирова, сл. А. Бикчентаевой, пер. С. Малышева
«Дождик», муз. И. Якубова, сл. Р. Валеевой.
Апрель
Музыкально - ритмические движения
Музыкально – дидактическая игра
«Медвежонок», муз. Ф. Абубакирова, сл. Н. Исан-
бета; «Игра в домики», муз. Ф. Шаймардановой, Ф. Ахметова,
М. Салихова;
Май
Музыкально - ритмические движения
Музыкальная игра
Праздник «Детский Сабантуй»
«Апипа», татарская на-
родная мелодия в обраб. Р. Еникеевой;
1.4 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 5-6 лет.
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Перспективный план по национально-региональному компоненту
Цель: формировать у детей представление о родной музыке, знакомить с традициями и обычаями татарского народа.
Поддерживать интерес к слушанию татарской музыки, эмоциональный отклик на нее. Учить определять жанр музыкальных произведений татарских композиторов, узнавать звучание музыкальных инструментов (домбра, курай, кубыз, тальянка и др.). Познакомить с мелодией Государственного гимна Республики Татарстан. Развивать чувство гордости. Строить певческую работу с учетом природных типов голосов, эмоционально передавая характер песни. Совершенствовать технику исполнения танцевальных движений, отрабатывая их усложненные варианты: «одинарное захлестывание», «дробь», «борма», «бишек», «носок – пятка», «основной ход», «ход с каблука», «боковой ход», «кружение парами» и др.
Месяц
Примерное распределение национального репертуара
Сентябрь
Государственный гимн Республики Татарстан, муз. Р. Яхина; «Вальс»,
муз. С. Сайдашева; «Шурале», муз. А. Ключарёва; «Это – я», муз. Л. Тагировой, сл. Р. Ураксина; «Петух», муз.
Дж. Файзи, сл. М. Джалиля, пер. Ю. Лопатина;
Октябрь
«Осень», муз. и сл. Л. Хисматуллиной; «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки»), муз. Л. Батыр- Булгари; «Соловей-голубь», татарская народная мелодия в обраб. М. Музафарова;
Ноябрь
«Первый снег», муз. А. Батыршина, сл. З. Нури, пер. В. Коркина; «На празднике урожая», муз. Л. Хамиди; «Вальс», муз. Р. Яхина.
Декабрь
«Парный танец», тат. народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина; «Лирический танец», татарская народная мелодия в обраб. А. Ключарёва; «Потанцуем», муз. А. Абдуллина, «Весело танцуем», башкирская народная мелодия в обраб. А. Кубагушева.
Январь
«Кария-Закария», татарская народная песня, пер. С. Малышева; «Голубой цветок», муз. Ф. Шаймардановой, сл. народные;
Февраль
«Веселая игра», татарская народная мелодия
в обраб. Р. Сабитова.
Март
«Пришла весна», муз. Дж. Файзи, сл. Ф. Карима, пер. С. Малышева; «Передача платочка», татарская народ-
ная мелодия в обраб. В. Валиевой; «Найди себе пару», татарская
народная мелодия в обраб. Ф. Залялютдиновой;
Апрель
«Свободное место», татарская народная мелодия в обраб. Ш. Монасыпова; «Разноцветные платочки», башкирская народная мелодия в обраб. А. Кубагушева;
Май
«Игра парами», удмуртская народная мелодия; «Уступи свое место», марийская народная игра. «Малика», муз.
Ф. Шаймардановой, сл. народные; «Юрта», башкирская народ-
ная мелодия в обраб. Ю. Тугаринова;
1.5 Характеристика по музыкальному воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6-7 лет.
Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности — певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы — ре, ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает бóльшую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни и возникает потребность в их повторном исполнении.
Активное физическое развитие способствует более успешному развитию музыкально-ритмической деятельности. Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания. Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений. Различают жанры танцевальной музыки (народная плясовая, полька, вальс, мазурка, полонез и др.), запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках и танцах.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.
В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Расширяется исполнительский репертуар. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать практически все дети данной возрастной группы.
Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.
Яркими и интересными становятся певческие импровизации детей. Они все более носят не подражательный, а оригинальный характер. Так же ярко, неординарно большинство детей способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь прежде всего на музыкальный материал, особенности развития музыкального образа.
Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты для оркестровки песни, музыкальной пьесы, драматизации сказки и т. д.
Перспективный план по национально-региональному компоненту в подготовительной группе.
Цель: формировать у детей представление о родной музыке, знакомить с традициями и обычаями татарского народа.
Приобщать к музыкальной культуре татарского народа. Познакомить с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой музыки.
Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений С. Сайдашева, Ф. Яруллина,Р. Яхина, Н. Жиганова и др
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна РФ. Развивать чувство гордости. Расширять объем основных и танцевальных движений:
«пружинистый ход», «первый ход», «апипа», «прыжковая цепочка», «борма», «бишек», «носок – пятка», «пятка – носок», «дробь», «основной ход», «ход с каблука» «простой шаг», «мелкая дробь», «волчок», «тройной притоп», «кружение парами» и др.
Месяц
Примерное распределение репертуара
Сентябрь
Государственный гимн Российской Федерации, муз. А. Александрова «Марш Советской Армии», муз. С. Сайдашева; «Вальс», муз. М. Трофименко; «Родной край», муз. Л. Батыр-Булгари, сл. З. Туфайловой,
пер. Е. Муравьёва; «Часы», муз. Ф. Ахметова, сл. М. Джали-
ля, обраб. А. Гарифуллиной, пер. С. Малышева;
Октябрь
«Танец птиц и Сююмбике (из балета «Шурале»), муз. Ф. Яруллина; «Наша бабушка», муз. А. Ключарёва, сл.Г. Латыйпа, пер. Ю. Яссона; «Марш», муз. Н. Жиганова;
Ноябрь
«Наша любимая мама», муз. Л. Батыр-Булгари, сл. Ф. Рахимголовой, пер.Е. Муравьёва; «Зима», «Весна», «Лето»,«Осень» (из цикла «Картинки природы»), муз. Р. Яхина;
Декабрь
«Клоуны», муз. Ф. Шаймардановой; «Пчелка», муз. С. Сайдашева; «Скачки», муз. Р. Еникеевой. «Новый год», муз. Л. Батыр-Булгари, сл. Р. Валеевой, пер. Е. Муравьёва; «Елка», муз. Дж. Файзи, сл. Н. Баяна,
пер. Ю. Лопатина;
Январь
«Эйлен-бэйлен – дружный хоровод», муз.
Ф. Абубакирова, сл. Р. Миннуллина, пер. С. Малышева; «Голубое озеро», муз. С. Сайдашева, сл. Г. Насыри, пер. С. Малышева.
Февраль
«Где зимой мели бураны», башкирская народная мелодия в обраб. Л. Тумашева, сл. И. Мазнина; «Ялыке», удмуртская народная песня в обраб. Вл. Емельянова; «Снежок белый», удмуртская народная песня в обраб.
Март
«Весна пришла», муз. Л. Батыр-Булгари, сл. Н. Яхиной, пер. Е. Муравьёва; «Весенние капельки», татарская народная мелодия в обраб. М. Музафарова;
Апрель
«На лугу у ворот», марийская народная песня; «Белая береза», чуваш-
ская народная песня в обраб. Р. Ильгичевой.
Май
«Сапожник», татарская народная игра; «Тюбетейка», татарская народная игра; «Медный пень», башкирская народная игра; «Где платок?», марийская народная мелодия в обраб. Л. Тумашева, сл. Л. Яхнина;
1.6 Характеристика по музыкальному воспитанию в логопедической группе.
Характеристика возрастных возможностей 5-7лет.
К 6 годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения.
Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами и др.
Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (звуке, слове, предложении и др.)
Компетентность в плане физического развития выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Эмоциональность. Ребенок 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций.
Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Произвольность. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Ребенок проявляет волевые усилия.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. он может выбирать занятие по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие. Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни. В продуктивных видах деятельности – изобразительной, конструировании и др. сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.
Особенности развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.
У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа и ритма.
Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.
Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.
Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулирован-ным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики, и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.
Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг
друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.
Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.
Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.
«Телесные музыкальные инструменты» по методике Т. Тютюнниковой.
Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.
Оригинальные
Автор: Яшкузина Евгения Владимировна