"Воспитательные возможности театрализованной деятельности в ДОУ"
«Ах детство, детство! Все-то в его глазах
нарядно, велико, необъятно, исполнено
тайного смысла, все зовет подняться на
цыпочки и заглянуть туда, за небо».
В. Астафьев
На утренниках и развлечениях мы разыгрывали сценки, театрализованные сказки, инсценировки. Шили костюмы, изготавливали декорации, атрибуты. Открывали и пополняли уголки ряжения в группах. Но нам это показалось недостаточно и мы решили в нашем детском саду создать максимально благоприятные условия для реализации на современном уровне задач по театрализованной деятельности детей.
Желание глубже изучить проблему активности детей, развить творческие и музыкально - ритмические возможности, обогатить новыми, яркими впечатлениями, развить интерес к театру, литературе, музыке, активизировать словарь - и побудило нас создать театрализованную студию. Никто не остался равнодушным, все приняли активное участие в создании нашего театра.
В пустующей группе мы обозначили сцену, сшили красивый занавес, в коридоре оформили фойе, а в раздевалке поместили все костюмы и атрибуты - получилась уютная гримерная и костюмерная.
Родители тоже не остались в стороне, видя наши старания и усилия предложили свою помощь: из дома приносили вещи, шляпы, вышедшие из моды, различные реквизиты для игр и этюдов.
С помощью шефов мы приобрели аудиокассеты и методическую литературу по организации театрализованной деятельности.
Итак, театр был создан. Вместе с ребятами дали ему название «Фантазеры». Сначала необходимо было выявить начальный уровень творческих возможностей детей. Проведя диагностику детей и беседу с ними выяснили, кто желает и у кого есть способности к театрализованной деятельности. Так «родился» наш театральный кружок.
В нем занимаются дети старшей и подготовительной к школе группы. По результатам диагностики творческого и музыкально - ритмического развития детей кружок посещает 20 детей.
Хотя, мы разучивали с детьми сценки, инсценировки, потешки, все равно, дети были скованы в движениях, все время старались скопировать друг друга, речь детей была скудна, однотонно подражали.
Исходя из этого была поставлена задача - начать поиск путей активизации творческих способностей детей. Проанализировав конспекты занятий, мы обнаружили, что дана четкая подборка материала и содержания по этому виду деятельности, но в программе «Радуга» отсутствует главное -
предварительная работа и приемы творческой самореализации ребенка в театре.
Поэтому первым шагом в нашей работе было составить перспективный план и мы приступили к работе,
Начали с того, что с помощью родителей сшили перчаточный, пальчиковый театр, а также приобрели театры - резиновый и мягкой игрушки, сами дети на занятиях конструирования сделали человечков из конусов, киндерсюрпризов и другого подручного материала. Самостоятельно из природного и бросового материала под руководством педагогов сделали декорации и атрибуты.
Опробовали упражнения артикуляционной гимнастики и психогимнастики, которые помогли детям раскрепоститься и войти в образы героев и удерживать их.
Вместе прослушивали записи сказок и вели беседы с детьми о поведении, настроении и характере героев. Дети с большим удовольствием вступали в диалог о своих любимых персонажах. Изображали их, используя жесты, мимику, характерные движения, даже изменяли голос подражая им. Рассматривая себя в зеркало дети с восторгом изменяли выражение лица в самых различных ситуациях (радость, гнев, улыбка, грусть, удивление, огорчение и т.д.), обращали внимание на положение бровей, губ, величину глаз, пробовали изобразить персонажей сказок.
Чтобы научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать свое, нам понадобились и помогли этюды на выполнение эмоций: радости, гнева, удивления, печали, страха, интереса, стыда, отвращения, презрения.
Мы не стремились, чтобы у детей были стереотипные образы того или иного настроения. Мы давали им возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Каждый ребенок создавал свою версию, а мы с остальными детьми анализировали, у кого наиболее ярко передано настроение, почему и какими средствами.
Нравились детям загадки на движения и позы: «Отгадай, кто я, отгадай где я, и т.д.». Например: Я иду по залупо залу, смотрю испуганным взглядом, вверх, вниз, по сторонам, и на вопрос: «Где я?», дети отвечают: «В заколдованном дремучем лесу, или в замке кощея» и т.д. Затем дети сами изображают как они ловят бабочек, слушают пение птиц в лесу, собирают ягоды и грибы, кричат «ау».
Полюбились детям сказки в которых есть начало, но нет продолжения, и детям самим приходиться придумывать его. Так же дети с удовольствием мастерят маленьких «героев» из бросового материала и показывают небольшие спектакли, д ргая кукол за ниточки.
Предлагали детям свободно двигаться под фонограмму, музыку для этого выбирали разную (полька, вальс, рок-н-рол и т. д.). сначала дети вели себя
робко, но потом придумывали свои движения увереннее. Конечно в этом им помогал опыт, приобретенный на музыкально - ритмических занятиях.
С большим удовольствием дети распределяли роли между собой и драматизировали сказки, которые им читали. Сначала сюжетные линии этих сказок были бедны, но постепенно они усложнялись (появились новые действующие лица, реплики, костюмы).
Развитию творческой активности способствовали рисунки детей, особенно те, в которых отражал сь настроение героев. Мы давали детям задание: нарисовать грустных или веселых клоунов, добрых и злых фей, пляски кукол и т. д. Под соответствующую музыку дети рисовали. Потом вместе их рассматривали и обсуждали.
Чтобы не погасить в детях огонек интереса к театру, проводили беседы с родителями, просили их. поощрять ребят в этом начинании, помогать им, подсказывать. После выходных дней спрашивали у ребят, какой спектакль они проводили дома, кто был зрителями, понравилось ли им представление. Из ответов детей узнали, что они использовали подручные средства: мамину юбку, сумочку, дедушкину шляпу, трость, одеяло - кулисы, ковер - сцена, парики и т. д. Так в некоторых семьях зародился домашний театр.
Продолжая заниматься с детьми мы старались развить у них творческую самостоятельность. Большое значение придавали импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Темы: «Как мама готовится к празднику». «Как лапа отдыхает», «Как бабушка вяжет», и т. д. Было очень непросто выполнять задания, потому что дети не использовали атрибутов и слов. Но они очень старались показать жестами и мимикой, создавая живые, интересные, неповторимые образы.
Огромная роль в развитии творческих способностей у детей принадлежит театрализованным играм - играм драматизациям. В них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, мы стремились создать все необходимые условия для проявления и развития у детей музыкально - ритмических и творческих способностей. Старались создать атмосфер} свободного выражения чувств и мыслей: в прослушивании музыкальных произведений, придумывании образов героев, в сочинениях песен, в движениях под музыку.
Совместно с воспитателями мы сшили рукавички из клеенки для так называемого «театра рукавичек». Кроме него сделали пальчиковый театр, дети смастерили из природного материала всевозможных фей, цыплят, осьминожек, курочек, козлят, волка, колобка и т. д. Показывали сказки малышам, проявляя фантазию и творчество.
В развитии творческих способностей у детей, нам помогал кукольный театр. Мы обучали детей актер кнм навыкам вождения кукол. Сшили кукол с живой рукой, кукол на анпте, перчаточные, пальчиковые, конусные и многие другие. Одевая их на руки и шею дети могли двигаться, танцевать, переносить атрибуты. В драматизациях
учитывались желания детей, тщательно подбирались песни, танцы. Все это способствовало положительным результатам в работе.
Шло время и накопленный опыт позволил нам начать работу над спектаклем «Глупым мышонок». Сказка была выбрана не случайно. В ней ярко вырисовывается нртвст венная проблема: добра и зла. Мы постарались, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразили желание играть в ней ту или иную роль. Прочитали текст сказки, прослушали песенные мелодии. Затем провели с ребятами беседу, с помощью которой попытались научить их вникать я суть поведения персонажей. Далее слушали фрагменты мелодий для каждого персонажа. Роли распределяли по желанию и индивидуальным особенное; ям детей, их возможностям. Роли разучивали индивидуально, затем по подгруппам, объединяя их в действия. Например: у утки с утятами, у лошади, у свинки, были свои песенки и танцевальные движения. Дети с удовольствием трудились над своими ролями. Костюмы сшили родители, декорации подготовили общими силами. И вот настал день премьеры!
У входа в зрительныйзал большая красочная афиша, в кассе продаются билеты, зрители и театр встречают Пьеро и Мальвина. Звенит звонок, стихает зал, открываемся занавес, звучит волшебная музыка.
Ребята очень переживали в волновались, но выступление прошло прекрасно. Зрители - родителибыли в восторге, а актеры испытали настоящий эмоциональный подъем. Вскоре после спектакля дети начали спрашивать, а какую следующую сказку мы будем разучивать. С тех пор ежегодной доброй традицией в детском саду стали показы театрализованных спектаклей и кукольных представлений. В нашем архиве собраны уже следующие постановки: «Репка,Теремок», «Снежинка», «Глупый мышонок», «Белоснежка и семь гиомо: , «Новый год для Золушки», «Путаница - перепутанница, небывальщина да неслыхальщина» и многие другие.
По результатам диагностики в конце года явно обозначились большие изменения. Дети стали значительнопластично, красиво и ритмично двигаться под музыку. ра скованно держаться в ритмических композициях, эмоциональнее и выразительнеепеть, самостоятельно создавать образ. Большинство из поставленныхзадач были выполнены. Коллектив МДОУ наметил для себя следующие задачи:
Цель, которую мы ставили перед собой, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью- это развитие творческих способностей детей. Мы старались максимально разнообразить жизнь наших
воспитанников и театральной студии интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.
Реализация программы «Радуга» предусматривает тесный контакт педагогов с родителями. Исходя из этого перед коллективом поставлены следующие задачи:
а) совместные спектакли взрослых и детей;
б) воспитатели и родители для детей.
Мы выбрали такую форму общения с родителями как театральные встречи. на этих встречах мы учили родителей наблюдать за
развитием творческих способностей их детей в театре, смотреть на ребенка с позиции того, как у него совершенствуется речь, движения, эмоции, как
ребенок развивается творчески.
Чтобы показать, что испытывают их дети на сцене, мы предложили на одной из встреч разыграть небольшую постановку, причем родители сами выбрали себе роли. Из 8 человек справились с поставленной задачей только два родителя. Это помогло понять и на себе прочувствовать, что ощущает ребенок на сцене и учили родителей быть благодарными зрителями.
После того, как дети посетили настоящий кукольный театр и просмотрели постановку театра который приезжал к нам, мы устраивали встречи родителей и детей, где дружеской обстановке, за чашкой чая, все говорили о спектакле, о поездке в театр высказывали свои мнения. Поздравляли детей с их успехами и достижениями. Это изменило интерес родителей к
театрализованной деятельности детей и объединило детей, их родителей и педагогов в общий коллектив. Что подтверждает проведенное анкетирование родителей.Они стали принимать активное участие в праздниках, совместных развлечениях, оказывали посильную помощь в подборе и пошиве костюмов, атрибутов, декораций. Наши театральные
встречи продолжаются а значит впереди много работы и много радости.
Звенит звонок, зал затихает
И зритель молча замирает.
В театре уж спектакль идет.
И Белоснежку, принц полюбит
Кощея там - Иван погубит ,
В театре чудеса всегда
Люблю смотретъ спектакль я!
Автор: Дорофеева Альбина Алексеевна