Главная / Дошкольное образование / Музыкальное воспитание

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

«Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».

Дидактические игры издавна применялись в целях сенсорного воспитания детей (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

«Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».

Дидактические игры издавна применялись в целях сенсорного воспитания детей (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающие задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием должен объяснить игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Музыкальные произведения выступают перед детьми в своей непосредственной целостности. Детям предстоит из общего комплекса гармоничного сочетания выделить, отметить некоторые свойства, от которых зависит успех развертывания игровых действий. Поэтому в какой-то степени некоторые средства музыкальной выразительности должны выступать более отчетливо на фоне других.

Помимо дидактических игр, для результативности развития музыкально-сенсорных способностей применяют музыкально-дидактические пособия. Они способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства и это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень “важным аспектом развития у детей музыкальной культуры”. Все музыкально-дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Л. Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий, это: для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Все пособия условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). “Весело - грустно”.

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. “Узнай сказку”, “Петушок, курочка, цыпленок”.

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. “Музыкальный домик”, «Громко - тихо».

В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать пособия и игры именно по этому основанию - это по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр - это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры - сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Пособия и игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Таким образом, музыкально-дидактические пособия и игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

Музыкально-дидактические пособия и игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Основное назначение музыкально-дидактических пособий и игр - формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная деятельность. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенный материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Пособия для старших дошкольников, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают на музыкальных занятиях. У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознательное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованности и увлеченности.

Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.


Автор: Евтеева Татьяна Викторовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Евтеева Татьяна Викторовна 31 Мар 2015
документ Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий Булатова Лариса Маратовна 31 Мар 2015
документ Значение, виды и содержание музыкально-дидактических пособий и игр Мельникова Светлана Викторовна 1 Апр 2015
документ Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр Мельникова Светлана Викторовна 1 Апр 2015
документ РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Войтко Татьяна Владимировна 26 Окт 2015
документ Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста Ванцова Марина Николаевна 3 Авг 2015
документ Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности Мельникова Светлана Викторовна 1 Апр 2015
документ Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности с использованием музыкально-дидактических игр и пособий Столяренко Алла Николаевна 1 Апр 2015
документ Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста Некрасова Нина Ивановна 7 Апр 2015
разное Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста Агаджанян Наира Вачагановна 15 Дек 2015
документ Виды музыкально - дидактических игр и методика их применения Антонова Светлана Равильевна 1 Апр 2015
разное Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста Елена Викторовна Корчуева 15 Окт 2015
документ Роль музыкально-дидактических игр в развитии детей Минкова Тамара Семеновна 4 Апр 2015
документ Роль музыкально-дидактических игр в развитии детей Минкова Тамара Семеновна 4 Апр 2015
документ Роль музыкально-дидактических игр в развитии старшего дошкольника. Ольга Александровна Аксёнова 22 Апр 2015
документ Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий Содержание: Введение____________________________________________ 3 Способности как индивидуально-психические свойства     & Ростовщина Елена Александровна 5 Апр 2015
документ «Музыкально- дидактические игры и пособия и их роль в сенсорном развитии музыкальных способностей». Старовойтова Диана Александровна 31 Мар 2015
документ Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольников Джафарова Елена Викторовна 31 Мар 2015
документ Использование дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки Чудинова Оксана Викторовна 20 Мар 2015
документ Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста Шостак Алена Александровна 9 Мая 2015
документ Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Иванова Евгения Николаевна 5 Апр 2015
документ Использование дидактических игр в сенсорном развитии Вилижанинова, Татьяна, Владимировна 6 Апр 2015
документ Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей Алтухова Ольга Олеговна 13 Дек 2015
документ Виды музыкально-дидактических игр. Ольга Александровна Аксёнова 22 Апр 2015
разное Использование дидактических игр в художественно - эстетическом развитии дошкольников. Мальцева Светлана Анатольевна 5 Апр 2015
документ Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр". Анисимова Елена Васильевна 31 Мар 2015
документ "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании музыкальной культуры современных дошкольников" Ульянова Светлана Леонтьевна 5 Апр 2015
документ Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников Мхитарян Арменуи Рафиковна 24 Апр 2015
документ Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Лепкова Ольга Валерьевна 31 Мар 2015
документ Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников Лепкова Ольга Валерьевна 31 Мар 2015
документ Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности. Едлина Надежда Викторовна 31 Мар 2015
документ Дипломная работа на тему «Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1). Соронина Александра Вячеславовна 31 Мар 2015
документ Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа). Хопова Юлия Николаевна 4 Ноя 2015
документ Использование дидактических и развивающих игр, пособий по разделу «Первые шаги в математику» Виткова Оксана Александровна 31 Мар 2015
презентация Презентация для родителей "Учимся, играя" по применению дидактических игр и пособий в домашних условиях Востокова Надежда Николаевна 31 Мар 2015
документ Вариативность использования дидактических игр и пособий в различных образовательных областях. Aхметшина Алсу Фаритовна 13 Мар 2016
документ Вариативность использования дидактических игр и пособий в различных образовательных областях. Хисамова Ольга Владимировна 1 Мар 2016
документ Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей Даулитшина Гульнара Радиковна 14 Ноя 2015
презентация Использование дидактических игр в сенсорном развитии ребенка Кучерова Ольга Александровна 15 Дек 2015
документ Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка Щегорина Наталья Анатольевна 31 Мар 2015